Место и роль эстетики в культуре общества и личности




Эстетика

Дмитрий Петрович Крутоус

  1. Возникновение и предмет эстетики
  2. Взаимоотношение эстетики с философией и искусствознанием
  3. Эстетика классическая и неклассическая (постмодернистская)
  4. Место и роль эстетики в культуре общества и личности

Возникновение и предмет эстетики

Александр Баумгартен в 18 веке стал родоначальником эстетики. Написал 2 части эстетики. Эстетикус – чувственно воспринимать. Это чувственное познание.

Бальтазар Гарсиа – искал тоже альтернативу разума логике. Нашел не в эстетике, а в «остроумии». Основа художественного творчества, искусства.

Джанбаттисто Вико. В языке присутствует 2 начала: рациональное и чувственно-наглядное представление, образные ресурсы языка. В древности больше проявлялись. Альтернатива разуму в образных ресурсах языка.

Эстетика – это наука о чувственном познании.

Эстетика – это наука прекрасно познавать.

Эстетика – это теория свободных искусств.

Эстетика – это наука о выразительных формах. Более современное определение. За ним стоят такие деятели как Кроче и А. Ф. Лосев. Начало 20 века.

Эстетика – это наука о вкусе. Это тоже ограниченное определение 19 века.

Эстетика – это философская дисциплина, изучающая чувственную сферу взаимодействия человека с миром. Сфера эта имеет определенные бытийные основания, имеет неутилитарный, одухотворенный характер и постигается человеком в специфических эмоционально-оценочных реакциях и понятиях. Ядро такого культивированного чувственного отношения человека к миру составляют искусство, творчество.

И. Кант. «Критика способностей суждения»,1790 г. Это анализ того, как человек может давать оценки.

1) Утилитарное отношение – польза.

2) Познавательное отношение – истина.

3) Нравственное отношение – добро.

4) Эстетическое отношение – возвышенное.

Взаимоотношение эстетики с философией и искусствознанием

Все философские дисциплины обладают высоким уровнем обобщения. Философское знание обладает принципиальной плюралистичностью. Все философские науки – проблемные. Все подвергается сомнению, нет аксиом.

Искусствознание:

1) теория искусства

2) история искусства

3) литературно-художественная критика

Отношения между эстетикой и искусствознанием ввел Баумгартен. В 18 веке. Эстетика – это как полярная звезда для представителей искусства.

Связь эстетики с философией культуры.

Постмодернизм. Эстетика п. Отказ от 5-вековой парадигмы (в широком смысле). постмодернизм – обоснование нового искусства. Разные точки зрения на постмодернизм – апологеты, критики. постмодернизм – современная форма скептицизма. Универсальный скептицизм. Пересмотр культурных ценностей. Постмодернизм сегодня – пара понятий (единство и множественность). Классическая парадигма отдавала дань только единству. Многообразие могло вообще отрицаться. Ставка на разум была особенно актуальна для 18 века, когда искали идею разумного проекта д-ти. Сегодня п. - это антиразум, антипросвещение и даже антиединство. Центр и периферия. Пограничные (маргинальные) явления даже интересней. Иерархия ценностей сменилась сосуществованием на равных добра, зла и т.д. Пересмотр осуществляется сотнями/десятками умов. критические оговорки: линейная логика мысли (старое с появлением нового отживает?). Но не для культуры. Ультрарадикальная форма п-ма. Можно воспринимать более умеренно. Эта парадигма даже утопична. Скептическая философия всегда нужна для борьбы с догматизмом. Корни постмодернизма лектор видит в растерянности).

Искусство - (эту связь п-м стремится разрушить)Эстетика (18-20 вв. - эксплицитная) - философия. С 6 в. до н.э. до 18 века (Баумгартен) - имплицитная эстетика (в составе философии и т.д.). Сейчас должна быть опять имплицитной. Постмодернисты хотят сблизить с искусством. Говорят, что эстетика – это философия искусства. Эстетика должна быть связана с уходом от противопоставления категорий (нужно – шок, пары категорий). Считают, что от самого понятия искусства пора отказаться. мы относим к искусству различные его направления (это разрушает единство). Энциклопедия постмодернизма (художественные практики – 18 разновидностей искусства). П-сты считают, что все это относится к творчеству (кубик Рубика и т.д.). Но это неверно. Возникли два типа взглядов – за основу берется классическая или постмодернистская парадигма. Эстетика и теория искусства 20 века – пособие, изданное коллегами лектора (Хренов). Эстетика философии жизни (его глава).

Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства» (1925 г.).

«Имя розы» (заметки на полях «Имени розы»).

Место и роль эстетики в культуре общества и личности

освещать путь к практике. выявлять, в каком направлении она развивается. в культуре есть что-то, добытое интуитивно, и есть часть, добытая логическим путем, но которое не пережито эмоционально. Эстетика переносит на теоретический уровень то, что ясно на подсознательном уровне. Методологические функции эстетики.

Сравнительный метод, психоаналитический, структуралистский и т.д. Задача эстетики – анализ этих методов. Оценки не являются исчерпывающими, так как сосуществуют вместе с другими – политическими и т.д.

История эстетики

Античность (Рим и Греция) с 6 в. до н.э. по 5 в. н.э.

А.Ф. Лосев (8 томов)

Платон и Аристотель

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).

Учение Платона о прекрасном

Своеобразие искусства, худ. творчества и его роль в обществе.

Платоновские принципы воспитания средствами искусства.

90е гг. 4-ого века - ранний П.

80-е гг. - переходный П.

70-60-е гг. - зрелый

50-е – поздний

Учение об идеях Платона.

«Гиппий Больший». Гиппий – платный учитель мудрости.

Ксенофонт – его воспоминания о Сократе считаются более реалистичными. Гиппий намеревается объяснить, что такое прекрасное. Каждому определению находят контраргументы. Платон пытается поставить вопрос об общем понимании прекрасного. Источник прекрасного не в материале. Прекрасное – то, что подходит для данного предмета. «Мы ищем красоту самого предмета или то, что кажется красивым?». Может, источник красоты – в пригодности предмета для какой-то функции (целесообразность). Пригодность предполагает использование вещи, которое оторвано от качества самого предмета. Пригодным может быть для злой цели. Источник прекрасного – в пригодном для благой цели (полезное), но польза далека от природы предмета. Прекрасное – приятное для зрения и слуха? Почему оторвано от осязания и т.д. Источник прекрасного следует искать вне чувственного. Заканчивается фразами – быть здоровым, прочесть прекрасную лекцию и т.д. Но Сократ здесь иронизирует: мы с тобой битый час не могли отделить прекрасное от непрекрасного, как же тогда произнести прекрасную речь? Прекрасное трудно – вывод обсуждения.

Зрелый Платон. «Федон», «Федр», «Пир». Существуют чувственные вещи и «общие понятия». Чувственные вещи противоречивы. Понятия однозначны. Чувственные вещи многообразны. Платон отдает преимущество понятиям. Идеи существуют реально наряду с конкретными предметами.

 

 

Классификация видов искусства

за основу Кант берет коммуникацию

Дополнение коммуникации словесными жестами

тон

1) Словесные искусства

2) изобразительные

3) искусства изящной игры ощущений

Кант стремится как можно больше видов эстетической д-ти включить в эту классификацию. Он включает в архитектуру изготовление домашней утвари. В живопись включает декоративное растениеводство, искусство украшения. Наряду с музыкой в и.и.и.о. поместил искусство красок. Стремление не быть традиционалистом. Кант различает искусства свободные и прикладные. Различает красноречие и ораторское искусство. искусство уговаривать. Позитивные возможности и негативные. Музыка – это невежливое искусство. Одновременно слушая музыку с кем-то,человек не уважает других. Сравнивает три эти разновидности по силе воздействия.

5) словесное

6) изобразит.

7) музыка

Кант преодолевает многие иллюзии философии Просвещения. В живописи предпочтение отдается рисунку.

Кант и Баумгартен – основоположники. Все новации – в столкновении с эстетикой Канта. Эстетика Гегеля (1770-1831).

Учение Гегеля о прекрасном

Гегель об исторических формах художественно прекрасного и дальнейших судьбах искусства

Искусство как освоение противоречий бытия. Проблема трагического.

Эстетическое наследие Гегеля и современность

при жизни не издал ни одного эстетического труда, но его ученики собрали лекции. Густав Гото. Анализ отдельных видов искусств.

Гегель – объективный идеалист. в основе существующего – никому не принадлежащее идеальное начало. Если понятие порождает чувственную реальность, то это уже идея. Если идея породила адекватную себе чувственную реальность, то это идеал. Для Гегеля идеал и прекрасное – это одно и то же. по Гегелю прекрасное возникает там, где идея и чувственный облик слились. идея, оформленная соразмерно своему понятию, есть идеал (прекрасное). Три предусловия – идея должна дифференцироваться внутри себя. Порождение идеи должно быть свободным. То, что возникло в рез-те порождения, как будто бы отделилось от идеи, но в то же время пронизано ей. художественная фантазия. Учение Гегеля о прекрасном относится к философии искусства (как и эстетика Г. в целом). Разумная идея отчуждает природу. Природа для этих духовных понятий является своеобразной клеткой.

Абсолютный дух. искусство, религия и философия как его формы. Религия оперирует представлениями. Искусство пониже религии и философии, но повыше политики. если прекрасное по-настоящему существует только в искусстве, то в природе нет совершенного, это только предпосылки. нечто родственное духу. Проявление индивидуальности.

прекрасное в природе – подготовительные ступеньки подлинно прекрасного, существующего в духовной сфере и искусстве. социальные и антропологические предпосылки. Особые характерные черты. Особый тип человека. Прекрасное – образы искусства. У Г. прекрасное не связано с пропорциями, гармонией, симметрией и т.д. Духовное начало измерить этими понятиями невозможно. Для Гегеля прекрасное там, где выразилась идея. Понятие прекрасного у Г. содержательно.

Понятие (идея) Истина

чувств. явление (образ) Идеал=красота

Свобода!!!

Эстетика и теория искусства 20 века + хрестоматия

Эстетика философии жизни

статья Шкловского «Искусство как прием»

неклассическое искусство – Бычков, эстетика.

Самосознание культуры и искусства 20 века – США, Западная Европа

ст. «Гуманизация искусства»

Умберто Эко

Гегель об исторических формах развития искусства

источник противоречий

Три этапа:

4) символическая форма развития искусства (искусство, которое пока еще ищет себя, несовершенно; неопределенное содержание выражается в других формах. искусство Древнего Востока (архитектура – пирамиды, колоссы)

5) классическая (искусство Древней Греции и Рима. Расцвет. Основа – особый тип общества. Для Гегеля важен особый, свободный тип человека. «Век героев» (Вико). Объективный пафос – общественное дело, ставшее личной страстью человека. Субстанциальные силы. нарастание индивидуализации. Сатирическое отношение к действительности. Испорченная д-ть vs. субъект. У Плавта, Теренция – закат.

6) романтическая. Все христианское, послеантичное искусство. «послеискусство». живопись, музыка и поэзия. Уход во внутреннюю жизнь духа. расширение предметов изображения. Появление романтической иронии. Ирония смотрит на все свысока, но почти ничего не вызывает.

искусство, опирающееся на созерцание, соответствует молодость человеческого духа. Искусство передает эстафету религии и философии для выражения более сложного духовного содержания.

 

Гегель полностью не отрицает развитие искусства. Оно окажется на обочине, на периферии. Он оставляет дверь в будущее для искусства открытой. Он называет это искусство свободным. Остатки свободы. Человек свободен в своей частной жизни. Роман – эпос буржуазного общ-ва. Использование малой толики свободы. Проза жизни одолевает художника, но он сопротивляется – элементы свободы, а значит, есть почва для искусства. На этой почве возможно развитие искусства и очень высокое. искусство свободное – в рамках романтической его формы. После Гегеля идея развития искусства возобладала в эстетике. в каждую эпоху может родиться гений. Все они вне времени. искусство связано с историческими эпохами – Гегель. Г. не жалеет о прошедших эпохах. эпохи расцвета тоже приходят к своему концу. Век героев, идеал и т.д. - может сложиться ложное представление, что Гегель был сторонником гармоничного искусства. Но он на самом деле считал, что искусство должно вскрывать существующие в мире противоречия. Коллизия – столкновение общественных сил, которое нарушает равновесие. Понятие героя и героического. Герой должен быть безупречен во всем – не понимание Г. По Г. он реализует, помимо своего интереса, и общий. Объективный пафос. При этом может иметь человеческие недостатки и слабости. Понятие героизма в гегелевской трактовке более реалистично.

Формальная самостоятельность и твердость х-ра. Когда существовали люди-герои. Метод анализа отрицательных характеров Шекспира. Ушел объективный пафос. Прекрасная свободная индивидуальность, и выродившаяся – в эпоху Шекспира. «Новые рыцари» - пытаются научить, как жить.

Гегеля критикуют часто за мрачность. Трагическое по Гегелю – назревает идея, ее должны осуществить люди, но личность не способна охватить оба полюса этой идеи. Два равных человека, уверенных в своей правоте, будут сталкиваться в жестокой схватке. Трагедия равных. если это противостояние угнетателя и угнетенных. Трагедия сильных характеров. Гамлет для него недостаточно трагичен.

Эстетика Гегеля и современность. Объективный и субъективный идеализм. Гегелевская критика субъективного произвола субъективна, глубока. Тенденция объективизма. Сказать, что Гегель недооценивает личностный фактор, нельзя. Но перевес получает объективная необходимость. Проявляется эта тенденция в педагогике Гегеля. Директор Нюрнбергской гимназии. 5 речей. Вайсберг (1940) – подборка педагогических статей Г. Против индивидуального подхода в школе. Свобода – это познанная необходимость. Упускается возможность альтернативных решений. Куда движется действительность.

Серен Кьеркегор как эстетик

(1813 – 1855)

Предварительные замечания о Кьеркегоре как философе, религиозном мыслителе и эстетике

К. о принципах единства эстетического и этического начала. Критика эстетизма.

демоническое в человеке как негативное проявление его свободы

кьеркегоровское преодоление этического начала религиозным. Религиозное как «паратрагическое».

К. Ясперс (1950 г.): триада Кьеркегор, Маркс, Ницше – заглядывали в будущее. Эти трое – духовный порок. К. - датский мыслитель, Гегель умер в 1831 г. После его смерти слава росла. В 1843 г. - появляется книга, которая бросает вызов Г. Молодой философ говорит, что несостоятельна именно его диалектика. Датчанин, который вырос на почве немецкой философии. Книга называлась «Или, или». Критические аргументы оказались обоснованы. К. говорит, что вся диалектика Г. - это диалектика мышления и разума. Любой факт, с которым сталкивается разум, ставит в центр необходимость и всеобщность, а должен ЛИЧНОСТЬ. По Г. все идет своим чередом. К. говорит, что философия должна заниматься острыми, кризисными состояниями человека. противоречия в итоге примиряются (снятие) по Гегелю. Тенденция к обострению. Противоположная гегелевской диалектика. Выражается не в понятиях, а в состояниях. Другой тип философствования. Г. - философ системы. К. говорит, что он не философ, а психолог, наблюдатель за человеческой натурой. Старается брать материал для своих размышлений. Примеры из Священного писания, из памятников лит-ры. или придуманные примеры. Трактаты, письма. Философия должна быть приближена к жизни отдельного человека. Положил начало экзистенциальному типу философствования. Его называют христианским предэкзистенциалистом. Кьеркегор – крупный религиозный мыслитель и писатель, но не ортодоксальный. К. в начале 20 в. снова стал популярен – о нем вспомнили теологи (Лев Шестов написал книгу Киркегардт и экзистенциальное. диалектическая теология. Карл Бардт и др. Ганзен. Гайденко. В 1970 г. издала книгу «Трагедия эстетизма. Опыт миросозерцания Серена Кьеркегора». «Прорыв к трансцендентному» - переиздание.

Проблема соотношения эстетического и этического, нравственного

Если человек будет эстетически развиваться вне этики, то эстетическое будет односторонним – эстетизм. Человеку нужно стать нравственным. Если уже на нравственную основу наложить эстетическое - развитие. Калокогатия – гармоничная страна. Эстетика как наука о чувственном познании вообще, познании прекрасного или наука об искусстве. Постепенно от первого определения Баумгартена отходили. Везде, где есть чувственное, уже это называется эстетическим. Кьеркегор утверждает, что человек идет за своим чувственным влечением. Это эстетический человек. Путь свободного выбора. Личность является абсолютом, имеющим свою цель и задачу в самой себе. Кьеркегор как бы пытается создать нравственность одиночки, однако этика обособленного индивида невозможна – мнение одного профессора. Согласно обычной этике, требования к нравственности приходят к личности извне. Человек должен в глубине своей личности найти божественное и общечеловеческое. Стандартизация и личность. Противостояние. Духовные взлеты человека – рез-т периодов отчаяния. Отчаяние – естественная форма развития духовности. У Кьеркегора не указан объективный критерий. Они есть, но они субъективны. Понятие свободного выбора в известной мере формализованы. Кьеркегор не говорит – выбери добро, а не зло. Поступай как можешь. Анализ этического человека и отрицательных проявлений эстетического начала.

Тип сластолюбца (Нерон).

рафинированный («Дневник обольстителя») Йоханесс похож чем-то на Печорина. Болезнь утраты смысла жизни. Меланхолия – это болезнь духа, и излечивается она усилиями духа.

Понятие красоты (у молодых, зависит от познания жизни)

Понятие таланта. В основе – нравственное качество. Признание – это какая-то склонность к чему-то. талант – высокая степень призвания, связанная с высокой ответственностью. Герой, героическое. Достижения высокие, а Кьеркегор считает, что истинно необыкновенным человеком является истинно обыкновенный человек.

Проблема демонического. Обычно под д. понимают зверские проявления чел. натуры. Обычно связано с физическими сбоями. Демонизм душевного плана – когда люди по своей воле выбирают отрицательные состояния души. Возмущение личности против высших ценностей. Богоборчество. Испытание веры в Бога. Понимание демонического расширено, психологизировано. Сопротивление выходу из демонического состояния. Он выбирает зло, боясь добра. Своеобразная парадоксальность как черта демонического чел. Тиран хочет иметь близкого чел., но потом этого чел. ненавидит. Демонизм проявляется и в раздвоенности чел. чувств. Чем больше будет духовности, тем меньше возможности проявиться демонизму. Нельзя считать, что демонический человек – выродок. Каждый носит в себе это начало.

Религиозное начало. Этическое начало у него не высшее. В классической трагедии есть принцип: человек, попавший в беду, измеряется общечеловеческой меркой, и это отрадно. История Авраама. В Библии есть книга Товита. Товия сватался к Саре. 7 ее потенциальных мужей умерли. Авраам – рыцарь веры. Этическое – тот уровень, где единичное измеряется какими-то общими мерами. Единичную трагедию никто не может понять, кроме Бога. Паратрагизм. Этический критерий, получается, не нужно принимать во внимание.

Ницше (1844-1900). 1889 – душевная болезнь. «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.). - философско-эстетический манифест молодого Ницше.

Философская концепция зрелого Ницше.

Эстетическая проблематика у зрелого Н.

5. «Рождение трагедии» - трактат-набросок всех основных идей Ницше. Запоздалое предисловие. С возрастом он приходил к письму афоризмами. 25 главок. Ницше исходит из идей Канта и Шопенгауэра. Но потом он Канта будет подвергать критике. Ш. - учитель Ницше. «Мир как воля и представление». В основе - иррациональное начало. Мир непознаваем. Критика рационализма. Когда говорят об искусстве, имеют в виду человека. Природа не терпит пустоты. Существует сверхсубъект, который нужно изучать и осмысливать раньше, чем человека. Искусство связывают с д-тью человека, но по Ницше инстинктом худ. обладает и мировая воля. Два инстинкта. Принцип индивидуации - пр-во как можно большего количества всяких вещей. Второй инстинкт – все индивидуальное должно погибнуть. Второй инстинкт двойственен. И разрушительный, и созидательный. Миру изначально присуще страдание. Гибель всего индивидуального бессмысленна, жестока. Культура, философия придают всему индивидуализированному смысл. Дионисическое начало и аполлоническое начало. Последнее нужно, чтобы создать иллюзию, которая необходима человечеству. Ницше как классический филолог говорит, что если обратить внимание на досократиков, на античную трагедию Эсхила (а культура была очень продуктивной), то тогда господствовали как раз дионисические начала. То, что считалось патологическим, на самом деле, является нормальным. Культура декаданса. Согласно Ницше, образ древней Греции фальсифицирован. Сократизм – начало декаданса. Нужно вернуться к архаической Греции. Создание жанра классической трагедии. Римская попытка справиться с сильной государственной властью. Первая книга Н. посвящена трагедии. Н. отвергает традиционную трактовку трагедии. Аристотель разработал концепцию на основе мимесиса, катарсиса, узнавания и т.д. Аполлонизм и сократизм – основа для Ницше. А Еврипид – уже «могильщик» трагедии, которая стала пониматься как дело межчеловеческое. По Ницше, основу трагедии составляет дионисическое начало. Н. переосмысливает теорию трагедии. Дает иную точку зрения на преступление. Нравственный пафос негодования. Право на восстание/преступление присуще человеку. Согласно легенде, те, кто получали дар прорицания, как бы оправдывали свое незаконное происхождение (от кровосмесительной связи). Эстетический имморализм. Отрицание моральных принципов за счет приоритета эстетического начала. Отказ от понятия «катарсиса». Он, по Н., привязан к межличностным отношениям. «Метафизическое утешение» - истинный эффект трагедии. Настоящая трагедия существовала потому, что дионисическое и апполоническое начала породили трагедию. Сейчас господствующее в культуре настроение – это пессимизм. происходит из одностороннего апполонизма. Опыт Др. Греции – дионисическое начало должно стать законным. Слова о демократии и т.д. - это выражение упадничества. Односторонний аполлонизм. сциентизм. Господствует культ современности.

Учение о музыке как выражении мировой воли. Возрождение мифа. почва древнегреческой трагедии – мифы. Нужно вернуться не к любым мифам, а только собственной страны.

Аксиология. Ложные ценности. Перекличка с марксизмом. «Воля к власти». Все высшие ценности, господствующие над человечеством, могут быть сведены к оценкам истощенных. Философия Платона. Зародыш фальсификации. Ценности и антиценности - то, чего требует сама жизнь. Нужно создать такую аксиологию, которая бы не навязывалась антологией. Новая антология с господством следующих понятий: жизнь (философия жизни – Берсо, Диттель), становление, воля к власти. Спонтанное стремление господствовать. Вечное возвращение. Мир все больше и больше совершенствуется. У жизни есть два рукава развития. Усиление воли к власти – лучшие люди. Уменьшение - «изломанные» люди. Различия аристократии и плебса не закреплено социально. Люди сами создают это. Антропология, философия культуры, социально-полит. взгляды.

Антропология. Суверенность личности. Ницше ополчается на сострадание. Понятие сверхчеловека. Человек испорчен проповедями христианской религии. В будущем должен прийти более сильный чел.: он ближе к природе, он не боится дать инстинктам простор. Высшее проявление силы - это умение держать свои инстинкты в узде. Цельность. Критически относился к Канту, который говорил, что человек колеблется между долгом и влечением. Несколько уровней: низший – межличностных отношений.

Социально-политические взгляды. Н. подвергает критике все то, что утверждается в жизни. Процесс демократизации жизни – все становится достоянием огромной массы – посредственности.

Длительные периоды без войны расслабляют людей. Женский вопрос. Война полов. Ницше против демократии.

Ницше – диагност состояния культуры. К кризису приводит односторонний аполлонизм. Религия была общей основой всего. Христианство перестало быть безраздельной духовной основой всего. Вопрос об эстетических воззрениях Ницше – после трагедии. Дуалистичность эстетики Н. Проявление дуализма – мировая воля как общее начало. Это эстетика объективная (природы). Эстетика антропологическая. Дионис. начало. человек силен самообладанием. Н.-дионисист должен благоволить к романтизму. Настоящее искусство – это преодоление самоограничений. Романтическое искусство слишком работает на публику, на массу.

Искусство есть необходимая для жизни иллюзия. Сама философская формулировка противоречива. Искусство-иллюзия не может быть созвучно истине. Учение о гении. Гений – прорицатель будущего. другой тип художника. Худ., который творит на потребу масс - декадент. И противоположный тип. Ницше одновременно является классическим эстетиком. С другой стороны - предтеча модернизма и постмодернизма.

Ницше защищает классику, но с другой стороны у него есть зачатки модернового искусства. Кто же будет воспринимать это искусство? Это искусство для избранных? Адресатом может быть только художник. Ограничение круга адресатов искусства позволяет обратиться к проблемам эксперимента. Предвосхищения последующих эстетических идей. «Смешанные мнения и изречения» (человеческое и слишком человеческое – дионисическое). Опубликована работа в сборнике «Странник и его тень». Тесная связь вопросов эстетики с философией культуры. Все фрагменты пронумерованы. 113 фрагмент «Самый свободный писатель» (Стерн). У этого писателя нет четкой фабулы, отношения к предмету, своеобразный Протей. «Прежнее искусство и современная душа». Право принадлежит живущим (Шиллер). Нужно быть современным человеком и исполнять классическую музыку так, как это нужно реципиенту. 156 афоризм «Имя на заглавном листе». Если книга хороша, то она более ценна, чем личность автора. Шкловский, Тынянов стояли на такой позиции, что сведения об авторе всегда субъективны. Понятие автора переносится на «скрипто». Ницше не любил ссылаться на тех, у кого что-то заимствовал. Вико стоял на позициях провиденциализма. Просвещенная монархия (1 место), народная республика (2 место) и аристократические (3 место). эстетический имморализм Ницше. Пренебрежение нравственностью означало 1-ую реакцию против массовой буржуазности.

Эстетика Владимира Соловьева (1853 – 1900)

1. Эстетика природы. Анализ красоты в природе.

2. Философия искусства

3. Проблема трагического и дионисического в философско-эстетическом наследии Соловьева

В основе – сплав религиозных, философских и отчасти естественно-научных воззрений. Философия «всеединства». Братья Трубецкие, Булгаков, Флоренский, Карсавин. «Чтение о богочеловечестве» лекции. Нынешнее состояние общества противоположно всеединству. Каждый хочет максимально утвердиться. Но у Бога есть замысел привести мир к другому состоянию, когда все вещи, предметы, существа будут существовать, не посягая на свободу других. Всеединство - полная свобода составных частей в совершенном единстве целого. Идея достойного бытия и т. д. Постепенно от -анти (состояния) можно утвердиться во всеединстве. Истина, добро и красота – это различные ипостаси всеединства. Отстаивает идею троичности божества. Первосущность – Бог-отец (весь мир находится в замысле), логос (идеи не воплощены), София – мудрость, воплощенность, завершенность. Когда мы желаем всеединства, оно для нас благо и добро, когда мыслим его – оно для нас истина, когда созерцаем воплощенное всеединство – для нас красота. В природе встречаются и уродливые явления. Всеединство есть везде, но в разной степени.

Красота в природе - тема статей по эстетике. Критерии красоты: объективность (узнаем о ней по переживаемому нами чувству). У этого чувства есть объективная основа – та степень воплощения идеи всеединства. Опора на Дарвина – эстетические инстинкты у животных. Красота – это чувственное воплощение одной абсолютно объективной всеединой идеи. Откуда берется безобразное? Красота – это преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала. Материя, которая хочет одухотворить материальное начало, сопротивляется. антиципация – предвосхищение. Обезьяна – набросок человека с несовершенными чертами. Человеческий мир – место, где много подлинно безобразного. Безобразное – рез-т сопротивления материи. Можно ли носителя злого начала считать прекрасным. Если на уровне животного начала – то да, а если человек ведет себя как зверь – то нет. Высоко ценит красоту человеческого тела как универсальный сосуд для духа. Реальное и идеальное - идея всеединства. Искусством считается то, когда реальное изображается в свете идеального. 3 пути: реальные проявления красоты, концентрация, преувеличение. Образ Мадонны – много красивых женщин. Он объединяет это все. Антиидеальное. Лирика и музыка как будущее выражение идеального. Оценка реализма в искусстве. Сравнение с теорией искусства для искусства. В реализме слишком много изображения и слишком мало преображения. Критический реализм. Не отделяет нравственного идеала от мыслительного. Образец художника – Достоевский. «Три речи в память Достоевскому». Говорит о Д. как о художнике будущего. Каким должно быть искусство? Тургенев, Гончаров, Толстой. Но Д. почему-то более действенный. Д. впитал в себя религиозно-нравственный идеал в большей степени, чем другие. Человек может пасть низко, но если он раскается – ему простится.

Христианский идеал максималистичен. Братство всего человечества. Хр. идеал предполагает соединение всех свободно, без насилия.

 

Красота и прекрасное

Красота – внешние проявления

Субъектно ориентированные теории

чувство спонтанное, независящее от внешних проявлений

то, что для одного прекрасно – для другого безобразно.

объектно ориентированные теории

красота присуща самому предмету независимо от оценок

Письма об эстетическом воспитании человека

Красота есть предмет для нас, но и состояние нашего субъекта

Природники

Общественники

Золотое сечение

Структурно упорядочивающие теории

очерчивают круг прекрасных предметов, но не все

выразительно-символические теории

красота связана с выражением внутреннего во внешнем

Кроче и Лосев связывали красоту с выразительностью

Динамические теории. Грация, жизнь, игра

интегративные теории

чувство красоты исторично

субъект накладывает определенные ограничения на понимание прекрасного

Эстетический вкус и эстетический идеал (обобщенное представление о красоте).

кризис современного понимания красоты

Владислав Татаркевич «Великая Теория» красота

прекрасное потеснено на периферию

Игровой принцип

соотношение с идеалом – сущее и должное

 

социально-эстетический идеал.

философия трагедии

каковы пределы свободы человека

Роль мифологии, религии и философии

разновидности трагического

виды:

трагическое во взаимоотношении человека с природой

героическая – безупречный герой, но обстоятельства сильнее него. Трагедия заблуждения – трагическое нравственной вины. Он совершает ошибку, поэтому в его гибели и страдании отчасти виновен он сам. Ошибка или заблуждение такого героя имеют историческое оправдание

трагедия невинных пассивных жертв насилия. И личностное, и социальное. Роль личности в истории возрастает.

трагедия вершителя зла

остатки человечности. Аристотель – результат активности самого героя. Филантропия (около трагедии)

соотношение эстетического и этического

свобода выбора, ответственность, вина, возмездие

каждая классическая трагедия есть нравственный вопрос, эстетически разрешаемый. Первична жизнь. Трагедия самого искусства.

разрешимы ли трагические противоречия?

они НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ неразрешимы.

человек всегда обладает свободой, поэтому его собственные поступки могут привести к неожиданным для него катастрофическим последствиям.

Актуальные проблемы теории трагического:

Трагедия в 20 веке стала массовой

в трагическом 20 века большую роль играет духовная составляющая. очень часто игнорируется многообразие видов трагического. дефицит чувства трагического. человек может находиться в трагических обстоятельствах, но не осознавать этого. упрощение, вульгаризация трагического. Писатели, мастера трагического жанра. Быков, Астафьев, Чингиз Айтматов – трагическая судьба.

мелодраматическое

острый неравномерный конфликт

моральный пафос преобладает над социальным анализом

простой сюжет

герои мелодрамы, как правило, однозначны.

ослабленный катастрофический финал

тональность в мелодраме – трогательное и патетический гротеск

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: