Различают первичную и вторичную алекситимию.




Феномен алекситимии.

Среди факторов, предрасполагающих к возникновению психосоматической патологии, отмечается такая психологическая особенность, как алекситимия.

Термин был предложен П.Сифнеосом для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний - ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче. П.Сифнеос полагал, что эмоциональная невыразительность создает конфликтную ситуацию в межличностной сфере, а эмоциональное напряжение трансформируется в патологические физиологические реакции.

В современной интерпретации это понятие включает в себя трудности в описании собственных чувств, в дифференциации чувств и телесных ощущений, сужение аффективного опыта, снижение способности к символизации, бедность фантазий и воображения, предпочтение фокусированное внимания на внешних объектах (Эйдемиллер Э.Г., Макарова О.Ф., 2000).

Различают первичную и вторичную алекситимию.

Первичная алекситимия - неразвившаяся способность к осознанию и выражению чувств.

Вторичная алекситимия - развивается в результате доминирования в процессе развития защитных механизмов: избегание, отрицание, изоляция, аффекта.

Алекситимия - по мнению некоторых авторов - устойчивая черта личности, или временная реакция на депрессию или тревогу.

3 механизма развития алекситимии:

1. Биологическая - генетически запрограммированное свойство нервной системы, связанное с гипертрофированной функцией левого полушария.

2. Психодинамическая - защитно-изоляционный механизм от хронического травматического опыта.

3. Бихевиоральная модель - это раннее научение от алекситимии матери, или влияние запретного на эмоции социального окружения.

Выделяют ряд факторов, который способствует развитию алекситимии:

1. Специфический телесный опыт. Заболевания в раннем детстве, или операция с последующим длительным ограничением активности.

2. Фиксация внимания семьи на заболевании ребенка. Включение болезни в социальную ситуацию развития семьи в качестве ее центрального звена.

3. Директивное навязывание больному инвалидного стиля жизни.

4. Длительное переживание неуспеха в значимой деятельности. Значимо в возрастных кризисах развития.

5. Ограниченность эмоционального опыта спектром негативных эмоций.

6. Неспособность собственного вмешательства в обстоятельства жизни.

Для объяснения синдрома алекситимии J.S.Nemah выделяет две модели: «отрицания» и «дефицита». Модель «отрицания» предполагает глобальное торможение аффектов, поэтому в данном случае можно говорить о «вторичной алекситимии» и рассматривать ее как психологическую защиту, предполагая ее обратимость.

Ряд авторов (Sifneos P., 1973; Ересько Д.Б., Исурина ГЛ., Кайдановская Е.В., Карвасарский Б.Д., 1994) считает, что у многих больных алекситимические проявления необратимы, несмотря на длительную, интенсивную и искусную глубинную психотерапию. Такого рода алекситимия является первичной. Для ее объяснения используется модель «дефицита», вызванного биохимическими, нейрофизиологическими или генетически обусловленными нарушениями (Эйдемиллер Э.Г., Макарова О.Ф., 2000).

Л.П.Урванцев (1998) выделяет несколько групп черт, характерных для страдающих алекситимией: расстройства аффективных функций, нарушения когнитивных процессов, нарушение самосознания и особое восприятие мира («специфическая картина мира», с недостаточностью его чувственного переживания). Как социокультуральный феномен алекситимия связана с низким социальным статусом, с невысоким уровнем образования, с недостатком словесной культуры. В рамках психоанализа алекситимия рассматривается как защитный механизм, действующий против невыносимых для личности аффектов. Действительно, личности с алекситимическими чертами чаще высказывают жалобы соматического характера, что в ряде случаев является признаком соматизации аффекта.

Если подавление чувств, эмоциональных реакций, в том числе на ситуацию опасности, жесткая регламентация эмоциональных проявлений становится хронической, превращаясь в стиль жизни, то межличностные взаимоотношения становятся дистанцированными, приобретают черты поверхностности и формальности. Нивелирование эмоциональных проявлений придает поведению нейтральность и безучастность, а текущим эмоциональным реакциям - оттенок безразличия.

Алекситимия как проявление дефекта развития является, по мнению Л.П.Урванцева, неспецифическим расстройством в переживании и протекании эмоций, «досимволическим стилем психики», характерным для лиц с низким уровнем дифференцированности психических структур. Такую психику можно отнести к преневротическому уровню. Алекситимики используют незрелые механизмы психологической защиты, такие как отреагирование, отрицание, проективную идентификацию. Непосредственной причиной подобного дефекта развития может быть расстройство ранних отношений «мать-ребенок», негативно влияющее на становление представлений о мире и о собственной личности.

В.В.Николаева устанавливает связь феномена алекситимии с особенностями психической саморегуляции, основываясь на концепции смысловых образований личности (Братусь Б.С., Василюк Ф.Е.). Важный источник устойчивости, свободы и саморазвития личности - это рефлексия, которая позволяет осознать смысл собственной жизни и деятельности и является частным механизмом личностно-мотивационного уровня саморегуляции. Дефицит рефлексии проявляется в том, что «алекситимик» неспособен управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их в соответствии с изменяющимися условиями текущей жизненной ситуации, поскольку в процессе онтогенеза потребность в саморегуляции не была сформирована. Невозможность реализации актуальных потребностей ведет к хронизации эмоций и, как следствие, к стойким соматическим изменениям.

Особенности эмоционального склада лиц алекситимии – Кристал выделяет несколько характерных признаков:

1. Трудность дифференциации телесных состояний от эмоциональных состояний.

2. Слабая дифференцированность эмоций.

3. Трудность вербализации эмоций. Не могут описать эмоциональные состояния.

4. Недифференцированность в переживании эмоциональных состояния сочетается со слабой выразительностью компонентов эмоций к которым относятся внешние проявления эмоций - поза, мимика.

5. Интонации слабо дифференцирована. Носит уплощенный, монотонный характер, несоответсвующий той ситуации в которой находится пациент. Это один из существенных, значимых маркеров, который может говорить о наличии алекситимии.

6. характерны «каменное» лицо, «бледный» монотонный голос, интонация отсутствует.

7. → повышенная склонность к аффекту

8. → плохо понимают эмоциональное состояние других людей

9. → высок риск соматизации

 

Когнитивные особенности этих лиц:

1. Примитивность (заземленность) суждений. Эта некоторая примитивность, упрощенностьне есть то нарушение в патопсихологии – как нарушение уровня обобщения, это не нарушение мышления.

2. Недостаточность символического опосредования

3. Следовательно дефицит воображения

4. Следовательно дефицит творческой активности, креативности.

5. Недостаточная освоенность речи.

6. Недостаточная сформированность языка как средства мышления.

→ суждения бедны и конкретны. Бедность языка.

→ больше развито наглядно-действенное мышление.

Когнитивная недостаточность создают основу для осознания самого себя, переживаний, собственной личности, но не достигающие степени патологии. Это просто неоснащенной некоторыми психологическими механизмами.

Личностные особенности:

1. Отмечается что эти лица обнаруживают признаки инфантильности некоторая личностная незрелость – она выражается в неумении понять другого человека, недостаточная эмпатийность.

2. То же самое в отношении себя – дефицит рефлексии, неразвитость рефлексии сознания.

3. Появляется риск провоцирования, конфликтного отношения с другими людьми.

4. Дефицит когнитивных средств осознания происходящего

5. Недифференцированность самооценки и самоотношения

6. Недостаточность рефлексии (что является признаком инфантильной личности)

У алекситимичных пациентов отсутствуют именно слова для выражения чувств, а не сами чувства.

Снижена эмоц сфера – приводит к обеднению межличностных связей, что и является одним из основных симптомов алекситимического нарушения. близкие и очень немногочисленные межличностные связи этих больных чаще всего имеют характер сцепления, когда партнер воспринимается как часть себя.

А именно:

1)если больше выражен эмоциональный компонент, то следовательно в этом случае феномен корнями уходит в ранний период жизни. То есть в тот период когда в контакте с ближайшим взрослым формируются средства, выразительность эмоций, сами эмоции и их сила.

2)если больше выражен когнитивный компонент –особые условия развития совпали (наблюдались) в возрасте формирование понятий(параллелограмм развития – подростковый возраст) –это педагогическая запущенность

3) если выражены личностные особенности –более поздний возраст онтогенеза – ранняя юность, когда развивается такое качество как рефлексия.

Задание: 1. Прочитать текст лекции. 2. Сделать опорный конспект в тетрадях. 3. Найти и перечислить интересные (!) способы и методы (с указанием названия методики и автора) работы с алекситимией в разных возрастных группах (дети, подростки, взрослые). Не менее 2-х на каждую возрастную группу. 4. Выслать фото или скриншот конспекта с указанием фамилии, имени и номера группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: