Тема №2
«Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» (Даниил Гранин)
Рецензия на книгу Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона»
Научно-фантастический рассказ Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона» знакомит читателя с историей развития слабоумного Чарли Гордона, написанной им самим как серия отчётов, и его преображения из ошибки природы в научное достояние, из доброжелательного, старательного умственно отсталого в аскетичного и высокомерного гения…
«Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу <…>
Замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие».
В произведении рассматриваются следующие проблемы: 1)торжество разума над моралью, 2)одиночество гения, 3)заточение и свободолюбие разума, 4)поиск абсолютной истины и смысла существования, 5)эгоизм гения, 6)гений в обществе, 7)любовь гения.
Название произведения совпадает с одним из центральных образов-символов: цветы, которые главный герой приносит на могилу подопытной мыши по имени Элджернон, становятся олицетворением их духовного родства. Чарли признаёт в этом создании не подопытное животное-личность. Их отношения проникнуты глубоким уважением и пониманием: после побега с конференции, главный герой становится единственным, кому мышонок позволяет себя взять, позже Чарли выделяет Элджернону отдельную комнату в своей квартире, как полноценному члену семьи и хоронит его совсем как человека. Чарли и мышонок в произведении не просто участники одного эксперимента, они - родственные души, и неслучайно на протяжении всего повествования сравниваются друг с другом. Автор намеренно проводит параллель Чарли-Элджернон, чтобы подчеркнуть: не только мышонок живёт в клетке, она окружает и Чарли. Сначала образ клетки-это барьер, выстроенный обществом вокруг умственно отсталых, к которым принадлежит главный герой, позже это клетка, которую вокруг него создают условия эксперимента и общество, рассматривающее его только в качестве исключительного явления, но не человека. Осознав эту замкнутость системы и свою подконтрольность, Чарли решается на бунт, но, в конце концов, он сам выстраивает вокруг себя клетку, убеждённый в обречённости своего положения и необратимости собственной деградации.
|
Развитие персонажа происходит постепенно. Линию изменения поведения Чарли можно проследить как по форме написания: начало и конец произведения – это безграмотный текст, а основная часть - абсолютно грамотный, - так и по эволюции мыслей героя. Будучи умственно отсталым, Чарли не замечает насмешек окружающих, считает всех своими друзьями и уверен, что единственное его отличие от других – это неумение читать и грамотно писать. Вместе с развитием его интеллекта, эволюционируют и его представления о мире, изменяется круг его общения и интересов, постепенно он отделяет себя от остального общества и начинает искать смысл не просто в книгах, он начинает задумываться о любви: «Я – человек… Я должен любить».
В произведении немаловажную роль автор отводит теме любви. Единственным, что сопровождало главного героя независимо от интеллектуальных показателей на протяжении всего повествования была любовь к Алисе Кинниан - учительнице в школе для умственно отсталых. Сначала он очарован ею, как первой учительницей, позже он влюбляется в неё, подобно подростку, потом чувство, которое он не может объяснить, становится страстью. И только после всех изменений и максимального уровня развития своего интеллекта Чарли Гордон осознаёт, что Алиса-та, ради которой он старался стать лучше, он понимает, что то, что он испытывает - это любовь. И любит не за исключительность, как Элджернона, или за широту познания, которая поначалу привлекает его в профессоре Немуре, нет, он любит её естественность. Когда ему кажется вся жизнь искусственной, он находит в Алисе поддержку, он видит, что она - настоящая. Алиса же единственная не воспринимает его как «часть научного труда», но видит и любит в нём именно человека, его сущность и видела с самого начала, поэтому осознание, что «Алиса - тоже человек, а не богиня» не притупляет его чувство. Даже когда становится ясно, что процесс деградации необратим, Чарли в первую очередь заботится об Алисе: он не хочет причинять ей боль своим видом, поэтому вопреки своему желанию прогоняет её, понимая, что так ей будет легче.
|
Но Алисы для Чарли не достаточно. Сначала он хочет признания общества, которое «<…>не думает о нём как о живом человеке, <…> и считает его, не имеющим права на существование вне стен лаборатории». После разочарования в своих кумирах и достижения максимальной точки своего развития главный герой разочаровывается и в общественном строе и уходит в эскапизм и рефлексию. Чарли хочет найти абсолютную истину в неидеальном мире. И, осознав невозможность осуществления этой задачи, он начинает деградировать как интеллектуально, так и морально. Он ставит на первый план умственный интеллект, забывая об эмоциональном.
|
Хочу отметить, что идея вытеснения чувства разумом в мировой литературе не нова. До Дэниэла Киза, страх власти разума над человеческими чувствами показывали, например, Толстой в «Войне и мире», Достоевский в «Преступлении и наказании». Толстой осуждает власть имущих в лице статичного героя Наполеона – сначала примера для подражания передовым представителям интеллигенции того времени: «император, вышедший из солдат», «правитель, который сам себя сделал». Но позже кумир представлен как самовлюблённый, лицемерный эгоист, играющий судьбами своих солдат, как пешками. Так же и Чарли: за повышением IQ от 70-ти до 185-ти не успевал расти и развиваться его эмоциональный интеллект, поэтому фраза, брошенная одним из сотрудников, проводивших на нём эксперимент,- «Гениальность убила в тебе веру в человечество»,- наталкивает его на мысль: «<…> чистый разум сам по себе ни черта не значит». Чарли не только перестаёт восхищаться своими «создателями» и привычным окружением, но и осуждает их, высмеивает их недостатки и сам учит жизни. У Достоевского главный герой ставит под сомнение нравственные человеческие нормы для проверки и применения на практике своей теории разделения людей на высших и низших. Подобно разделению людей у Раскольникова, Чарли Гордон со временем замечает, что и в его мире в действительности существует жёсткое разделение людей: его не считали ни человеком, ни тем более личностью до того, как коэффициент его интеллекта искусственно не увеличили. Он испытывает боль и непонимание от осознания, что его не воспринимали как полноценную часть человеческого общества. Герой приходит к осознанию, что для человечества в целом «<…> если у человека КИ меньше ста, он не заслуживает рассмотрения». Но, став гением, он не замечает за собой, как начинает и сам дискриминировать людей. Например, Чарли осуждает беременную женщину, встретившуюся ему в парке, вместо того, чтобы сострадать ей и попытаться помочь. Он требует от профессоров и окружающих слишком многого, он требует от них гениальности, претензии на абсолютную истину, уверенность в которой пошатнулась после его «перерождения»: «Ты знаешь. Ты видишь. Но не понимаешь. В тебе нет терпимости. Ты именуешь учёных притворщиками, но разве кто-нибудь из них сказал, что он совершенен, что он – сверхчеловек? Нет, они – простые люди. Это ты – гений».
Говоря о чувствах, вызываемых героями, стоит сказать, что с течением повествования я проникся состраданием к главному герою. Он показан человеком, который не смог найти смысл жизни, и потому мир не дал ему шанса на самостоятельное существование.
Актуальность произведения в современном мире чрезвычайно высока. Написанный больше полувека назад, роман предсказал острую проблему эмпатии общества настоящего времени. Сегодня тема «встречают по одёжке, а провожают по уму» звучит как нечто банальное и отжитое, потому что даже самую невзрачную, нелепую «картинку» можно растиражировать, вложив в неё скрытый «высокий» смысл. К известной пословице стоит добавить «но любят за душу». Для искренних, тёплых отношений необходимы именно человеческие качества. Невозможно привязаться к человеку, полюбить его, основываясь только на его умственных способностях.
Автор заключает, что не огранённый человечностью интеллект не может существовать самостоятельно. Ему необходима власть со стороны, иначе он сам себя погубит.