Кафедра «Музыковедение и композиция»




ПРОГРАММА

для высших музыкальных заведений

по специальности: «музыковедение», «фортепиано,

«хоровое дирижирование», струнные инструменты

 

Москва – 2004

Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова

Кафедра «Музыковедение и композиция»

Автор программы [1]:

кандидат искусствоведения, профессор Д.И. Шульгин

 

© Д.И. Шульгин

 

 


 

 

Объем:

Групповые занятия – 144 час.

1 вариант

1 курс – 2-36, 2 курс – 2-36

2 вариант

1 курс – 4-36

Пояснительная записка

 

Предмет «Сольфеджио (барокко, классицизм, романтизм, современ­ность)» в высших учебных музыкальных заведениях по специальностям: №……… «Фортепиано», № ……….. «Хоровое дирижирование», № …………….«Струнные инструменты», №………… «Музыковедение» является частью профессиональной подготовки студентов этих заведений и предусматривает приобре­тение и развитие практических слуховых навыков, необходимых для деятельности будущего специалиста.

Задачи предмета – воспитание музыкального теоретического мыш­ления студентов, музыкального восприятия, развитие определенной само­стоятельности в профессиональной работе, творческих способностей приме­нительно к гармоническим явлениям, сложившимся в музыкальном искусст­ве разных эпох и стилей, в том числе, музыкальном искусстве барокко, клас­сицизма, романтизма и современности.

В результате изучения предмета «Сольфеджио» на основе его обяза­тельной взаимосвязи с другими дисциплинами специального цикла («Гармо­ния XVIII – XIX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность). Теоретический и практический курсы», «Музыкальная форма», «История исполнительского искусства», «История музыки», «Инструментоведение»), каждый студент должен приобрести профессиональные на­выки чтения с листа, исполнения музыкально­го про­изведения после его прослуши­ва­­ния, а также записи текста, слухового анализа гар­моничес­кой, ритмической, тем­б­ро­вой стру­к­тур этого произведения, которые позволили бы ему в дальнейшем свободно ориентироваться в музыкальной ткани ранее не изученных произ­ведений и, в том числе, произведений разучиваемых по специальности, слы­шать все составляющие эту структуру конструктивные элементы в их много­образной интонационной взаимосвязи, и на основе этого слышания выстраи­вать собственную, художественно правомерную исполнительскую концеп­цию разучиваемых произведений.

 

Краткие методические указания

Основные формы работы в курсе сольфеджио – пенис, слуховой ана­лиз произведений из музыкальной литературы (дифференцированный и це­лостный), исполнение музыкального произведения (отрывком in него) после прослушивания и запись этого произведения.

Основные задачи слухового анализа – развитие аналити­чес­ких способностей, музыкальной памяти, логики музы­кального мышления в связи с различными гармоническими стилями и техни­ками письма, находящими свое преломление в разножанровых и разнофактурных произведениях.

При дифференцированном слуховом анализе таких произведений в слуховом сознании студентов должен закладываться определенный интона­ционный базис, некий "словарь" характерных для разных гармонических стилей и техник музыкальных элементов и их отношений.

В целостном слуховом анализе предполагается развитие у студентов разнонаправленного восприятия музыкальной структуры, характерным каче­ством которого является способность к дифференциации, градации и инте­грации всех конструктивных моментов этой структуры в одновременности.

И дифференцированный и целостный слуховой анализ могут вы­полняться в следующих формах:

· устный рассказ (один студент, собеседование со всей группой);

· схематическая запись каждого из исследуемых явлений музыкальной структуры, в том числе: синтаксическая схема – буквенная, цифровая, потактовая; ритмическая схема; аккордовая схема; схема интервальных групп -буквенное и цифровое выражение; схемы звукорядов – цифровое выражение или поименные определения; схемы серий – нотное, интервальное, цифровое выражение, схемы функциональных отношений – буквенная и интервально-цифровая символика; графическая схема динамики гармонического процесса; условная запись строения фактуры вне точной фиксации отдельных звуковысотных элементов; схема темброинструментального развития; схема агогической структуры;

· письменное изложение характеристики всего произведения с прило­жением аналитических схем, подтверждающих основные моменты этой ха­рактеристики;

 

Дифференцируемый анализ в курсе «Сольфеджио» предполагает ак­центирование внимания студентов на содержании отдельных явлений музы­кальной структуры прослушиваемого произведения:

· синтаксическое строение (мотивное членение, деление на фразы и более крупные синтаксические единицы – предложения, периоды, отдельные фазы статического и динамического процессов и др.);

· метроритмическое строение (в том числе: простые длительности, группы из них, включая сюда тактовые и внетактовые ритмоформулы, рит­мические серии, прогрессии; полиритмические фигуры в многоголосии; постоянный и переменный размеры; регулярная и иррегулярная переменность, их разновидности и др.);

· строение конструктивных элементов гармонической структуры (ин­тервалы, аккорды, интервальные группы, звукоряды, серии и др.):

· строение основной и производных моделей гармонической структу­ры (интервальный, аккордовый, звуковой состав их материала);

· функции гармонических элементов на равных уровнях структуры (линеарные и технические – модальные, тональные, серийные и др.);

· фактурное строение (гетерофонное, полифоническое, хоральное, го­мофонное, пуантилистическое) и его отдельные варианты (например, в гомо­фонии это могут быть: гармоническая и мелодическая фигурации в различ­ном жанровом преломлении; в полифонии – каноническая и свободная ими­тации, контрастное многоголосие и др.);

· темброинструментальное строение (в том числе: однотембровое или монотембровое и разнотембровое – переменнотембровое и политембро­вое);

· агогическое решение музыкальной ткани.

 

В сольфеджировании музыкальных произ­ведений (отрывков из них), так же, как и в слуховом анализе, основная задача вузовского курса сольфеджио – освоение разностилистического "инто­национного словаря". Одновременно вырабатывается чистота интонирова­ния, ритмическая точность, умение соблюдать темповые, динамические и агогические обозначения, фразировку. Конечная цель сольфеджирования каждого музыкального примера – максимальное приближение к высокоху­дожественному уровню его исполнения.

Пение каждый раз предваряется анализом нотного текста (его гармо­нической, синтаксической, динамической, темповой, тембровой и агогической структур), выявлением наиболее трудных в интонационном отношении элементов.

При работе с двух, трех и более многоголосными сочинениями должны вырабатываться навыки сольфеджирования в вокальном и инстру­ментальном ансамбле, а также ощущение логики гармонического развития и линеарно-мелодических функций голосов, одновременного их восприятия в многоголосных структурах гетерофонного, полифонического, линеарно-гармонического складов.

При работе с пуантилистическими сочинениями должны вырабаты­ваться навыки интонационного ощущения дискретного музыкального про­странства как органичного, обладающего специфической музыкальной выра­зительностью гармонического целого.

Одна из важных форм работы на уроках сольфеджио – пение вокаль­ных произведений с аккомпанементом. Эта форма предполагает изучение разножанровых сочинений в той историко-стилевой последовательности, которая бы соответствовала параллельному курсу «Гармония XVIII – XX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность)». Задания, связанные с этой формой занятий сольфеджио должны варьироваться. Напри­мер: пение вокальных произведений, выученных дома; пенис с листа, пение с текстом, пение без текста); пение в разных тональностях (с предварительным изучением текста в основной тональности).

 

Исполнение музыкального произведения – «игровой диктант», «вокально-ансамблевый», «вокально-инструментальный» – после его прослушивания является постоянной формой работы в курсе сольфеджио. Возможные варианты исполнения:

· проигрывание (пение) одного из голосов многоголосной (гетерофонной, линеарно-гармонической, полифонической) или одноголосной тка­ни;

· проигрывание (пение) двух голосов многоголосного сочинения (крайних, крайнего и одного из средних; только средних);

· проигрывание (пение) только мелодического голоса или проигры­вание сопровождения (гомофонное сочинение);

· проигрывание только "гармонической сетки" сопровождения с пени­ем мелодической линии или ее исполнением на инструменте;

· проигрывание отдельных фрагментов пуантилистического произве­дения.

 

Повторение музыкального произведения (отрывков из произведения) после его прослушивания может выполняться как одним студентом, так и при участие нескольких человек. В последнем случае возможны такие вари­анты исполнения, как сольфеджирование ансамблем всей музыкальной ткани произведения и сольфеджирование мелодической линии при исполнении ее сопровождения на музыкальном инструменте.

