Технологическая карта учебного занятия




Занятие №_____ по дисциплине МДК.02.04 Дизайн упаковки

Количество часов _ 6 __

Тема Стадия разработки изделия (упаковки)

Занятия: __ комбинированное учебное занятие

Вид занятия: __ лекция ____

Цели: ознакомить студентов с основными этапами разработки изделия

Овладение обучающимися:

 

1. общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

2. профессиональными (ПК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Осуществлять технические измерения и метрологическое обеспечение технологического процесса.
ПК 2.2. Определять соответствие полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции отраслевым стандартам.
ПК 2.3. Выявлять брак полиграфической продукции на каждой стадии технологического процесса и выяснять причины его появления.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по закрепленному виду работ.

 

Оборудование: __ упаковка ________________________________

Ход занятия:

1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. (1-5 мин) Проверка по списку присутствующих на паре

2. Проверка знаний обучающихся. Подведение итогов проверки (__ 30 __мин) Ответить на поставленные вопросы по Верстка графического дизайна этикетки, тары и упаковки

Графический дизайн этикетки, тары и упаковки

Основные полимерные материалы для производства тары

Графический дизайн этикетки, тары и упаковки. Верстка графического дизайна этикетки. Требования к верстки. Классификация и общая характеристика полимерных материалов.

Практическая работа № «Варианты шрифтовых композиций. Модификация шрифта. Методическая последовательность выполнения шрифтовой композиции. Пропорции, ритм, равновесие»

Самостоятельная работа «Цветовая гармония в графическом дизайне»

Самостоятельная работа «Основные способы производства полимерных пленок»

Тема Мягкая тара

3. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач занятия (_ 10 ___мин)

Тема Стадия разработки изделия (упаковки)

4. Изложение нового материала, применяемая методика (_ 40 ___мин)

Разработка конструкции упаковки представляет собой сложный многоступенчатый процесс, для которого характерны три четко выраженные фазы:

- разработка технического задания;

- разработка проектной конструкторской документации;

- разработка рабочей конструкторской документации.

Для каждой фазы характерны своеобразная целевая установка, различная глубина конструкторской проработки технических решений и степень укрепления их технико-экономических оценок.

В зависимости от комплекса требований к проектируемой упаковке процесс конструирования может содержать следующие стадии: разработка технического задания, технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочего проекта.

Разработка технического задания представляет процесс установления исходных требований и формирование предварительных (возможных и желательных) очертаний объекта разработки.

Техническое задание разрабатывается на основе заявки и исходных требований заказчика. Оно должно содержать результаты выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, научного прогнозирования, маркетинговых исследований рынка потребления, анализа передовых достижений и технического уровня отечественной и зарубежной упаковки, изучения патентной документации с учетом базовых показателей качества.

Техническое задание является обязательным исходным документом на разработку конструкции упаковки и конструкторской документации на нее.

Техническое задание в общем случае должно состоять из следующих разделов: наименование и характеристики упаковываемой продукции; основание для разработки - (наименование документа); цель и назначение разработки; источники разработки; технические требования; экономические показатели; стадии и этапы разработки.

На стадии технического задания обязательно разрабатывают подраздел «Требования безопасности», где указывают требования к обеспечению безопасности при изготовлении, распределении и потреблении упакованной продукции[10, стр.51].

Техническое предложение ТП (ГОСТ 2.103-81, ГОСТ 118-73, РД 50-410-83) представляет собой совокупность конструкторских документов, которые должны содержать техническое, социологическое, эстетическое и техноэкономическое обоснование целесообразности разработки упаковки на основании анализа технического задания и различных вариантов с учетом конструктивных, эксплуатационных, эргономических особенностей разрабатываемого и существующих конструкций упаковки.

При разработке технического предложения выполняются следующие работы:

- сбор данных и анализ (функциональный, эстетический, эргономический, технологический) прототипа изделия и его аналогов;

- определение вариантов возможных конструктивных, эргономических, цвето-фактурных решений;

- определение принципов действия, размещение узлов;

- проверка патентной чистоты предложенных вариантов и соответствие их требованиям технологии пищевых производств и эргономики;

- сравнительная оценка рассматриваемых вариантов;

- выбор оптимального варианта конструктивного решения и обоснование его выбора.

Эскизный проект «ЭП» (ГОСТ 2.103-81, ГОСТ 2.119-79) - совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и особенностях упаковки, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемой упаковки.

В общем случае, при разработке эскизного проекта проводят следующие работы:

- выполнение в эскизах вариантов возможных решений;

- определение особенностей вариантов, их конструктивную проработку;

- выполнение эскизов в графике и в объеме;

- разработку и оценку упаковки на технологичность, по показателям стандартизации и унификации;

- разработку и оценку эргономического и цветофактурного решения;

- окончательную проверку вариантов на патентную чистоту;

- сравнительную оценку рассматриваемых вариантов;

- выбор оптимального варианта;

- обоснование выбора, подтверждение (уточнение) предъявляемых к изделию требований (техническая характеристика, показатели качества и так далее).

В подробном техническом задании на конструирование упаковки уже может содержаться большинство сведений, устанавливаемых в процессе выполнения технического предложения и эскизного проекта. Естественно, что при наличии такого исчерпывающего технического задания отпадает необходимость в разработке технического предложения и эскизного проекта.

Технический проект «ТП» по (ГОСТ 2.103-81, ГОСТ 2.118-73, РД 50-410-83) представляет собой совокупность конструкторских документов, которые должны содержать техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки документации упаковки на основании анализа технического задания и различных вариантов возможных решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих вариантов упаковки.

«ТП» - совокупность конструкторских документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемой упаковки, и исходные данные для разработки рабочей документации. На этом этапе заканчивается процесс творческого, композиционного поиска, проводится окончательная компоновка взаимного расположения узлов и деталей.

Конструкция упаковки воспроизводится в сборочном чертеже общего типа и чертеже (рисунке), полученном в результате художественно-конструкторской проработки формы. Эти чертежи могут быть как раздельными и выполненными в различных масштабах, так и совмещенными. При необходимости производится моделирование и макетирование. Разрабатываются эскизы сложных поверхностей.

В технический проект входят: пояснительная записка с описанием схем, сборочных чертежей и другие, сборочные чертежи общего вида и сборочные чертежи узлов, показывающие окончательную разборку конструктивного, эргономического и цветофактурного решения, схемы - принципиальные, общие, кинематические и тому подобные.

Рабочая конструкторская документация (РКД) включает все сборочные чертежи упаковки и их полную деталировку, спецификации по каждому сборочному чертежу, комплексу и другие.

Спецификация - документ, содержащий перечень всех составных частей, входящих в данное специфицированное изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию. Спецификацию выполняют по ГОСТ 2.108-81.

РКД включает составленную в соответствии с ГОСТ 2.106-81 пояснительную записку. Она включает все описательные материалы, необходимые прочностные, экономические и другие расчеты.

В пояснительной записке приводят сведения о стандартных, унифицированных и заимствованных сборочных единицах и деталях, которые были применены при разработке изделия, а также показатели уровня унификации и стандартизации.

Разработка проектной конструкторской документации включает процесс последовательно углубляемой технико-экономической проработки инженерных решений, осуществляемый на базе данных технического задания, результатов научно-исследовательских работ и практического опыта.

Эта фаза в зависимости от новизны и сложности конструкции может включать следующие стадии разработки:

многократное (многовариантное) моделирование объекта в документации, сопоставление и анализ различных моделей, основанных на сочетании различных по новизне, сложности и другим признакам составных элементов, выделение оптимального варианта (разработка технического предложения);

проработку и изучение основных составляющих элементов оптимального варианта модели объекта и принципов их взаимодействия (разработка технического предложения);

всестороннюю проработку модели, всех её элементов и их взаимосвязей, позволяющую получить полное представление об устройстве и принципе работы объекта и принять окончательное техническое решение по исходным материалам, составу и структуре изделия (разработка технического проекта).

Разработка рабочей конструкторской документации является процессом материального воплощения результатов инженерного поиска, систематизации опытно-промышленных данных и сопоставление их с техническим заданием, внесения необходимых уточнений в документацию.

Каждая проектируемая и внедряемая конструкция должна удовлетворять трём основным требованиям: техническим, социальным и экономическим. Эти требования часто носят противоречивый характер, поэтому задача конструктора заключается в выборе из множества возможных решений одного, наиболее полно отвечающего всему комплексу требований в целом.

В техническом отношении конструкция должна быть на уровне современных достижений науки и техники и обеспечивать возможность оптимально решать определённые технологические и производственные задачи. Конструкция должна отвечать функциональному назначению и обеспечивать заданные параметры. Вместе с тем, она должна обладать необходимыми эксплуатационными качествами, например надёжностью.

Социальные требования диктуют способность конструкции обеспечивать улучшения условий и обеспечение труда при её изготовлении и эксплуатации, быть безопасной, не загрязнять окружающую среду.

Экономические требования предусматривают, чтобы реализация проекта была не только конструктивно и технически возможна, но и экономически целесообразна. Многие конструкторы считают, что конструировать с учётом экономических требований - значит уменьшить стоимость изготовления изделий, избегать сложных и дорогих решений, применять наиболее дешёвые материалы и наиболее простые способы обработки. Но это лишь часть задачи. Главное значение имеет то, что экономический эффект определяется полезной отдачей изделия и суммой эксплуатационных расходов за весь жизненный цикл изделия. Стоимость изделия является не всегда главной, а иногда и очень незначительной составляющей этой суммы. Особенно часто такое встречается при проектировании упаковки.

При разработке конструкции складных коробок и ящиков из картона или гофрокартона учитывают качественные характеристики упаковываемого продукта, механические и физико-химические свойства материала упаковки, его цену и ряд других не менее важных показателей. [10, стр.58-61]

Полная схема разработки нового изделия включает следующие основные этапы: научно-исследовательские работы (далее НИР), опытно-конструкторские и опытно-технологические работы (далее ОКР), освоение производства (рис.1.1.1).

Как известно, российский рынок производства упаковки еще очень молод и относительно недавно стал ориентироваться на стандарты индустрии, принятые в развитых странах. Около 10 лет назад парк полиграфического оборудования, предназначенного для послепечатной обработки (штанцевальные прессы, фальцевально-склеивающие линии и так далее) был представлен в основном образцами советского производства и слабо автоматизирован. Проектирование же упаковки и вовсе находилось в зачаточном состоянии и выполнялось в лучшем случае грамотными чертежниками по всем правилам машиностроительного черчения, а в большинстве случаев производственники обходились эскизами и приблизительными допусками. Однако за последнее десятилетие ситуация резко изменилась. На рынке появились высокотехнологичные и производительные штанцевальные автоматы, автоматические линии многоточечной склейки. А повышение степени автоматизации производства неизбежно ведет за собой выработку определенных стандартов и требований как к производимой продукции, так и к используемым инструментам и расходным материалам. Это относится и собственно к конструкции упаковки, приводит к необходимости использования специализированных инструментов для ее разработки.

Такие инструменты представлены на западном рынке в достаточном количестве (это пакеты программ Marbacad, Impact, Artios CAD, Score и другие). На российском рынке эти программы в настоящее время не получили широкого распространения. Тем не менее, отставание программного обеспечения от оборудования все более и более очевидно и многие предприятия сейчас приходят к необходимости использования профессионального программного обеспечения в области конструирования упаковки.

Применение САПР (систем автоматического проектирования) оправданно и необходимо при разработке конструкции упаковки (конструктивный дизайн), подготовке раскладки на печатный и штанцуемый лист сообразно экономическим и технологическим требованиям, проектировании и изготовление оснастки для высечки [8, стр.5].

Автоматизация проектирования занимает особое место. Её составными частями являются многие современные информационные технологии: техническое обеспечение систем автоматизированного проектирования (САПР) основано на использовании вычислительных сетей и телекоммуникационных технологий, математическое обеспечение САПР отличается богатством и разнообразием используемых методов вычислительной математики, статистики, математического программирования, дискретной математики, искусственного интеллекта.

5. Закрепление изученного материала, применяемая методика (_ 40 ___мин) Практическая работа: составления блок –схемы разработки упаковки

6. Подведение итогов (__ 10 __мин) проверка записи конспекта у отстающих студентов. оценивание отвечающих студентов _______________________________________________

7. Литература, для подготовки к занятию Д [6], стр. 450

8. Задания для обучающихся на дом: конспект, с амостоятельная работа «Требования и ГОСТы при моделировании мягкой тары»

Преподаватель ___________________ Нелина Н.И.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: