Эпоха эллинизма. Олемеи и селевкиды




После смерти Александра Македонского его наследники - диадохи - разделили его державу. Иудея досталась Птолемею и его потомкам, правившим в Александрии (301 - 200 гг до н. э.). Иудея, по обе стороны реки Иордан, до Тира [Цура] и Сидона [Цидона], стала этнар-хией, частью египетских провинций Сирия и Финикия. Такими же этнархиями стали Самария [Шомрон] и Эдом, к северу и к югу от Иудеи. Основанные греками города на побережье и некоторые поселения в Изреэль-ской долине и за Иорданом совершенно эллинизировались и стали греческими "полисами".

Администрация Птолемеев обеспечивала жителям страны безопасность и защиту и взимала налоги. Этим занимались специальные сборщики налогов [мытари]. Во внутренние дела Иудеи Птолемеи не вмешивались. Страна пользовалась относительной автономией. Управляли ею Первосвященник и совет мудрецов ("герусия"). Власть строилась на "законе отцов" - то есть на толковании Торы, осуществлявшемся мудрецами и "книжниками". Поскольку евреи в странах рассеяния (Египте, Сирии, Малой Азии, Греции) сохраняли тесную связь с Храмом в Иерусалиме и с Сангедрином - Верховным Судом мудрецов, заседавшим при Храме в т.н. "Зале тесаных камней", - Устная Тора, создававшаяся в тот период в Иудее, распространилась среди всего еврейского народа. К этому же времени относится перевод Торы, а затем и всех книг Танаха* на греческий язык. Тора была впервые переведена в Египте, в Александрии.

В этом переводе, который традиция приписывает семидесяти переводчикам [семидесяти толкователям] нашли свое отражение современные толкования мудрецов - Устная Тора.

К концу эпохи Птолемеев в духовной жизни Иерусалима обнаруживается новое явление. Возникает новая аристократия, которая и по образу жизни, и по политическим и религиозным взглядам отличается от традиционной интеллектуальной аристократии (священников, книжников, мудрецов), осуществлявшей до тех пор руководство народом. Ее ядром стал род Бней-Тувия, происходивший из-за Иордана и породнившийся с семьей Бейт-Цадок, которая управляла делами Храма. Бней-Тувия занимались сбором налогов и, естественно, были очень богатыми людьми. В своих торговых сделках Бней-Тувия сотрудничали с ассимилированными евреями из Александрии и из прибрежных полисов. Иерусалим казался им отсталым, и они стремились преобразить его по образцу "культурного" греческого города ("полиса"). Эти стремления оставались невоплощенными до тех пор, пока в царствование Антиоха Третьего (ок. 200 г. до н.э.) Иудея не подпала под власть Селев-кидов, правивших в Антиохии Сирийской.

К самому Антиоху Третьему еврейская традиция относится скорее с уважением: он даровал еврейским мудрецам особый статус, аналогичный статусу храмовых священников. Но его сын Антиох Четвертый Эпифан пытался перестроить культуру всего своего царства по единому эллинистическому образцу. Ему необходимо было мобилизовать человеческие ресурсы всех народов своей империи для того, чтобы завоевать царство Птолемеев. Антиох Эпифан знал, что ему нелегко будет удержать власть в новую эпоху, когда появилась и стремительно росла новая могущественная империя -Рим.

Когда прошел слух, что Антиох Эпифан умер в Египте, жители Иерусалима и Иудеи, остававшиеся верными религии отцов, возмутились против кругов ассимилированных священников и их приверженцев, которые покупали свое священство у царя и таким образом получали власть. Но Антиох был жив. Он возвращался из египетского похода, обозленный тем, что римляне заставили его отказаться от завоевания. Свой гнев на Рим Антиох сорвал на Иерусалиме и превратил его в военный лагерь, а в Храме поставил статую Зевса Олимпийского. Именно тогда (в 167 г. до н.э.) Антиох стал силой насаждать эллинизм в Иудее. Он ввел смертную казнь для всякого, кто осмелится исполнять заповеди Торы, такие, как обрезание, кашрут*, суббота и др. Антиоха поддерживала тонкая прослойка крайних ассимилянтов. Так было и в других государствах, входивших в империю Антиоха. Но в Иудее его планам не суждено было осуществиться.

Более того, его усилия имели обратный эффект. Осквернение Храма и оскорбления, наносимые духовным вождям народа в Иерусалиме; преследования "благочестивых" ["хасидим"]*, вынужденных искать убежища в пещерах Иудейской пустыни; открытое попирание иудейской религии в деревнях; ненависть окружающих народов, возбужденная расселением евреев, вне тесных границ Иудеи, общее брожение на всем Ближнем Востоке, где возникали и рушились царства, - все это породило в еврейском народе то, что называется "эсхатологическим напряжением". Евреям казалось, что начинают сбываться слова пророков: наступают "последние времена" и вот-вот начнет осуществляться народная мессианская мечта о "Царстве Давидовом", которое в конце времен возвратится в "отчие пределы".

Эпоха хасмонеев*

На волне этого всеобщего брожения поднялось национально- религиозное движение, во главе которого встала семья священников- хасидеев из рода Хасмонеев ["Хашмонаим"]*. Руководителям восстания удалось использовать все внутренние и внешние возможности для того, чтобы выстоять в долгой борьбе. Они учли и то, что ассимилянты, в сущности, составляют меньшинство в народе, который в большинстве дорожит своими корнями и верен Завету, и то, что среди наследников короны Селевкидов начинается междоусобная борьба. Они ищут поддержки и у римских владык, и у Птолемеев, и у набатеев по ту сторону реки Иордан. При Иуде Маккавее [Йегуде Маккаби]* им удается добиться религиозной свободы: в 67 г. до н.э. Храм очищен от скверны и заново освящен, а в 162 г. до н.э. отменены жестокие законы, запрещающие исполнение заповедей. После героической гибели Иуды Маккавея в 160 г. до н.э. его брат Йоханан, действуя дипломатическими путями, добивается того, что селевкидский правитель назначает его пер-восященником и наместником Иудеи и побережья. Его брат Шимон уже признан самостоятельным и независимым правителем в 140 г. до н.э. "Великое собрание" назначает его "этнархом" (то есть правителем, но не царем), первосвященником и главнокомандующим. Этот статус был наследственным, но не вечным: он должен был сохраняться до поры, пока не придет пророк Элиягу и не установит царство Мессии из дома Давида -только этому роду было предназначено царствовать в Иудее.

Йоханан Гиркан (135 - 104), сын Шимона Маккавея, стремился завершить начатое его отцом и его дядей Иудой Маккавеем. Стремясь вернуть Иудею к "отчим пределам", он заключает мирный договор с Селевкидским монархом и начинает расширять границы Иудеи, завоевывая Самарию [Шомрон] и насильственно обращая в иудаизм жителей Эдома. Его сыновья - Йегуда Аристо-бул, Антигон и Александр пошли по его стопам. Они покорили Галилею, большую часть морского побережья и Заиорданье (см. карту 3, с.173). Для этого царям из дома Хасмонеев Аристобулу и Александру пришлось организовать наемную армию по эллинистическому образцу.

Так оформляется политическая позиция саддукеев ["цдуким"]* - аристократической партии священников, поддерживавшей династию Хасмонеев и поощрявшей царей из этого рода в их стремлении уподобиться эллинистическим монархам, правившим соседними державами. Эта линия вызывает сопротивление у мудрецов - фарисеев* [ивр."прушим" буквально означает "святые"], пользовавшихся народной поддержкой. Партия фарисеев откололась от хасидеев* накануне восстания Хасмонеев. Наиболее крайних взглядов придерживалась партия ессеев, порвавших с обществом, которое, по их мнению, погрязло в грехах, и удалившихся в Иудейскую пустыню, чтобы вести там жизнь аскетов. Памятники литературы ессеев, отразившие их напряженную духовную жизнь, не так давно обнаружены в пещерах возле Мертвого Моря.

Конфликт между царями из династии Хасмонеев, придерживавшихся линии саддукеев, и мудрецами - фарисеями, вышедшими из народа, продолжал углубляться. В царствование Александра Янная дело дошло до народного восстания против тирании саддукеев. В то же время продолжал укрепляться авторитет мудрецов - института управления, независимого от официальной власти. По своему происхождению мудрецы принадлежали к разным слоям общества: среди них были священники, [коэны] левиты* [левиим] и исраэлиты* [исраэлим] из всех областей Страны Израиля. Они составляли верховный орган страны - Синедрион* ["Сангедрин" - слово греческого происхождения, означающее "совет", или "собор"]. Его возглавляли двое выборных председателей, т.н. "пара" мудрецов: "наси"("президент") и "ав бейт-дин" ("глава Суда"), которые как бы замещали непопулярного саддукейского первосвященника. Одной из центральных забот Синедриона как центрального органа власти стало сохранение еврейской традиции, уже оформившейся к тому времени в Устной Торе. Институт "Синедриона", или "Сангедрина", под разными названиями, известен со времен Хасмонеев, в течение всей эпохи Второго Храма и до 425 г. н.э. как представительство народа во внутренних и во внешних делах. К нему зачастую обращались, минуя первосвященника, зарубежные государства и евреи стран рассеяния. Синедрион исполнял функции законодательной власти и инспекции в общественных и религиозных вопросах как в Стране Израиля, так и в странах рассеяния. Он занимался составлением календаря, что было очень важным делом - ведь необходимо было вычислить точные даты праздников и новомесячий для всех евреев, и в Стране Израиля, и в рассеянии. Он был верховной судебной инстанцией и отвечал за систему суда и права в Стране Израиля, что не могло не влиять также и на евреев рассеяния. Признание авторитета Синедриона, связанного также с Храмом, как высшего органа всей нации выразилось и в том, что после падения дома Хасмонеев во времена царя Ирода [Гордуса]* во главе Синедриона встают потомки Гиллеля - великого мудреца, род которого восходил к царю Давиду. Гиллель прибыл в Страну Израиля из Вавилонии. Этот факт свидетельствует об усилении влияния евреев рассеяния в эпоху Второго Храма, в чем, несомненно, сыграло свою роль мощное прозелитическое движение. Еврейское население стран рассеяния численно превосходило население Страны Израиля. Только в Египте, согласно Филону Александрийскому*, было около миллиона евреев (см. приложение 2: еврейское население мира в разные эпохи).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: