Об обеспечении качества научно-методического сопровождения математического образования в условиях внедрения государственного образовательного стандарта.




Для методического сопровождения образования предлагаются некоторые варианты методического обеспечения реализации основной образовательной программы, соответствующие требованиям ГОС.

Следует заметить, что изменения в потребностях общества привели к модернизации системы школьного образования, результаты которой отразились в государственном образовательном стандарте (ГОС). В нем четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным, предметным.

Личностными результатами обучающихся являются ценностно‐смысловые установки, отражающие индивидуально‐ личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников.

Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач.

Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Очевидно, что для реализации обозначенных новых требований необходимы инновационные средства, обеспечивающие успешность их достижения. Это не только образовательная программа, но и новые учебники, технологии, интерактивные средства и соответствующая подготовка учителя.

Отдел математики провёл исследование и прокоментировал проблемы методического сопровождения педагогов в условиях реализации ГОС. Анализируя познавательный компонент компетентностей педагогов, можно выделиь методические проблемы, связанные с реализацией ГОС:

1.Так, в УМК, рекомендуемых для деятельности в формате ГОС, лишь незначительно изменилось содержание и некоторые задания. Как отмечают учителя, эти учебники в принципе не отличаются от тех, по которым они работали прежде. Они ориентированы в основном на предметные результаты и пока не являются средством для формирования личностных и метапредметных умений.

В новых вариантах учебников осталась прежняя проблема: некорректно сформулированные задания, которые либо невозможно выполнить, либо при выполнении которых школьники получают разные результаты. Поэтому учителям приходится или самостоятельно их корректировать, или эти задания просто не использовать. При этом большая часть заданий в учебных пособиях даны на «знание», очень мало на «понимание», достаточное количество на «умение», но и они не позволяют школьнику качественно осваивать учебное содержание, потому что подаются без системы и используются в разных контекстах.

Учителя отмечают, что предлагаемые методические средства к УМК содержат только рекомендации и не оказывают дидактическую помощь учителю в построении учебного процесса, ориентированного на результаты. Поэтому педагоги испытывают трудности в организации обучения в соответствии с новыми требованиями, в частности:

– в определении корректной цели, ориентированной на результат;

– в формулировании корректных учебных заданий разных типов, ориентированных на результаты не только предметные, но и личностные и метапредметные;

– в мотивировании учащихся к обучению, результатом которого должна стать образовательная компетентность;

– в организации самостоятельной деятельности школьников для приобретения умения учиться как одного из основных результатов обучения.

2.Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Эти умения являются познавательными результатами учащихся. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя. Для этого педагог должен обладать информационно – интеллектуальной компетентностью, это значит: уметь работать не только с информационно – коммуникационными средствами; знать виды, особенности информации, а также требования логико – информационной корректности к ее использованию; владеть методами работы с информацией в процессе профессиональной и социальной деятельности и научить этому школьников.

Однако учителя не достаточно владеют методами работы с информацией, с информационно – коммуникационными средствами, что свидетельствует о необходимости повышения информационной компетентности учителя с помощью самообразовательной деятельности.

3.Известно, что качество обучения школьников зависит не только от содержательности УМК, но и от умения учителя эффективно использовать технологии обучения. Однако большой проблемой для педагога является систематическое использование инновационных технологий в образовательном процессе. Анализ суждений учителей математики позволил выявить причины такого явления: много времени уходит ежедневную подготовку к использованию выбранной технологии (70%), ответственность за грамотное ее внедрение в программу обучения (80%).

При этом учителя (60%) отметили, что с введением ГОС они просто затрудняются не только выбрать технологию обучения, ориентированную на реализацию новых требований, но и работать с ее использованием без специальной подготовки.

Решение проблемы

Учебные пособия должны специально создаваться для реализации требований государственного стандарта и не перекладывать ответственность на учителя.

Следует обратить внимание на методическое сопровождение к УМК включающих в себя совокупность необходимых и достаточных средств для успешной организации процесса обучения.

Для качественного методического сопровождений УМК отдел математики предлагает модель «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»

Модель представляет поэтапную организацию освоения учебной информации и включает: инновационную технологию работы с информацией, методический инструментарий (технологические карты, дидактическое электронное сопровождение), специальную программу подготовки учителя.

Таким образом, процесс обучения в данной технологии представляет собой целостную систему деятельности от постановки цели до конечного результата, в рамках реализации которой появляются позитивные изменения в знании и умении школьников, обеспечивающие формирование личностных, метапредметных и предметных умений, которые проявляются в информационно‐интеллектуальной компетентности при выполнении ситуативного задания.

На первом этапе – «Самоопределение в деятельности» – стимулируется интерес школьников к изучению темы посредством выполнения ситуативного задания, направленного на выявление тех знаний и умений, которые необходимы для его решения в рамках данной темы. Результатом этого этапа является осознание школьником потребности ее освоения и постановка личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе – «Учебно ­ познавательная деятельность» – организуется освоение новой информации, необходимой для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется педагогом с учетом принципов необходимости и достаточности. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение», которые формулируются с учетом критериев логико‐информационной корректности. Последовательное выполнение этих заданий создает условия для освоения учебной информации и формирования умения с ней работать в рамках изучаемой темы.

На третьем этапе – «Интеллектуально ­ преобразовательная деятельность» – учащимся предлагается вернуться к ситуативному заданию, выбирать уровень его выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и выполнить задание.

На четвертом этапе – «Рефлексивная деятельность» – полученный результат соотносится с поставленной целью, проводятся самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках освоения учебного содержания.

В связи с тем, что в данной технологии учитываются закономерности работы с информацией, становится объективно необходимым соблюдение требований логико‐информационной корректности, таких как ясность, точность, последовательность, доказательность. Обозначенные требования легли в основу методов работы с информацией, процедуры которых позволяют ее перерабатывать с определенной дидактической целью.

Для успешной деятельности в формате данной технологии учителю предлагается методический инструментарий, созданный на основе ТРИИК: технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение. Это новый вид методических средств, обеспечивающих организацию освоения учебного содержания, ориентированного на конкретные результаты: личностные, метапредметные, предметные. Структура технологической карты содержит: название темы, цели обучения, планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения); основное содержание темы, термины и понятия, особенности организации пространства (формы работы, ресурсы, межпредметные связи); технологию изучения темы.

В описании каждого этапа указываются: цели и задачи учебной деятельности; учебные задания разных типов; планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные умения. Дидактическое электронное сопровождение (ДЭС) к ТК включает: презентацию (фото, видео‐демонстрация, манипулирование информационными элементами); тексты, карты‐схемы и справочную информационную систему в контексте изучаемой темы; обучающие и тестирующие модули для диагностики знаний и умений в интерактивном режиме.

Таким образом, использование данной технологии представляет собой позитивные изменения в знании и умении школьников, обеспечивающие формирование личностных, метапредметных и предметных умений, что положительно будет влиять на обеспечение качества научно-методическое сопровождения в условиях внедрения ГОС в ДНР.

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, например:

- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;

- нарушена преемственность между уровнями образования;

- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;

- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях ОГЭ, ГВЭ, ЕРЭ для разных групп учащихся.

Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.

Задачи развития математического образования:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося (формирование установки «нет неспособных к математике детей»);

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

- повышение качества работы преподавателей математики;

- поддержка лидеров математического образования, выявление новых активных лидеров среди педагогов;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

- популяризация математических знаний и математического образования.

На ступени основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:

- предоставить каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

- обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;

- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

Для этого необходимо:

- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;

-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);

- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися;

- помнить, что достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе ДонРИДПО.

В помощь педкадрам и методистам отдел математики работал над созданием различных видов методической продукции:

1.Разработаны Примерные рабочие программы по математике по всем 5-11классам базового и профильного уровням в соответствии с ГОС.

2.На протяжении 2021года продолжалась продуктивная работа методистов и педагогов Республики по разработке учебно-методического обеспечения в соответствии с ГОС. Работают две творческие группы по вопросу: «Разработка учебно-методического обеспечения обучения математики в соответствии новых стандартов». В основном, работа направлена на подготовку материалов для проведения Государственной итоговой и промежуточной аттестации по математике за курс основного и среднего общего образования. Разработана документация и комплекс заданий базового и профильного уровней. Подготовлен к печати «Сборник заданий по математике для подготовки к ГИА» (4500 разноуровневых заданий для базового и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, которые составлены в соответствии кодификатора контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по математике по основным образовательным программам основного и среднего общего образования).

3.Через сайт отдела совершенствовалась информативная компетентность методических служб.

4.На курсах проведено обучение кадров. Разработаны модули по ДПП: Управление качеством образовательного процесса; Теоретико-методические основы организации обучения; Современные педагогические технологии в образовании.

Руководствуясь Концепциями математического образования и изучая содержание государственного образовательного стандарта, сформулированы для учителей математики ДНР общие рекомендации по основным направлениям работы

1. Продолжить изучать содержание программ и учебников, используемых для работы в 2021-2022 учебном году.

2. Продолжить разрабатывать рабочие программы по математике 5-11 классов на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать их выполнение.

3. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой. Применять современные образовательные технологии, включая информационные, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы).

4. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогики и психологии, современных информационных технологий и методик обучения; содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания; формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от абсолютного уровня этого достижения. Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах и т.д., предоставлять ученику подходящие занятия, вести кружки, факультативные и элективные курсы, внеурочную деятельность.

5. Продолжить организацию проектной и исследовательской деятельностиучащихся.

6. Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществляя связь предмета с практикой; распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой; реализовывать принципы метапредметности в обучении математике с учетом высокой подготовки обучающихся к ГИА и ЕРЭ.

Вывод: Работая над проблемой создания эффективной системы методического сопровождения в условиях реализации ГОС отдел математики активизирует внимание на следующих задачах:

1.Выявление проблемы методического сопровождения УМК и определение путей решения выявленных затруднений

2.Выявление запросов и обеспечение необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами, активизирующие в выявлении наиболее ценного опыта работы.

3.Проведение мероприятий с учителями согласно требований новой программы на интегрированном, базовом и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач.

 

 

Заведующий отделом математики Л.Я.Федченко

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: