Развитие в младенческом возрасте и кризис одного года.




Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов. Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету. К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в).Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление. К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность, расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Кризис. Кризис первого года Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

 

 

№6 Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям.Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.Психическая жизнь.связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Эмоции, носят отрицательный характер.Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. Улыбка новорожденного– это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

№ 16. Характеристика кризиса подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Основной деятельностью подростка является - учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.Появляются половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.

 

№ 17. Познавательное развитие в подростковом возрасте.

Память. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память а также произвольной и опосредствованной памяти. Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Восприятие. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж.

Воображение. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Речь. В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Мышление. Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

18. Общение подростка и его отношения со взрослыми.

В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее "доброго" взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор и социальный. В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

 

№19. Общение подростка и его отношения со сверстниками.

В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и четкими в композиционном отношении; возрастает объем устных высказываний, их синтаксический строй становится все более разнообразным и развернутым. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков не сформулированных предложений. Темп речи подростков, как правило, неравномерно ускоренный: пропускаются необходимые синтаксические паузы; много не синтаксических пауз. Из-за обостренной рефлексии на собеседника подросток во время построения речи слишком напрягается эмоционально. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале.Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение.В этот период подростки учатся осмысливать свои конформные и негативные реакции на различные ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учатся подавлять импульсивные действия. Стремление развить свою уникальность требует от подростка обособления от семейного «Мы», которое раньше поддерживало в нем чувство защищенности и эмоциональной направленности. Однако находиться наедине со своим «Я» подросток еще не готов. Он не может объективно оценивать себя и поэтому подросток находит решение своей сложной задачи в общении со сверстниками.Общение дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск ради другого и т.п. Дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Именно в отрочестве человек начинает понимать, как глубоко ранит измена. Таким образом, дружба учит не только прекрасным порывам и общению с другим, но и сложной рефлексии на другого.

№ 20. Личностное развитие в подростковом возрасте.

Личностное развитие подростковв подростковом периоде происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Попробуем подробнее раскрыть содержание этого феномена.1. Физиологические процессы приводят к изменению внешнего облика, и подросток присматривается к себе, выстраивает заново физический образ Я, оценивает свои возможности с учетом эталонов красоты и силы. Серьезные переживания вызывают низкий или слишком высокий рост, форма лица, полнота, цвет и длина волос и т. п. Ему нужно признание, чтобы утвердиться в своей привлекательности. 2. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчемной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.Интересную деталь заметили психологи: школьники 5-7-х классов оценивают себя чаще всего завышенно, а учителя тех же классов оценивают их заниженно. Такая ситуация порождает аффективные реакции подростков, повышенную чуткость к оценочным суждениям и протест против несправедливости взрослых.Под влиянием обучения, общения с товарищами, собственных размышлений у подростков формируется система жизненных ценностей. Прежде всего они подражают внешним проявлениям взрослости, «привилегиям» взрослых. Это - курение, алкоголь, взрослая форма одежды и мода, украшения, косметика, формы отдыха, кокетство и т. д. Все это усваивается путем подражания окружающим и киногероям как самый легкий способ демонстрации взрослости. Более «осведомленные» товарищи также приобщают «новичков» ко взрослой жизни с низкой культурой досуга в виде бесцельного хождения по улице, игры в карты, сексуальных игр. При этом познавательные интересы, учебная мотивация резко снижаются, подростки озабочены добыванием денег и идут по пути правонарушений. Мужество всегда выступает для подростков как высшая ценность. Но содержание этой нравственной категории существенно меняется в зависимости от того, будет она проявляться в браваде, негативизме или в природоохранных мероприятиях, в поддержании порядка на школьных вечерах или в участии в проведении смотров и определении победителей. Принципиальная позиция требует большого мужества.Лучшие школы проводят важную работу по утверждению ценности знаний в глазах подростков. Досуг учащихся насыщается смотрами, конкурсами, интеллектуальными играми, встречами с интересными людьми, вечерами занимательной науки и т. д.

№ 21. Кризис юности.

Кризис юности (18 - 21 год) Для описания кризиса юности необходимо указать исходные условия его развития. При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов. Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Крушение надежд переживается очень тяжело - необходимо снова начинать работу по самоопределению. Часть девушек и юношей настаивают на своем выборе и откладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выбирают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования.Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п. В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональной и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны прежде всего с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех юношей и девушек важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими. В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда - интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании.

 

№ 22. Личностное развитие в юношеском возрасте.

Вюношескомвозрастеизменяетсяположениечеловекавсистемеобщественныхотношений, обусловленноеизменениемхарактерадеятельности, котораявыходитзапределышколы, требуетвыполненияотюноширазличныхобщественныхфункций. Изменяетсяегорольвсемье, неформальнойгруппе, вближайшеммикроокружении, посколькуонприобретаетстатусвзрослого. Однако, считаясьвзрослым, оннаходитсявфактическойматериальнойзависимостиотродителей, чтоможетвызватьунеговнутреннеесостояниедискомфорта, проявляющеесявупрямстве, реакцияхпротеста.Вюношескомвозрастемогутпроисходитьизменениявсоциальномстатуселичностивсвязисокончаниемсреднейиливосьмилетнейшколы, поступлениемвПТУ, ввуз, наработу, чтотребуетадаптациикновымусловиямдеятельностиисоциальномуокружению, илиприобретаетсястатусбезработноговсвязиструдностяминахожденияработы. Вюношескомвозрастеразвиваетсясамосознание, приобретаякачественноновыйхарактерпосравнениюссамосознаниемподростка. Уюношипоявляетсятенденцияпостояннооцениватьсвоюличность, анализироватьсвоидействия, поведение, поступки. Вотличиеотподростковюношанедоверяетоценкамдругихлюдейсвоего «я».Уосужденныхюношескоговозрастаособеннорельефнопроявляютсянегативныеэлементывразвитиисамосознания. Самосознаниеисамооценканевсегдапобуждаютюношузаниматьсяпозитивнонаправленнымсамовоспитанием.Трудностиюношескоговозрастамогутпоройслужитьпричинойвозникновенияотклоненийвразвитиииразличныхформахнеадекватногоповедения. Потребностьвсамовоспитании, свойственнаялицамэтоговозраста, можетреализоватьсянеправильнымииошибочнымиметодами, стремлениемразвиватьусебяасоциальныекачества.Хотявюношескомвозрастеиформируетсяярковыраженнаянаправленностьличностиввидеопределенныхцелейиперспективжизни, установок, ориентацийиидеалов, однакообщениевпреступнойсреде, преступнаядеятельностьсущественноискажаютнаправленностьихличности, порождаяпротиворечивостьвовзглядахиубеждениях, ценностяхиориентациях. Нравственноесознаниевэтомвозрастеможетполучитьискаженноенаправлениеразвития, порождаянравственныйнигилизм, специфическоепониманиетоварищества, дружбы, честности, трансформируемыхвложноетоварищество, круговуюпорукуит.п.Чувствовзрослостиумолодыхлюдейстановитсяболееглубоким, чемуподростков, проявляясьвсамоутвержденииисамовыражении, стремлениибытьнеповторимымиоригинальным, обратитьнасебявнимание, поройдажеаморальнымиспособами. Вюностивозрастаетсоциальнаяактивностьличности, выражающаясявстремлениикобщественнойдеятельностикакспособусамоутвержденияисамовыражения

 

 

№ 23. Общение и отношения в юношеском возрасте.

Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча дает ответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек - это вопрос о цели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное “Я". Юность считается привилегированным возрастом дружбы.Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном теле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. Юность-период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающим сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранить свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы.

 

№ 24. Развитиепознавательныхпроцессоввюношескомвозрасте.

Вюношескомвозрастеотмечаетсяфилософскаянаправленностьмышления, котораяобусловленаразвитиемформально-логическихоперацийиэмоциональнымиособенностями.Юношамболеесвойственноабстрактноемышление, девушкам–конкретное. Поэтомудевушкиобычнолучшерешаютконкретныезадачи, чемабстрактные, ихпознавательныеинтересыменееопределенныидифференцированны, хотяприэтомони, какправило, учатсялучшеюношей. Художественно-гуманитарныеинтересыудевушеквбольшинствеслучаевпреобладаютнадестественно-научными.Многиевэтомвозрастесклонныпреувеличиватьсвоиспособности, знания, умственныевозможности.Вюношескомвозрастеувеличиваетсяобъемвнимания, атакжеспособностьдлительносохранятьегоинтенсивностьипереключатьсясодногопредметанадругой. Новниманиестановитсяболееизбирательнымизависящимотнаправленностиинтересов.Развиваютсятворческиеспособности. Поэтомувданномвозрастеюношиидевушкинепростоусваиваютинформацию, ноисоздаютчто-тоновое.Личностныесвойстватворческиодаренногочеловекамогутбытьразными. Этозависитоттойсферыдеятельности, вкоторойпроявляетсяодаренность. Исследователиустановили, чтотворческиодаренныйчеловекможетпоказыватьобычныерезультатывучебнойдеятельности.Умственноеразвитиестаршеклассниказаключаетсякаквнакопленииуменийиизмененииотдельныхсвойствинтеллекта, такивформированиииндивидуальногостиляумственнойдеятельности.Возможностьинтеллектуальногопродвижениявэтомвозрастеидетчерезразвитиеучебныхуменийприработестекстами, литературой, отработкойформально-логическихопераций.

 

 

№ 2. Методы возрастной психологии.

1) наблюдение;2) опрос;3) эксперимент;4) моделирование.Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно.В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися.Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.

 

 

3. Понятие развития. Особенности психического развития.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только наличие всех 3 указанных свойств выделяют процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которая выступает как изменения его состава или структуры.

Прогресс это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему от менее совершенного е более совершенному.

Регресс наоборот

Биологическое развитие имеет обязательно фазу регресса а психическое может сохранить прогрессивный метод

Темп психического развития человека является неравномерны, и с возрастом замедляется.

В развитии есть этапы и переходы от одного этапа к другому которые является кризисными:

Кризис 1 года

Кризис 3 лет

Кризис 5-6 лет

И т.д.

Развитие на каждом возрастном этапе необратимо, но возможна компенсация.

Развитие носит системный, целостный характер и является очень сложным и неравномерным.

 

№ 1. Предмет возрастной психологии.

Онтогенез – психическое развитие от рождение до смерти.

Филогенез – историческое, эволюционное развитие психики в процессе смены поколений.

Возрастная психология это отрасль психологии, изучающая факты и закономерности развития человека в онтогенезе, возрастную динамику его психики. Возрастная психология начала развиваться в конце 19 века. Но называлась психология детства, в 1882 году немецкий биолог В. Прейер написал книгу «Душа ребенка». Эта книга положила начало рассмотрению детской психологии.

Задачи психологии:

- изучение движущихся сил, источников и механизмов психического развития на протяжении жизненного пути

- определение передезации психического развития

-изучение возрастных особенностей протекания психических процессов(их совершенствование, компенсации, деградации и т.д.)

- установление возрастных закономерностей деятельности общения.

Проблемы возрастной психологии:

1) Научное обоснование норм психического развития во всех возрастах.

2) Определение эталонов зрелости личности.

3) Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни.

Прогнозирование психического развития, роль ранних периодов в развитии

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: