История бюрократии как социального института




Определение и социологическое понимание бюрократии

Бюрократия – это масштабное явление, которое охватывает все индустриальное общество, которое оформляется как законченное явление с появлением индустриального общества и неизбежно жестко деформируется, или разрушается с переходом этого общества в постиндустриальное. Бюрократия – это сеть, клетка, код индустриального общества, неизменно присущий ему.

1) социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе;

2) замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий – с целью реализации своих корпоративных интересов – властные функции в обществе;

3) важный социальный институт общества, осуществляющий управление им в соответствии с определенными нормами, традициями и ценностями и существующий исторически длительное время;

4) узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица;

5) одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

В ряде случаев термин «бюрократия» используется для обозначения организаций, в которых принятые правила и пред писания «душат» предпринимательскую инициативу, приводят к возрастанию издержек и способствуют изоляции менеджеров от клиентов, в результате чего эффективность их деятельности снижается.

По установившейся в науке традиции термин «бюрократия» используется для обозначения не только определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти. Иными словами, государственная бюрократия есть одновременно и институционализированная общность людей, функционирующая в рамках целенаправленно созданных организаций и соответствующего нормативного порядка, и сама система подобных организаций.

История бюрократии как социального института

Бюрократия как специфическая группа людей, занимающих властные позиции в обществе, определенный тип и характер взаимоотношений между ними, система норм и правил поведения, своеобразный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности на заре государства и зачатков политической системы. Величайшие цивилизации древности Египет времен строителей пирамид, крито-микенская культура, Шумер, так называемая «III династия Ура» классические образцы бюрократической структуры, достигшей наивысшего расцвета в условиях централизованно-командного управления. Специалисты сходятся во мнении, что элементы бюрократических отношений присутствуют, В той или иной степени, в любой системе управления.

Общие интересы бюрократов подталкивают их к солидарным действиям и сотрудничеству. Они стоят на страже своих корпоративных интересов, оказывая членам своей социальной страты явную и неявную поддержку. В результате возникает не только разветвленная бюрократическая система управления, но и совершенно особый социокультурный феномен корпоративная культура и этика бюрократии.

Исторический опыт развития государственно-политических систем показывает, что общество тяготеет к динамичным, подвижным формам управления, не только противостоящим, но и сосуществующим с бюрократическим консерватизмом. В то же время история знает немало примеров, когда в силу обстоятельств чаша весов склонялась в сторону тотальной бюрократизации управленческого аппарата. Подобные структуры управления не только нежизнеспособны, но, что еще страшнее, пытаются конкурировать на управленческом рынке, вытесняя, поглощая или подчиняя себе небюрократизированные организации.
18. Карьера как ядро бюрократии

Сама бюрократическая структура управления объек­тивно формирует особый тип личности. Бюрократизиро­ванный индивид характеризуется специфической этикой политического и идейно-морального конформизма, пси­хологией верности (бездумной или чаще всего показной) существующим порядкам, ориентацией на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения.

Для чиновника-бюрократа государственная цель, кото­рую он призван реализовать, превращается в личную для него цель, в погоню за чинами, в делание карьеры, в формальное исполнение обязанностей. Именно карьера является ядром бюрократической структуры ценностей.

Карьера трактуется как продвижение человека по сту­пеням производственной, имущественной, социальной или иной иерархии[2]. Это — нормальное состояние для каждого человека в процессе его трудовой и общественной деятель­ности. До последнего времени в отечественной литературе карьера рассматривалась преимущественно в негативном плане, с оттенком осуждения, как карьеризм. Карьера и карьеризм хотя и взаимосвязаны, но отнюдь не тожде­ственны.

Характер, тип карьеры, ее темп предопределяются в первую очередь существующими общественными отно­шениями, объективными возможностями, которые создает общество человеку. Вместе с тем карьера во многом обу­словливается обстоятельствами жизни конкретного инди­вида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, семейным положением, состоянием здоровья и т.д.

Для нормальной карьеры (продвижения) необходимы механизмы социального отбора наиболее способных в раз­личных областях жизни: образования, трудовой, обще­ственно-политической, военной, религиозной деятельно­сти, сфере искусства, спорта, науки и т.д. Для естественного (нормального) продвижения требуется открытая и честная состязательность на всех этапах учебы и трудовой деятель­ности с предоставлением наиболее талантливым людям определенных, зафиксированных в законах привилегий.

В Советском Союзе также действовали механизмы отбора лучших управленцев, но они во многом были дефор­мированы административно-командным стилем руковод­ства. В частности, отсутствием демократически организо­ванных выборов, непременным членством в КПСС для большинства типов карьеры, осо­бенно при решении кадровых вопросов.

Карьера обычно изучается путем фиксации продвиже­ния по ступеням общего и специального образования, ква­лификационной, должностной и иной иерархии. С этой же целью изучаются личные планы людей в различные периоды их жизни. Естественно, что здесь применимы прежде всего лонгитюдные исследования, позволяющие фиксировать социальные и другие позиции людей в про­цессе их жизненной, трудовой деятельности. При этом могут быть использованы все основные социологические методы, в первую очередь опросы и изучение соответствую­щих документов (трудовые книжки, автобиографии и т.д.). Интересную и содержательную информацию могут дать материалы избирательных кампаний, стенографические отчеты съездов общественных организаций, сессий высших и местных органов власти и т.д.

Жизнь показывает, что многие современные управленцы-«бюрократы» являются честными, добропорядочными людьми, совершающими карьеру на законном основании, на основе состязательности, продвижения по служебной лестнице в силу несомненных своих достоинств в той или иной области деятельности, в данном случае — преимуще­ственно управленческой.

В то же время карьера нередко оборачивается своей обратной стороной — карьеризмом, явлением злободнев­ным, тормозящим развитие общества. В целом карьеризм представляет собой беспринципную погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызываемую корыстными целями в ущерб общественным интересам, стремлением к продвижению по службе любой ценой. Бюрократизация, обусловленная общественными факторами, порождает определенный тип личности - карьериста-конформиста, т.е. приспособленца, пассивно принимающего существующий порядок вещей, господ­ствующее мнение и т.д. Данный тип личности характери­зуется отсутствием собственной позиции, беспринципным и некритическим следованием любому образцу, обладаю­щему наибольшей силой давления (имеются в виду мнение большинства, авторитет, традиции и т.д.). Конформистско-карьеристский тип личности типичен для авторитарно-бюрократической системы. Бюрократизация начинается там и тогда, где и когда на смену профессионализму и авто­ритету человека как индивидуальности приходит авторитет места в системе социальной иерархии, а кадровая политика сориентирована на личную преданность.


19. Лоббизм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: