Уроки 10–11. Фаянсовый завод
Цели деятельности педагога
| Познакомить учащихся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работающих на отдельных этапах производства изделий из фаянса, с содержанием понятий: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор;учить различать производителя изделия по эмблеме завода, объяснять новые понятия, используя текст учебника, анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий, выполнять эскиз декора вазы и изготовлять вазу; развивать самостоятельность, внимание; воспитывать интерес к предмету, эстетический вкус
| Тип урока
| Постановка и решение учебной задачи
| Методы и формы обучения
| Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
| Основные понятия и термины
| Операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор; скульптор, художник
| Образовательные ресурсы
| · Фаянс. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/142508/%D0%A4%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81
| Наглядно-демонстрационный материал
| · мультимедийная презентация по теме, образец готового изделия, образцы фаянсовой посуды
| Оборудование
| учебник, рабочая тетрадь; пластилин, салфетка, пластмассовая бутылочка, подкладная доска, гуашь, кисть; немного муки или крахмала
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные умения: познакомятся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работающих на отдельных этапах производства изделий из фаянса; научатся различать производителя изделия по эмблеме завода, объяснять новые понятия, используя текст учебника, выполнять эскиз декора вазы, изготовлять вазу.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о производстве фаянсовых изделий; регулятивные – научатся ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае
| Продолжение табл.
| отклонения от прогнозируемого конечного результата; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимать участие в работах парами, проявлять инициативу в коллективных творческих работах.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства
| Организационная структура урока
| Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке
| Универсальные учебные действия
| Промежуточный контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Чтобы узнать тему нашего нового проекта, нужно выполнить задание Ани (учебник, с. 40).
Если учащиеся не могут ответить, предлагает прочитать ответ Вани.
– На предстоящих двух уроках вам необходимо будет выполнить проект «Ваза». С чего начинается работа над проектом?
| Слушают учителя, выполняют задание
| Фронтальная
| Личностные: сориентированы на позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на воп-
| Устные ответы
| | | | | | | | | Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Сообще-
ние темы
урока
|
|
|
| росы
|
| II. Изучение
нового материала
| Словесно-ил-
люстративный рассказ с эле-
ментами
беседы «Фаянс и изделия из него».
Просмотр мультимедийной презентации или изделий
из фаянса
| – Что такое фаянс? Какой материал он вам напоминает?
Под названием «фаянс» в керамике принято обозначать изделия из белой глины с пористым черепком, который в изломе представляет шероховатый вид и покрыт всегда глазурью. Слово «фаянс» происходит, как считают, от названия города Фаэнцы в Италии (Faenza), славившегося производством названных изделий (1487), но и во Франции (в провинции Provence) есть также старинный город Fayence, и там с тех же времен делали этого рода посуду. Как бы то ни было, впоследствии это название «фаянс» распространилось на обозначение вообще всяких итальянскихизделий этого вида (XV и XVI вв.), а затем получило более обширное значение. Фаянсовые изделия окружают нас повсюду: дома, на улице, на производстве.
Показывает слайды
| Смотрят
презентацию,
слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Личностные: эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету.
Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – умеют осуществлять поиск необходимой информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о производстве фаянсовых изделий.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с учебником (с. 41–
42): технологический процесс
производства фаянса
| – прочитайте в учебнике (с. 41–42) информацию о технологическом процессе производства фаянса и фаянсовых изделий. ответьте на вопросы:
– Из каких ингредиентов делают фаянс?
– Каким способом получают изделия из приготовленной массы?
– Что делают с полученными заготовками?
– Что означает термин «глазурь»?
– Какой вид имеет изделие после обжига?
– Что означает термин «декор»?
– Кто придумывает форму и декор будущего изделия?
– Какая операция является в технологическом процессе последней?
– В нашей стране есть немало заводов, изготавливающих изделия из фаянса. Как узнать, где была сделана та или иная вещь? Каждый завод ставит на изделии эмблему своего завода. Рассмотрите в учебнике (с. 41) некоторые из них.
Затем просит показать эмблемы, зарисованные дома. Помогает учащимся определить города, где расположены фаянсовые заводы, и отметить их на карте России
(рабочая тетрадь, с. 4–5)
| Слушают учителя; работают с учебником,
анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| Физкультминутка
| Проводит физкультминутку
| Выполняют упражнения
| Фронтальная
| Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
| Выполнение упражнений
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| III. Твор-
ческая практическая деятельность
| Организация рабочего места
| Проверка организации рабочего места
| Организуют свое рабочее место
| Индивидуаль-
ная
| Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью
| Устные ответы
|
| Беседа «Что мы будем делать?».
Работа с учебником (с. 43–
45) и рабочей тетрадью (с. 28–
29)
| – Можем ли мы повторить технологический процесс изготовления фаянсового изделия в классе? Каким материалом мы можем заменить смесь для производства фаянса? Прочитайте в учебнике (с. 42), какой пластилин предлагает использовать Аня и почему. Расскажите о правилах работы с пластилином. А теперь рассмотрим готовое изделие.
помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ лепки, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 43–45), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 28–29)
| Анализируют готовое изделие, ин-
формацию; слушают учителя; работают с учебником; заполняют технологическую карту, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность
| Фронтальная
| Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию;
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы
|
| осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия
|
| Практическая работа: эскиз вазы
(урок 10),
декорирование
(урок 11)
| – придумайте эскиз вазы (в рабочей тетради, с. 29) и сделайте основу для вазы.декорируйте изделие в соответствии с выбранным вариантом.
В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради (с. 28) – определить стоимость изделия, подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её
| Выполняют задание
| Индивидуаль-
ная
| Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.
Личностные: сориентированы на плодотворную
работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
| Выполнение задания
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| IV. Итоги урока. Рефлексия
| Выставка и презентация работ учащихся
| В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность
и т. д.
| Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают
| Фронтальная
| Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
| Оценивание учащихся за работу на уроке
| Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы
| Организует беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали при работе над проектом?
– Все ли вам удалось в этом проекте?
– Что не удалось? Почему?
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Устные ответы
| Домашнее задание
| Объясняет задание.
– выполните задание в рабочей тетради (с. 26–27; к уроку 11). Принесите: кусочки ткани, иглу, ножницы, нитки, циркуль, линейку, ленточку, бумагу для выкройки (к уроку 12)
| Слушают учителя
| Индивидуаль-
ная
| Наблюдение
|
|
Поиск по сайту:
|