Всем формам исполнения может предшествовать целостный или дифференцированный анализ прослушиваемого произведения.

 

Запись прослушиваемых произведений (от­рывков из них) проводится регулярно и является самостоятельной формой работы по развитию музыкального мышления студентов, их памяти. Формы записи могут следующими:

· запись отдельных голосов, мелодии и гармонического сопровож­дения;

· запись только метроритмического рисунка (по отдельным голосам, только в аккордовом сопровождении);

· запись динамического, агогического, тембрового содержания;

· запись всей музыкальной ткани.

В целях активизации внимания всех студентов группы возможно од­новременное проведение игровой и письменной формах музыкального дик­танта. Письменный диктант и игровой предполагают последовательное освоение разных гармонических элементов, их отношений, типов фактуры (от простых к сложным).

Интонационные упражнения

Виды интонационных упражнений должны быть всегда разнообраз­ными. В качестве их конструктивной основы используются и простые и сложные элементы гармонической, ритмической, фактурной структур произ­ведений, изучаемых в курсе сольфеджио. Интонационные упражнения явля­ются необходимой подготовкой к основным формам работы по сольфеджио. Здесь главная цель – помочь студентам наработать тот музыкальный "словарь", который даст им возможность достаточно легко и естественно воспринимать и интонировать сложные явления музыкального искусства разных эпох.

Возможные варианты интонационных уп­ражнений:

· схематическое (внефактурное, внеритмическое) пение отдельных конструктивных элементов (интервалы, аккорды, интервальные группы, ак­кордовые группы, звукоряды, серии, фрагменты пуантилистического про­странства);

· художественное исполнение тех или иных конструктивных элемен­тов с разнообразным фактурным, метроритмическим и агогическим решени­ем.

 

Все параметры художественного исполнения определяются педа­гогом и должны соответствовать тем ограничениям, которые характерны для изучаемого композиторского стиля.

Учитывая тот факт, что курс вузовского сольфеджио выстраивается как относительно параллельный вузовскому курсу гармонии, предполагается, что применяемые в упражнения в сольфеджио обязательно дублируются в виде игровых заданий на уроках гармонии. Упражнения, связанные с инто­национным освоением элементов пуантилистических и сонористических произведений, прорабатываются (за небольшим исключением) только на за­нятиях по предмету «Гармония XVIII – XX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность)». В курсе сольфеджио такого рода упражнения выполняются ансамблем студентов. Состав ансамбля варьируется в зависи­мости от звуковой насыщенности вертикали, регистрового положения ее от­дельных тонов. При работе с пуантилистическим пространством широкого диапазона или многослойной сонористической структурой к вокальным ан­самблям подключаются многоголосные инструменты (фортепиано, электро­орган и пр.).

 

Основные формы схематических упраж­нений:

построение гармонических элементов без установки на их обяза­тельное сходство с музыкальным материалом произведений, изучаемых по курсу сольфеджио;

построение гармонических элементов, являющихся схематическим подобием соответствующих конструктивных элементов из этих музыкальных произведений.

 

Каждый из выстраиваемых элементов играется или поется в ансамб­ле вначале в основной, а затем в других позициях (в том числе, в виде моду­лирующих секвенций). Первый этап сольфеджирования осуществляется в жестко схематическом варианте, т.е. вне определенной метроритмической структуры, динамики, агогики. Последующие этапы предусматривают посте­пенное включение в сольфеджирование метроритмических и других пара­метров. Это включение осуществляется двумя путями: первый – все парамет­ры импровизируются студентом; второй – каждый из параметров заимствует­ся из музыкальной ткани того произведения, откуда взята гармоническая схема пропеваемого элемента.

При работе над созвучиями любого интервального содержания пред­полагается их построение от любого заданного тона как основных аккордов или обращений.

Принцип прохождения созвучий – моноинтер­вальные созвучия (терцаккорды, квартаккорды, квинтаккорды, секундаккорды), полиинтервальные созвучия (обращаемые в моноинтервальные созвучия и необращаемые в них).[2]

Изучение созвучий начинается с работы над поли­гармониями терцовой структуры, а затем продолжается в работе над моно- и полиинтервальными созвучиями другой интервальной природы.

В качестве предшествующих упражнений используются следующие: тот или иной аккорд поется на фоне отдельно звучащего на инструменте то­на, потом интервала и, наконец, аккорда. Вначале и тон, и интервал, и ак­корд, которые берутся на инструменте, обязательно должны диссонировать с нижним тоном созвучия, которое сольфеджируется (ансамблем или одним студентом). Затем возможно использование элементов, находящихся с сольфеджируемым созвучием в консонантных отношениях.

При работе над полиаккордами в тональных структурах в начале изучаются (сольфеджируются и играются) монотональные полигармонии, а затем политональные.

Монотональные полигармонии изучаются в следующем порядке: на­ложение разнофункциональных созвучий[3] (субдоминанта на тонике, на до­минанте; доминанта на тонике, на субдоминанте); наложение однородно функциональных созвучий (например, трезвучия шестой ступени на трезву­чие второй ступени)[4].

Политональные полигармонии изучаются от монофункциональных к полифункциональным.

Монотональные и политональные полигармонии вначале прорабаты­ваются в диатонических, гармонических, мелодических, а затем в одноимен­ном, однотерцовом и одноименно-однотерцовом мажоро-миноре и их раз­личных политональных комбинациях. Существенным моментом в работе над тональными аккордами и полиаккордами является их исполнение в качестве элементов небольшого гармонического оборота, в котором ясно ощущается функциональная природа этих аккордов. Простейшим из таких оборотов яв­ляется разрешение аккордов и полиаккордов в тоническое созвучие (в том числе, и политонику).

 

Упражнения, направленные на освоение различных интервальных групп атонального содержания:

· пение интервальных групп из двух интервалов. Каждое сочетание интервалов делается как однонаправленное или разнонаправленное, т.е. либо эти интервалы выстраиваются только вверх, либо только вниз, или один вы­страивается вверх, а другой вниз);

· пение интервальных групп из трех и более интервалов; пение интервальных групп в ракоходном и инверсионном вариантах в основной позиции;

· пение интервальных групп в тех же вариантах, но в разных позици­ях;

· пение интервальных групп с последовательной ротацией (вращени­ем, изменением порядка входящих в эти группы звуков). Позиция группы основная;

· тот же прием с использованием разных позиций;

· тот же прием с проведением интервальных групп в ракоходном и ин­версионном вариантах.

 

Далее все названные приемы применяются в двух- и трехголосном вариантах (составы: вокальный, вокально-инструментальный). При ансамб­левой работе используются различные метроритмические структуры: одина­ковые во всех голосах, затем комплементарные. Ритмический рисунок пред­варительно сочиняется педагогом в виде многоголосных схем.

 

Упражнения, связанные с изучением разных звукорядов:

· пение гамм звукорядов в любом порядке;

· пение любого из тонов этих звукорядов в соотношении с первым то­ном;

· пение скачков с заполнением от разных тонов звукорядов (заполне­ние скачка полное и неполное);

· опевание любых тонов звукоряда;

· пение мелодических оборотов в которых сочетаются скачки и опе­вание;

· пение созвучий, построенных из тонов изучаемого звукоряда (созву­чия терцовой к нетерцовой структуры);

· пение гамм звукорядов с интервальной дублировкой отдельных или всех тонов этих звукорядов (пение двухголосное: вокальное или с инстру­ментом);

· пение гамм звукорядов с аккордовой дублировкой отдельных или всех тонов этих звукорядов (аккорды разной интервальной структуры. Пение многоголосное: вокальное или с инструментом. Дублировки «тональные» и «реальные»);

· двухголосное пение разнонаправленных дублировок одной и той же гаммы (один голос – восходящее движение, другой – нисходящее и наоборот. Дублировки «тональные» и «реальные»);

· двухголосное пение однонаправленных интервальных дублировок одной и той же гаммы в виде канона с "запаздыванием" на одну, две, три но­ты;

· шести-, семи-, восьми-, девяти-, десяти- и более многоголосное ис­полнение однонаправленных аккордовых дублировок одной и той же гаммы;

· то же упражнение, но в виде "запаздывающего" на разные доли вре­мени многоголосного канона;

· одновременное пение гамм разных звукорядов (в тех случаях, когда количество ступеней в отдельных звукорядах не совпадает, делаются различ­ные корректировки. Например, в голосе, где звукоряд короче, один из звуков либо повторяется, либо просто тянется дольше, или, напротив, в голосе, где звукоряд длиннее несколько звуков пропеваются чуть быстрее и т.п.).

· одновременное пение гамм разных звукорядов с интервальными и аккордовыми дублировками.

 

Упражнения, связанные с изучением се­рийных структур:

1. Пение двенадцатитоновых серий с различными конструктивными характеристиками:

а) серии, содержащие только один, только два интервала;

б) серии из трех-четырех интервалов – консонантных, диссонантных, консонантных и диссонантных);

в) серии, состоящие из всех консонантных интервалов;

г) серии, состоящие из всех диссонантных интервалов;

д) условно всеинтервальные серии (8-10 интервалов разного содер­жания);

е) полностью всеинтервальные серии;

ж) серии, в которых используются три-четыре одинаковых по интер­вальному строению сегмента;

з) серии, в структуру которых входят только квартовые аккорды, только терцовые или их комбинации между собой и с разными тетрахордам и т.д.

2. Пение вышеназванных серий в разных позициях.

3. Пение вышеназванных серий в обращении, ракоходе, ракоходной ин­версии в основной и других позициях.

4. Двухголосное пение основных форм серии:

а) наложение двух разнопозиционных вариантов одной и той же формы серии,

б) наложение двух разных форм серии (в одной позиции, в разных позициях);

5. Трехголосное пение основных форм серии в тех же вариантах, что и при двухголосном пении. При трехголосном пении вначале применяется мо­норитмическое движение голосов, а затем полиритмическое. Ритмический рисунок отдельных голосов предлагается педагогом.

6. Пение отдельных сегментов серии в основном, ракоходном, инверси­онном, ракоходно-инверсионном вариантах, а также с применением ротаци­онной работы в каждом из этих вариантов.

 

Упражнения с фрагментами пуантилистического содержания:

· пение отдельных тонов в этих фрагментах при исполнении ос­тальных на инструменте;

· пение всех тонов в удобном для голоса регистре при их одно­временном исполнении на инструменте в заданных октавах.

 

Творческие задания

В широком смысле слова творческими можно назвать многие из за­даний в курсе сольфеджио. Кроме них могут вводиться импровизация и со­чинение – задания, специально ориентированные на развитие навыков само­стоятельного музыкального высказывания, на развитие музыкального мыш­ления студентов и качественного освоения ими отдельных элементов музы­кальной речи, технических приемов построения этих элементов и их разви­тия, музыкальной памяти. Эти задания, как правило, имеют свои устные и письменные аналоги в предмете «Гармония XVIII – XX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность)». Однако, в курсе «Сольфеджио», они должны выполняться исключительно как незаписанные импровизации.

Каждое творческое задание может отталкиваться от соответствую­щего схематического материала, который изучается в интонационных уп­ражнениях. Условия таких заданий корректируются педагогом. Содержание этих условий варьируется в достаточно широком диапазоне – от самых об­щих установок до конкретных рекомендаций, жестко регламентирующих процесс сочинения-импровизации. Например, при работе с серийным мате­риалом в качестве общей установки могут быть определены: жанровая сто­рона сочиняемой структуры, ее протяженность, атональный, тональный ха­рактер гармонического содержания, варианты фактуры. В качестве конкрет­ных установок могут быть предложены определенные ритмические структу­ры для всего сочиняемого фрагмента, указаны формы серии, которые должны использоваться, указано интервальное или аккордовое содержание отдельных сегментов этой серии и др. Кроме того, в качестве "тематического импульса" для импровизации или "устного произведения" педагог может дать какой-либо материал (экспозиционный, серединный, заключительный), заимствуя его из художественных сочинений.

Творческие задания даются параллельно с интонационными упраж­нения и слуховым анализом. Проверка таких заданий на уроке требует всегда деликатной, но достаточно строгой их оценки со стороны преподавателя. Применение «творческих заданий» обеспечивает, как правило, высокую ак­тивность в работе студентов, их интерес к изучаемому материалу и переоце­нить их значение очень трудно.


Содержание предмета

I курс[5]

1 семестр

Барокко: модальная гармония, гетерофония, полифония свобод­ного письма, гомофония. Венский классицизм: функциональная система классического мажора и минора (XVIII – начало XIX века), гомофо­ния, аккордика, мелодика, жанры, фактура, полифония. XX век: моноаккордика.

Композиторы: Монтеверди, Рамо, Куперен, Люлли, Букстехуде, Бах; Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Слуховой анализ. Интонационные упраж­нения. Звукоряды в модальных структурах, характерные мелодические и гармонические модальные обороты (начальные, серединные, заклю­чительные – клаузулы), модальные функции (простые и составные). Мажор­ные и минорные звукоряды в тональных структурах. Отклонения и модуля­ции в тональности диатонического родства. Постепенная модуляция в отда­ленные тональности. Аккордика терцовая вне ладотональности и в ладотональности. Полигармонии, в том числе: аккорд с чуждым басом, аккорд с чуждым интервалом и полиаккорд вне ладотональности. Неаккордовые зву­ки в разных голосах. Эллипсис, многотерцовые созвучия и нетерцовые моноаккорды (квартовые, квинтовые, секундовые). Терцовые аккорды с добавоч­ными и заменивши тонами.

Диктанты (игровые, письменные)[6]: двух- и трехголосие гетерофонного, полифонического складов; многоголосие с переменным числом голосов в гомофонном складе; хоральное многоголосие (три-пять голосов).

Сольфеджирование (соло, с сопровождением, в вокаль­ном ансамбле): двух-, трех- и четырехголосные сочинения в гетерофонном, полифоническом и гомофонном складах (в том числе: вокальные, вокально-инструментальные и инструментальные произведения).

 

Романтизм: функциональная система мажоро-минора (одно­именный, однотерцовый, одноименно-однотерцовый); модально-тональные гармонические явления; аккордика, мелодика, жанры, фактура; гомофонный склад, полифонический, гетерофонный. XX век: моноаккордика в лине­арной гармонии; полиаккордика.

Слуховой анализ. Интонационные упраж­нения. Звукоряды мажоро-минора (одноименный, однотерцовый, одно­именно-однотерцовый), звукоряды в модально-тональных структурах («средневековые», гемиольные, ангемитонные). Альтерация аккордов субдо­минантовой и доминантовой групп. Энгармонизм малого мажорного и уменьшенного септаккордов. Аккорды с модальными тонами в функцио­нальных отношениях нелинеарного типа (дорийская субдоминанта, миксолидийская доминанта и др.). Аккорды с двумя добавочными или заменными тонами. Неаккордовые звуки во всех голосах. Новофункциональные образо­вания: терцовые ряды (диатонические и хроматические), квинтовые ряды, функциональные дубли, хроматические медианты, тритонанта. Монотональ­ная полигармония в диатонической и мажоро-минорной тональности в гар­монических оборотах. Сокращенная модуляция в отдаленные тональности. Энгармоническая модуляция (мМ7, ум.7). Моноаккорды нетерцового строе­ния в простейших схематических линеарных последованиях (проходящие вспомогательные обороты, обороты типа скачок с заполнением, опевание. Эти и другие обороты взятые порознь и в сочетании друг с другом). Полиак­корды терцового, нетерцового строения (моноинтервальные и полиинтер­вальные) вне ладотональности.

Композиторы: Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Вагнер, Григ, Дебюсси.

Диктанты (игровые, письменные): двух-, трех-, четырехголос­ные в полифоническом складе; с переменным числом голосов в гетерофон­ном и гомофонном складах.

Сольфеджирование (соло, с сопровождением, в вокаль­ном ансамбле): двух-, трех- и четырехголосные произведения с переменным числом голосов.

 

2 семестр

Русская музыка XVIII – XIX веков: система русских ладов: обиходные лады (большой, малый и укосненный), модальная гармония (обиходные лады, эолийский, ионийский, дорийский, переменный и другие; переменность опор-центров и звукорядов); классическая функцио­нальная система в русской музыке XIX века (аккордика, мелодика, жанры, фактура); функциональная система мажоро-минора (одноименного и одноименно-однотерцового); полигармония; новомодальная гармония в произве­дениях второй половины XIX столетия. XX век: моно- и полиаккордика в линеарной гармонии; интервальные группы, серийные структуры.

Композиторы: см. произведения из «Новых памятников зна­менного распева» MB. Бражникова, «Октоиха. Нотное приложение» и др.; Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайков­ский, Танеев, Рахманинов, Скрябин.

Слуховой анализ. Интонационные упраж­нения. Звукоряды обиходных ладов, диатонических (постоянные и пере­менные), мажоро-минора (одноименного, однотерцового, одноименно-однотерцового), гемиольные, ангемитонные, хроматические симметричные (целотоновый, тон-полутон). Альтерация аккордов субдоминантовой и доми­нантовой групп. Аккорды с модальными тонами в функциональных отноше­ниях нелинеарного типа. Аккорды с добавочными и заменными тонами. Не­аккордовые звуки во всех голосах. Новофункциональные образования: тер­цовые ряды, квинтовые ряды, секундовые ряды (ленточное многоголосие линеарного типа. Уменьшенные созвучия, малый мажорный септаккорд, уве­личенное трезвучие и другие в качестве аккордов-дублировок), функцио­нальные дубли, хроматические медианты. Сокращенная модуляция в отда­ленные тональности. Внезапные модуляции (энгармонизм мМ7, ум.7, м.ум.7, ув.35). Полигармония монотональная в оборотах с тоникой в одноименном и одноименно-однотерцовом мажоро-миноре. Моноаккорды нетерцового строения в линеарно-гармонических оборотах из художественной музыкаль­ной литературы. Полиаккорды нетерцового и смешанного типа (с терцовыми субаккордами) в простейших схематических оборотах.

Интервальные группы разного содержания в кратких музыкальных фрагментах (1-2 тт.) с атональной ориентацией (одноголосие, двухголосие). Серийные структуры в одноголосном варианте (основная, ракоходная, инвер­сионная, ракоходно-инверсионная формы). Схематические и линеарно-мелодические построения из художественной музыкальной литературы.

Диктанты (игровые, письменные): одноголосные (техника ин­тервальных групп, серийная техника); двухголосные (техника интервальных групп); трех-, четырехголосные в гетерофонном и полифоническом складах; с переменным числом голосов (гетерофонный и гомофонный склады).

Сольфеджирование: одноголосные фрагменты из художе­ственной музыкальной литературы (техника интервальных групп, серийная техника); двух-, трех-, четырехголосные сочинения.

2 курс

1 семестр

Западноевропейский романтизм и русская музыка XIX начала XX столетий: функциональная систе­ма полного мажоро-минора (одноименно-однотерцового) в ее дальнейшей эволюции; хроматическая тональность с диссонантным центральным элемен­том (полизвукорядная, хроматическая не мажоро-минор­но­го типа -"ладонейтральная"); диатоническая и мажоро-минорная тональность в наи­более важных типизируемых состояниях; новомодальная гармония; моно- и полиаккордика различной структуры в линеарной гармонии (продолжение темы 3 семестра); техника интервальных групп; серийная техника; мелодика, жанры, фактура.

Композиторы: Дебюсси, Равель, Лядов, Скрябин, Стравин­ский, Шенберг, Веберн.

Слуховой анализ. Интонационные упраж­нения. Звукоряды диатонических, хроматических ладов – гемиольные, ангемитонные, симметричные и несимметричные однооктавные и многооктавные). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп с участием добавочных и заменных тонов. Повторение тем: аккорды с модаль­ными тонами в различных функциональных отношениях, новофункциональ­ные образования, сокращенные и внезапные модуляции. Полигармония в полном мажоро-миноре в разных функциональных оборотах. Хроматическая тональность с диссонантным центром (уменьшенные аккорды; трезвучия с секстами и квартами; малые септаккорды с мажорным трезвучием, с большой терцией и тритоном, с увеличенным трезвучием, с большой терцией и расще­пленной квинтой, с ноной; увеличенное трезвучие с добавочными тонами; мажоро-минорное трезвучие и септаккорд мажоро-минорный с ноной). «Рыхлая тональность», «диссонантная тональность», «парящая тональность», «инверсионная тональность», «переменная тональность», «многозначная то­нальность» в примерах из художественной музыкальной литературы.

Полиаккорды нетерцового и терцового строения в кратких линеарно-гармонических тональных оборотах из художественной музыкальной ли­тературы.

Интервальные группы в двух- и трехголосии в фрагментах с про­тяженностью в 3-7 тт. и с более усложненной ритмической и фактурной структурой по сравнению с аналогичным материалом второго семестра. Ато­нальные серийные построения (двух-, трехголосные) с использованием ос­новных форм серии (схематическое и мелодизированное изложение). Одно­голосные серийные построения с тенденцией к амелодическому – дискретному – изложению (схематическое и фактурное изложение – ритми­зованное, с динамическими и агогическими указаниями).

Диктанты (игровые, письменные): одноголосные и двухголос­ные (техника интервальных групп, серийная техника); трех-, четырехголос­ные в гетерофонии, полифонии, в музыкальной ткани с переменном числом голосов (гомофонный и гетерофонный склады) – тональные структуры.

Сольфеджирование: одноголосные и двухголосные фраг­менты (техника интервальных групп, серийная техника); двух-, трех-, четы­рехголосные произведения с переменным числом голосов.

 

2 семестр

Западноевропейская музыка XX столетия. Хроматическая тональ­ность в важнейших типизируемых состояниях с консонантным и диссонантным центральным элементом. Полимодальная гармония. Моно- и полиаккордика различного строения в гомофонных структурах – монопластовых и полипластовых. Техника интервальных групп. Серийная техника. Пуанти­лизм. Мелодика, жанры, фактура.

Композиторы: Дебюсси, Равель, Мийо, Пуленк, Шенберг, Веберн, Берг, Барток, Хиндемит, Мессиан.

Слуховой анализ. Интонационные упраж­нения. Звукоряды диатонические и хроматические (гемиольные, ангемитонные, симметричные и несимметричные, однооктавные и многооктавные). Хроматическая тональность: аккорды терцового и нетерцового строения в соотношениях с тоникой (консонантной и диссонантной); неаккордовые зву­ки во всех голосах; аккорды с добавочными и заменными тонами – диатони­ческими и хроматическими. Характерные гармонические последования в хроматической тональности «переменного типа», «рыхлого типа», «инвер­сионного типа» (диссонантный центральный элемент, диссонантная тоника). Полиаккорды нетерцового и терцового строения в гомофонных структурах (монотональных, политональных) и в линеарных. Полимодальные многого­лосные фрагменты (гетерофония, полифония) диатонического и условно диа­тонического звукорядного содержания, а также как сочетание ангемитонных ладов с диатоническими и условно-диатоническими. Интервальные группы (3-4 группы) из двух-трех интервалов в фрагментах с двух- и трехголосной структурой (протяженность – 3-5 тт.). Серийные построения (двух-, трехголосие) с интонационным материалом "новотонального" содержания. Серии в разных формах и позициях. Двухголосные серийные построения с тенденци­ей к амелодическому – дискретному содержанию. Изложение: схематиче­ское, ритмизованное, с динамическими и агогическими указаниями.

Диктанты (игровые, письменные): двухголосные и трехголос­ные (серийная техника, техника интервальных групп, модальная техника, тональная техника); трех- и четырехголосные (гетерофония, полифония то­нального и модального содержания); полипластовые структуры (линеарно-гомофонного типа) – диатоническая и хроматическая тональность (мажоро-минорная, «ладонейтральная»); хроматическая модальность; с переменным числом голосов (гомофонный склад).

Отечественная музыка XX столетия: хромати­ческая тональность в важнейших типизируемых состояниях с консонантным и диссонантным центральным элементом. Полимодальная хроматическая гармония. Моно- и полиаккордика разного строения в гомофонных моно- и полипластовых структурах. Техника интервальных групп. Серийная техника. Пуантилизм. Мелодика, жанры, фактура.

Композиторы: Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Сви­ридов, Денисов, Губайдулина, Шнитке, Слонимский, Гаврилин и др.

Слуховой анализ. Интонационные упраж­нения. Повторение материалов из третьего семестра. А также: полимо­дальные линеарно-мелодические фрагменты из художественной музыкаль­ной литературы в многоголосии диатонического, условно диатонического, ангемитонного – диатонического и хроматического – звукорядного содержа­ния, а также с различными симметричными и несимметричными хроматиче­скими модусами. Полимодальные линеарно-гармонические небольшие обо­рот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: