Характеристика современных шрифтов-прописей
Вплоть до начала 70-х годов в начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX в. (волосные и нажимные линии, большие и малые пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, т.к. современные средства письма — шариковые авторучки — непригодны для тонкостей старой каллиграфии).
Возникла жизненная необходимость разработки и внедрения новых упрощенных и соответствующих современным массовым орудиям письма прописей, письменных шрифтов.
Отличительные черты современных шрифтов-прописей:
-безнажимное письмо,
-упрощено начертание многих букв,
- сближено написание строчных и заглавных букв,
-рассчитаны на ритмичное письмо,
-направлены на безотрывное письмо (соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил).
-предполагают способ повторного проведения линии по уже проведённой (например, буквы «о» и «л»),
-ориентированы на обучение письму по образцам.
13.Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины
ВИДЫТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Виды трудностей | Возможные причины | Тип трудностей | |
Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента). | -недостаточная сформированность зрительной памят, -недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, -недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования), -форсирование темпа обучения. | специфические специфические неспецифические неспецифические | |
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента. | -недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, -недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, -форсирование темпа обучения, -недостаточная сформированность зрительной памяти, -недостатки методики обучения. | специфические специфические неспецифические специфические неспецифические | |
Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор). | -недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, -недостаточная сформированность моторных функций, -недостатки методики обучения, | специфические специфические неспецифические | |
Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) | - недостаточная сформированность зрительно-простра-нственного восприятия. | специфические | |
Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и-ш», «л-м» или, наоборот, не дописывает. | -недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия, - недостаточная сформированность зрительной памяти, -недостатки методики обучения, -форсирование темпа обучения, -сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания. | специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические | |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графиче-ских элементов, растянутые, разнона-клонные буквы, тремор). | -недостаточная сформированность моторных функций, -недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, -недостатки методики обучения, -форсирование темпа обучения, -выраженное функциональное напряжение и утомление. | специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические | |
Сильный нажим, тремор. | -недостаточная сформированность моторных функций, -нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением, | специфические неспецифические | |
Ошибки при письме: пропуски согласных и гласных букв (определенного характера). | - трудности звуко-буквенного анализа, - форсирование темпа обучения. | специфические неспецифические | |
Замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.), не дописывание букв, слогов. | -недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия, -форсирование темпа обучения, -трудности концентрации внимания. | специфические неспецифические неспецифические | |
Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.) | -непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность, -индивидуальные особенности организации деятельности, - педагогические недоработки. | Неспецифические неспецифические неспецифические | |
Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку. | -недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, -слишком быстрый темп письма. | специфические неспецифические | |
Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании. | - недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, - недостаточная сформированность зрительной памяти. | специфические специфические | |
Очень медленный темп письма | - затруднен звуко-буквенный анализ, -недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций, - индивидуальный темп деятельности. | специфические специфические неспецифические |
|