Эпоха римского владычества




После смерти царицы Саломеи [Шломцион] жены Александра Янная, началась борьба за власть между ее сыновьями. В междоусобную войну иудейских принцев вмешался римский полководец Помпеи (63 г. до н.э.) и Иудея подпала под власть Рима. После этого все римские наместники, приходившие к власти в Иудее, включая царя Ирода [Гордуса]*, который по рождению был идумеем и правил под покровительством Рима, придерживались одного и того же направления: они стремились усилить греко-сирийские тенденции в политике и культуре, в противовес окрепшему в эпоху Хасмонеев иудаизму.

Римские наместники в Иудее беспощадно эксплуатировали страну. Все они, в особенности те, кто правили страной после кратковременного царствования Агрип-пы [Агриппаса]*, заслужившего симпатии народа и мудрецов, намеренно сеяли анархию и оскорбляли национальные святыни. Известно, например, что под предлогом охраны порядка во время массового паломничества в Иерусалим в период праздников римская армия внесла в святой город на своих штандартах знаки и изображения языческих культов. Хотя римляне сохраняют за созданными народом институтами управления - и прежде всего за Синедрионом - относительную автономию, народ все больше склоняется к крайним течениям в фарисействе, зовущим к восстанию против "империи зла" - Рима и ожидающим скорого прихода Мессии. Одним из многочисленных лжемессий, появлявшихся в эту эпоху, был Иисус из Назарета [Йешу иш-Нацрат], распятый, как и многие другие, римским наместником за подстрекательство к бунту против империи.

В Иудее росло и усиливалось напряжение между "империей зла" и "избранным народом", между грабителями-наместниками и оскорбленными евреями, между проримски настроенными богачами и бедняками, охваченными мессианскими надеждами и фанатическим религиозным пылом. В этой обстановке вспыхивает Великое восстание (66 г. н.э.) - без всякой подготовки, без заранее намеченного плана, без единого руководства. Правительство, организующееся в этот момент в Иерусалиме, представляет собой непрочную коалицию между умеренными саддукеями, возглавляемыми первосвященником Хананом бен Хананом, фарисеями во главе с рабаном Шимоном бен Гамлиэлем из рода Гиллеля и "фанатиками" - зелотами, расколотыми на несколько враждующих группировок на почве идейной непримиримости и личной ненависти. Когда римляне направили против восставших свои армии во главе с Веспасианом и Титом, руководители восстания не смогли организовать ведение военных действий. Римлянам удалось сломить сопротивление повстанцев в укрепленных местах в Галилее, в Заиорданье и в Иудее. Иерусалим оказался в осаде. В городе в это время шла гражданская война, в ходе которой осажденные сожгли запасы продовольствия. Их силы быстро истощались. Несмотря на героизм защитников города, их самоотверженность и пламенную веру в то, что Храм не может быть уничтожен, город был захвачен (70 г. н.э.) а Храм, по приказу Тита, предан огню, чтобы выкорчевать с корнем еврейскую религию. Это намерение прослеживается и в последовавших вслед за тем преследованиях, в ходе которых отчаявшиеся зелоты* прибегли к массовому самоубийству в крепости Масада*. Еврейский суд был запрещен, на еврейскую религию в стране Израиля и в рассеянии обрушились страшные преследования. Ненависть римлян к евреям нашла свое выражение в наложенном на евреев унизительном налоге в две драхмы, лишний раз напоминавшем о постигнувшей их трагедии. Этот налог шел на содержание храма опитера в Риме - вместо описанного в Торе почетного "полушекеля" - налога на Иерусалимский Храм.

Эпоха мишны и талмуда

Потери населения - убитыми и пленными, увезенными в рабство, - ущерб, нанесенный хозяйству, заброшенные необрабатываемые земли - таков был печальный итог Великого восстания. Но все это не привело к растерянности и анархии. Спустя недолгое время мудрецам, наследовавшим традицию фарисеев, удалось восстановить основы общественной жизни - в отсутствие Храма, Иерусалима и Синедриона. (Саддукеи, ессеи и фанатики-зелоты исчезают с исторической арены после разрушения Второго Храма). Раби Йоханан бен Закай, а после него рабан Гамлиэль из рода Гиллеля создают в Явне, городке со смешанным греко-еврейским населением на Иудейской равнине, "Дом Собрания", который становится главным организующим учреждением еврейского народа в Стране Израиля и в странах рассеяния. Храм был разрушен, политическая независимость утрачена. Нужно было заново переосмыслить формы жизни еврейского народа в новых условиях, в отсутствие Храма и политической независимости. Новые законы и установления, которые выносил Сангедрин в Явне, передавались от имени наси* и от имени Сангед-рина и немедленно разносились гонцами во все города и поселения Страны Израиля и во все общины еврейской диаспоры. С течением времени римским властям пришлось де-факто признать роль Сангедрина и наси в управлении народом. В Явне были окончательно отработаны литургические тексты будней и праздников, предназначенные для службы в отсутствие Храма, а также порядок рукоположения мудрецов, которым присваивался титул "рабби". Завершалась работа над системой Галахи*, за основу которой была принята Галаха школы Гиллеля. Это был огромный труд по упорядочиванию и записи Устной Торы, развивавшейся в течение всего периода Второго Храма.

Своебразная национально-религиозная автономия, ставшая основой и централизующим началом в еврейской жизни в Стране Израиля и в диаспоре, окончательно оформилась после того, как центр духовной жизни, в связи с восстаниями времен Траяна* и Адриана* переместился из Иудеи в Галилею. Восстание против Рима под предводительством Шимона бар-Кохбы* (иначе: бар-Косбы) (131 - 135 г. н.э.) было поддержано мудрецом раби Акивой*, который представлял высший духовный авторитет для евреев своего поколения. Восстание, в котором участвовали евреи Страны Израиля и стран рассеяния и даже самаритяне, потрясло всю Римскую империю, но в конце концов было подавлено с невероятной жестокостью. Иудея лежала в развалинах. Римляне переименовали разрушенный и опустошенный Иерусалим в "Элия Капитолина" и запретили евреям селиться в этом городе. Римские власти запрещали изучение и преподавание Торы и исполнение заповедей, ожесточенно преследовали еврейских мудрецов. Немало мудрецов погибло героической и мученической смертью, среди них был и раби Акива. В еврейской традиции они носят название "Десяти мучеников царства".

Около 200 года, в правление раби Йегуды га-Наси из рода Гиллеля, величайшего из мудрецов своего поколения и признанного вождя еврейского населения Страны Израиля, было завершено составление сборника, в котором был организован разнородный и обширный материал Устной Торы. Этот сборник получил название "Мишна". Мудрецы, упоминаемые в этом сборнике, называются "танаи"*.

Мишна вобрала в себя в основном материал Галахи, Агада* - проповеди мудрецов, в которых они глубоко, злободневно, а большей частью очень занимательно и остроумно толковали главы Торы, была собрана позже, в эпоху амораев*.

Название "амораи" закрепилось за мудрецами, действовавшими уже после составления Мишны. Их размышления над Мишной и комментарии к ней были собраны в новый обширный сборник, получивший название "Талмуд"*. В разных центрах еврейской интеллектуальной жизни того времени вышли разные варианты Талмуда. Иерусалимский Талмуд был составлен в Стране Израиля, в Тверии* около 350 г. н.э.; Вавилонский Талмуд был закончен в Вавилоне около 500 г. н.э. (См. приложение 1: развитие Устной Торы).

Общее брожение, беспорядок и ослабление центральной власти, характерное для Римской империи перед утверждением христианства, тяжело отразились на еврейском населении Страны Израиля, которое в эту эпоху составляют в основном сельские жители. Многие из них оставляют свои земли и бегут из Страны Израиля. Особенно значительна эмиграция в Вавилонию.

Римскую власть в Стране Израиля сменяет христианская Византия* (324 - 640 г. н.э.). Положение еврейского населения Страны Израиля в политической и религиозной сфере все больше ухудшается. Новая власть мотивирует это тем, что христианство является наследником и преемником иудаизма, а потому мир больше не нуждается в евреях как в хранителях Завета. Статус на-си* падает, а в 429 г. н.э. ликвидируется сама должность наси. Византийцы принимают, а затем все больше ужесточают антиеврейские законы, ударившие по всем сторонам жизни еврейского населения Страны Израиля - экономическим, социальным, религиозным (так, например, в Стране Израиля запрещается строить синагоги). Все меньше евреев остается в Стране Израиля. Однако в разных районах страны, преимущественно в Галилее, остается значительное количество еврейского населения. В 614 г., накануне арабского завоевания, евреи принимают участие в войне Персии против Византии.

И все же значение Страны Израиля как центра духовной жизни евреев стран рассеяния постепенно уменьшается. В 358 г. наси Гиллель Второй находит нужным обнародовать законы еврейского календаря и летосчисления*, до того хранившиеся в тайне Сангедрином: это значило, что вожди еврейства в Стране Израиля принуждены в значительной степени отказаться от своей роли централизующего начала в жизни еврейства диаспоры, рассеивающегося по всему свету и все более разобщенного. Правда, в 520 г. Мар Зутра, бежавший в Страну Израиля из Вавилона после поражения Вавилонского восстания, пытается восстановить институт Сангедрина. Но Сангедрин Страны Израиля уже не может противостоять конкуренции важнейшего еврейского центра в Вавилонии, значение которого все более укрепляется. Путь, начавшийся в Явне, продолжается в Вавилоне.

В любой стране, под любой властью евреи будут хранить свое духовное наследие и продолжать свою религиозную жизнь - пока не осуществится мечта о пришествии Мессии [Машиаха]* и о возрождении Страны Израиля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: