Урок 63. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ
(Обобщение по разделу «литературная сказка». Проверочная работа)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирования | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | Метапредметные: Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные. Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения | Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Ребята, вы на доску посмотрите, Иллюстрации внимательно рассмотрите. В тексте соответствующий отрывок найдите И выразительно прочтите | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают отрывки, которые наиболее заинтересовали их, а также подготовленные пословицы и поговорки, показывают свои рисунки | Выделять существенную информацию из иллюст-рации | ||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||||||||||
III. Работа по теме урока | Проводит обобщающую беседу. – Какие сказки Одоевского и Гаршина вы читали раньше? – Знакомы ли вам другие произведения Аксакова и Бажова? – Составьте список, запишите его в тетрадь. – Объясните своими словами, что такое «литературная сказка»? – Чем литературная сказка отличается от народной? – Как проявляются в литературной сказке фольклорные традиции? – Как вы думаете, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них? – Используют ли писатели в своих сказках прием олицетворения? – Как вы понимаете, что такое повествование? – Назовите произведения, которые можно назвать повествовательными | Отвечают на вопросы учителя. – Литературная сказка – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев. Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме и чаще всего она больше по объему. – Литературные сказки отличаются он народных не только развернутыми описаниями, более замысловатыми сюжетами, разнообразием форм. Читателю легко отличить сказки одного писателя от сказок другого, потому что у каждого из них свой творческий почерк, особый сказочный мир. – Фольклорные традиции в литературной сказке проявляются в нескольких направлениях. Во-первых, в использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников). Во-вторых, литературная сказка заимствует у народной и систему образов: противопоставление добрых и злых героев. Типичные персонажи фольклорных сказок нередко попадают на страницы сказок авторских: злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса. В литературной сказке используются народные средства поэтической речи: постоянные эпитеты, троекратные повторы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие. Литературная сказка провозглашает те же идеалы, что и сказка народная: она укрепляет веру в торжество добра и справедливости, учит сочувствовать герою | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону | ||||||||||||||||
IV. Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу обучающихся.
– Отметьте, какие особенности имеет литературная сказка.
Проводит тест по теме.
– Выберите правильный вариант ответа:
1. Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку?
а) В основе сказки – реальные события;
б) повторяющийся сюжет;
в) автор сказки – реальный человек;
г) добро всегда побеждает.
2. Какого героя сказки называют литературным?
а) Положительного героя;
б) любого героя сказки;
в) главного персонажа сказки;
г) героя сказки, автор которой известен.
3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?
а) «Аленький цветочек»;
б) «Царевна-лягушка»;
в) «Кот в сапогах»;
г) «Спящая царевна».
4. Как называется данная часть сказки?
• И с невестою своей обвенчался Елисей;
• И никто с начала мира
Не видал такого пира;
• Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
а) Зачин; б) кульминация; в) развитие действия; г) исход.
5. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?
а) В. А. Жуковский; б) А. С. Пушкин;
в) И. С. Тургенев; г) П. П. Ершов.
– Соотнесите сказки с их авторами.
| Выполняют задание в рабочей тетради.
– У литературной сказки есть автор. Автор наделяет своих героев индивидуальными чертами характера. Герои сказки – не только люди, но и животные. Много сюжетных линий. Действие происходит в необычной ситуации. Наличие двух миров: реального и волшебного. В построении сказки можно выделить зачин, присказку и концовку.
Выполняют тест.
Ответы: 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5 – а, б, г.
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради (с. 51–54) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Я могу: назвать авторов литературных сказок; сравнить народные и литературные сказки, назвать их особенности; использовать литературные приемы для создания своих собственных произведений; различить тексты описания, повествования и рассуждения; составить рекомендательный список литера- туры | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |