Обучающее занятие
«Курение – фактор риска»
Время и место: 17 мая 2022, 15.00 часов, актовый зал МБУДО БГО Ц «САМ».
Оборудование: ноутбук, презентация, ручки, листочки, цветная бумага и флажки 2-х (или более) цветов (по количеству команд), фломастеры, воздушные шарики по количеству участников, «Мусорная корзина», жетоны.
(участники сидят полукругом перед экраном, на котором
1 слайд – название занятия «Курение – фактор риска»)
- Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии «Курение – фактор риска», которое посвящено актуальной проблеме табакокурения среди молодежи. Как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для сегодняшней встречи? (ответы)
- Ежегодно 31 мая отмечается Всемирный день без табака. В рамках данной даты проводятся разнообразные мероприятия с целью профилактики курения и пропаганды здорового образа жизни. И в преддверии этого праздника в своих образовательных организациях вам нужно провести любое профилактическое мероприятие и прислать по нему отчет.
- Каждый год число курильщиков увеличивается на несколько миллионов. Табачные кампании делают деньги на вредной привычке человечества, а мошенники зарабатывают на желающих бросить курить, придумывая так называемые «безопасные» сигареты, которые «помогают» бросить курить.
- Начнем наше занятие с упражнения, которое поможет нам взбодриться перед предстоящей работой. Прошу всех встать и образовать круг.
Упражнение «Руки вверх»
Правила следующие: ведущий, пока в этой роли выступлю я, ходит внутри круга, затем останавливается перед любым участником и говорит: «Руки вверх!» этот человек продолжает стоять спокойно, а вот его соседи должны поднять руки: сосед слева – левую руку, а сосед справа – правую и назвать свои имена. Тот, кто ошибся или среагировал медленнее, становится ведущим. Давайте попробуем.
Обсуждение:
· Какое у Вас сейчас настроение?
· Как Вы себя чувствуете?
- Присаживайтесь на места и продолжим наше занятие. Казалось бы, никаких новых данных по этой теме нет, о вреде курения знают все. Но почему же люди продолжают курить, равнодушно проходить мимо курящих подростков и продавать сигареты несовершеннолетним? От кого все это зависит? Как сделать так, чтобы этого не было? Конечно же, от нас самих. Мы творцы своей жизни и своего здоровья.
- Для обсуждения всех этих вопросов мы сегодня собрались. Давайте посмотрим статистику Всемирной организации здравоохранения вреда от курения в России: (слайд)
· ежегодно от последствий курения умирает около 500 тысяч человек;
· рак легких в 90 % случаев вызван табачным дымом;
· 50 % любителей табака не доживают до пенсии;
· каждый четвертый трудоспособный гражданин страдает от болезней, возникших в результате курения;
· сердечно-сосудистые патологии и заболевания желудка со смертельным исходом встречаются у курильщика в 12 раз чаще, чем у некурящих людей.
- Сейчас предлагаю упражнение «Диаграмма», которая покажет ваше мнение к проблеме курения. Для этого вам нужно встать в одну колонну (если участников около 20 человек, то в две колонны лицом друг к другу на большом расстоянии). Сейчас я буду задавать вам вопросы, а ваша задача делать шаг вперед – если согласны с вопросом, делать шаг назад – если не согласны с утверждением и оставаться на месте – если сомневаетесь в своем ответе. После каждого данного ответа возвращаться на исходное место. Всем ясно задание? Переходим к вопросам:
* лёгкие сигареты безвредны.
* курить электронную сигарету безвредно.
* сигареты повышают творческий потенциал.
* прекратить употреблять сигареты можно в любой момент.
* курящие люди очень часто не осознают, что зависят от них.
* зависимость от сигарет формируется только после их многократного употребления.
* многие подростки начинают употребление сигарет «за компанию».
- Движение нашей диаграммы позволило понять ваше отношение к курению. А теперь можете присаживаться.
- Все знают о вреде табачных, но не все слышали о вреде паровых курительных изделий. Хочу представить вашему вниманию один видеосюжет (об эксперименте на крысах про вред вейпа)
- Какие выводы вы можете сделать после просмотра данного видео? (безопасных и безвредных способов курения не существует.)
- Для эффективной работы нам нужно разделиться на группы, в которых вам предстоит работать в дальнейшем. Деление проведем следующим образом: вам необходимо образовать круг, ведущий – я, проходит снаружи круга и говорит на ухо каждому участнику любой цвет. На слова: «команда - соберись», ваша задача собраться в команду по цвету, не произнося ни слова. Готовы? «Команда – соберись». (собираются)
- А теперь присаживайтесь за столы с соответствующим цветом (на столе лист цветной бумаги, цвет которой говорился в упражнении на деление. Цветов может быть от 2-х до 5-ти). Дальнейшая работа в командах будет оцениваться. За каждый правильный ответ я буду давать командам жетоны, и в конце занятия определится один победитель.
- Задание – разминка: придумать название команды, состоящее из одного слова, связанного с ЗОЖ. Записать на листе цветной бумаги. Кто быстрее справится с заданием, получит первый балл в копилку команды. Готовы? Пишем (придумывают) Кто готов? (отвечают)
- Первое задание, которое я предлагаю вам сейчас выполнить – это дать ответы на вопрос: «Что я знаю о негативном воздействии табакокурения на организм человека». Даю вам 5 минут, чтобы обдумать ответы и записать варианты. Чем больше ответов вы предложите, тем больше баллов принесете команде. (пишут) А сейчас предлагаю озвучить ваши варианты, не повторяясь. (зачитывают)
- А теперь давайте обратим внимание на статистические данные. (слайд) В России курят 65 % мужчин и свыше 30% женщин, причем половина из них начали курить еще в подростковом возрасте.
- Свыше 20% российских курильщиков пристрастились к вредной привычке в 14-15 лет. В этом возрасте курят более 40% мальчиков и около 7% девушек.
- О чем думают подростки, закуривая впервые? О чем угодно, только не о вреде никотина. Возможно, что о многих последствиях подростки просто не знают.
- Исходя из представленных данных, мы с вами увидели, что большое количество курильщиков подросткового возраста и с каждым годом этот возраст уменьшается.
- Предлагаю сейчас написать причины, по которым на ваш взгляд, начинают курить подростки. У вас есть ровно 5 минут на написание ответов. (пишут) Чем больше причин вы укажете, тем больше баллов принесете команде.
- Отлично все справились с заданием, а теперь предлагаю поменяться вашими листами с другими командами и написать альтернативные позитивные способы удовлетворения данных причин. Чем больше вариантов вы предложите, тем больше баллов вы принесете команде. (пишут)
- Никотин, хоть и слабый наркотик, но вызывает быструю и сильную зависимость, отсюда и сложность отказа от курения. Многие люди, осознав всю пагубность своей привычки, все же решают расстаться с этим «удовольствием». Что поможет помочь в данной ситуации самому курильщику? (ответы) Кодирование, психотерапия, антиникотиновые жевательные подушечки и самое главное средство – решимость и воля самого курильщика.
- Уверена, что у каждого человека есть свои вредные привычки. Сейчас я предлагаю взять вам листочек и написать на нем свою привычку, от которой вы хотите избавиться. После этого вы можете смять или разорвать свою привычку и бросить в наше «Мусорное ведро». (пишут, ведущий проходит с корзиной «Мусорное ведро», а участники выбрасывают свои листы.)
- Здорово, вот и избавились от своих дурных привычек, которые мешают вам быть еще более здоровыми. Надеюсь после данного ритуала вы не вернетесь к ним.
- Любая зависимость начинает формироваться с привычки, а чтобы избежать даже ее выработки изначально не нужно делать первый шаг. Всех этих последствий можно избежать, если уметь говорить «НЕТ» не только самому изделию, но и человеку, который предлагает что – то негативное.
- Сейчас давайте посмотрим, кто из вас и как сможет противостоять давлению и уговорам окружающих, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Для начала предлагаю вспомнить способы отказа, существующие в психологии: (слайд)
Отказ – соглашение. Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино?» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Приглашаю выйти по одному представителю от команды. Ваша задача разыграть ситуацию: один участник предлагает попробовать вредный продукт, а другой отказывается, не доводя ситуацию до ссоры. (разыгрывание)
Благодаря данному упражнению вы поупражнялись в отработке очень важного навыка, который пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите.
Комментарий учителя (Использован ли аргумент «Я не хочу», если вы, действительно, решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.). Проиграть варианты (друг другу, взрослый ребенку, в компании сверстников).
- А сейчас предлагаю небольшую викторину. Я буду озвучивать вопросы, а варианты ответов будут предложены на экране. Право первого ответа будет у команды, которая первая поднимет флажок. Правильный ответ равен 1 баллу, который будет засчитан команде. Готовы? (слайды)
1 вопрос: Кто обнаружил в табаке никотин?
а. Жан-Жак Руссо
б. Жан-Поль Бельмондо
в. Жан Нико
2 вопрос: В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
а. В Испании
Б. В Италии
в. В Бразилии
3 вопрос: Книга, написанная английским королем Яковом I в 1604 году, называется…
а.«О вреде табака»
б. «О пользе курения»
в. «Об истории трубки»
4 вопрос: Кого называют «курильщиками поневоле»?
а. Тех, кто находится в обществе курящих
б. Тех, кого заставляют курить принудительно
в. Тех, кто курит в общественных местах
5 вопрос: В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запретов на курение?
а. Медики
Б. Пожарные
в. Церковь
6 вопрос: В школах Китая курильщиков ожидает изнурительное наказание. Какое?