Материал и оборудование.




Конспекты сюжетно-ролевых игр для второй младшей группы

1. «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

2. «Покатаем кукол с горки»

3. «Покатаем кукол на машине»

4. «Устроим кукле комнату».

5. «Новая комната для кукол»

6. «Купание куклы Кати»

7. «Стирка кукольного белья»

8. «Катя заболела»

9. «Кукла Ксюша заболела»

10. «Игра с куклой Катей»

11. «Построим куклам дом»

12. «Сделаем Кате красивую прическу»

13. «День рождения куклы Кати»

14. «Куклы на прогулке»

Для детей 3-4-го года жизни предлагаются следующие приемы руководства:

1. обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

2. исполнение воспитателем главной роли;

3. организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

4. внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

5. сюрпризное появление игрушки;

6. создание воображаемой ситуации;

7. совет, напоминание;

8. обновление игровых уголков;

9. введение игрового тренинга, правил поведения;

10. разыгрывание воображаемой ситуации;

11. внесение образных игрушек.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. 1. Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); 2. Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко); 3. Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); 4. Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская); 5. Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина); 6. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.); 7. Игра в телефон (Н. Палагина); 8. Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; 9. Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимотношений. 1. Игры. Облегчающиме адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская); 2. Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.); 3. Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера» (Михайленко Н.Я.); 4. Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; 5. Создание разновозрастных игровых триад (В.И. Турченко).
Косвенные приемы руководства 1. Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова); 2. Изменение игровой среды (С. Новоселова); 3. Наблюдение, экскурсия; 4. Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова); 5. Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

 

 

Конспект 1.

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цель. Продолжать учить выполнять в игре два-три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т. д.).

Материал и оборудование. 1. Куклы (2—3), одетые на прогулку.

2., Шкаф для кукольной одежды.

Предварительная работа. Дидактическая игра «Научим Катю раз­деваться после прогулки».

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раз­деться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.

Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

(3. Александрова. «Катя в яслях».)

Куда надо положить шарфик? (На полку в шкаф.) Правильно. Вещи надо убирать. Не придется их искать.

(А. Барто. «Маша-растеряша».)

А сейчас что мы поможем снять на­шим дочкам? (Шубу.)

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

Куда мы повесим шубу? (В шкаф.)

Что мы еще не сняли? (Сапожки.) У моей дочки маленькие, красные са­пожки, а у твоей дочки какие сапожки? (Большие, синие.) Куда мы поставим са­пожки? (В шкаф.)

Снимем с ножки Новые сапожки.

Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (Нет.) Что еще надо снять? (Рейтузы.) У моей Кати малень­кие, красные рейтузы, а у твоей дочки какие? (Большие, синие.) Куда надо по­ложить рейтузы? (На полочку, в шкаф.) Всё, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть санда­лии!

Вот они — сандалики

У нашей Кати-крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

(Е. Благинина. «Научи обуваться и братца».)

А теперь можно играть? (Нет, надо умыться.) (См. конспект 10. «Игра с куклой Катей».)

Конспект 2.

«Покатаем кукол с горки»

Цель. Приучать детей в играх с кук­лами использовать сооружение из строи­тельного материала. Формировать уме­ние играть вместе, совместно пользо­ваться игрушками.

Материал и оборудование. 1. Набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина).

2. Куклы разных размеров, санки.

3. Образные игрушки (мишки, зайцы и т. д.).

Предварительная работа. Сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне ска­зала моя дочка кукла Катя:

Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я санки качу,

Гулять хочу. (3. Александрова. «В рукавичках маленьких».)

А ваши дочки хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (С горки.) Давайте построим куклам горку».

Показом, советом, указанием воспи­татель помогает детям строить горку. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Если возникают конф­ликты, предлагаем построить еще одну горку, рядом. Благодарит детей за друж­ную работу, читает стихотворение:

На горочке нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть! (3. Александрова, «У нас в квартире».)

Во время игры можно прочитать де­тям стихотворение О. Высотской «На санках»:

Покатились санки вниз,

Крепче, Катенька, держись!

Ты сиди, не упади —

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно, А не то разбиться можно!

 

 

Конспект 3.

«Покатаем кукол на машине»

Цель. Учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Продолжать развивать умение перено­сить знакомые действия со строитель­ным материалом в новые игровые си­туации, выполнять действия в соответ­ствии с ролью (шофер, пассажир).

Материал и оборудование. 1. Набор строительного материала (ку­бики, пластины, кирпичик).

2. Рули (2—3 шт.), можно использо­вать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т. п.

3. Куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т. д.).

4. В строительном уголке воспитате­лем заранее построена машина.

Предварительная работа. Сооружение машины из мелкого строи­тельного материала на занятии по конструированию.

Ход игры.

Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупно­го строительного материала) куклу Катю. Говорит: «Моя дочка хочет по­кататься на машине. А кто будет шо­фером? Саша, ты хочешь быть шофе­ром? Вот тебе руль. Покатай, пожа­луйста, мою Катю».

Во время игры воспитатель поет (а дети подпевак5т) песню «Машина»:

В машине, в машине, шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит: «Би-би-би, би-би-би!»

В машине, в машине ребят полно.

Поехали дети,

Глядят в окно: «Би-би-би, би-би-би!»

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой.

Приехали дети.

Машина, стой!

«Спасибо, Саша,— говорит педагог,— ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Све­ту.) А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить.

Что сначала поставим? (Кубики.) А теперь что надо сделать? (Положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик — получится кабина шофе­ра.) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров». Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина».

При повторении игры можно пред­ложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А. Барто «Самолет построим сами») или поплыть на корабле (прочитать стихотворение А. Барто «Матросская шапка»).

Конспект 4.

«Новая комната для кукол»

Цель. Продолжать объединять еди­ным сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совме­стным играм.

Материал и оборудование. 1. Набор строительного материала ку­бики, кирпичики.

2. Куклы, образные игрушки (Зайцы,мишки, белки и т. д.).

3. В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: по­
строен дом для кукол.

Предварительная работа. Постройка кукольной мебели на заня-

тиях по конструированию.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Это чей, это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме? (Куклы, мишка, зайка и т. д.) Но кукла Катя говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки?»

Воспитатель предлагает детям по­строить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване.

Сначала каждый ребенок сам соору­жает какой-то предмет мебели и обыгры­вает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строи­тельных деталей, их цвет, названия ча­стей мебели (спинка, сиденье стула, ди­ван и т. п.). Если ребенок построил кровать, то. педагог, включаясь в игру, приговаривает:

Баю-бай, баю-бай.

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди. Или:

Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко.

(П. Воронько. «Спать пора».)

Если дети построили стол, то воспита­тель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Час обеда пришел,

Села Катенька за стол.

Когда все постройки закончены, педа­гог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыграть стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».

Конспект 5.

«Устроим кукле комнату».

Цель. Продолжать объединять еди­ным сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совме­стным играм.

Материал и оборудование. 1. Набор кукольной мебели.

2. Кукла.

3. Кусочки ваты.

Предварительная работа. Постройка кукольной мебели на заня-

тиях по конструированию.

Ход игры.

Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол. Воспитатель вносит знакомую куклу Катю.

«Здесь будет, (воспитатель обводит рукой поверхность стола) Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?». С этой фразой к кукле обращаются и дети. «Нет, - отвечает Катя, - не нравится, мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет».

Воспитатель ставит кровать и спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее. «Ложись, ляг, Катенька!» - предлагают и дети.

Катя ложится и засыпает. «Пусть поспит, - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим. Что это? Зачем Кате стол?». «И стулья надо» - скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» - интересуется воспитатель. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель вносит шкаф для белья, буфет. Спрашивает названия этих предметов мебели, объясняет их названия, назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Катя не сразу все усваивает. Она может перепутать буфет со шкафом. Дети должны заметить и исправить ошибку.

«На улице сегодня чудесная погода, - продолжает игру воспитатель,

-снежок падает. Катя оделась и пошла гулять. Большая красивая снежинка опустилась на ее варежку. Катя подула на снежинку, и та полетела. А вы хотите подуть на снежинки?». Воспитатель раздает детям небольшие рыхлые кусочки ваты. Объясняет и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

 

Конспект 6.

«Купание куклы Кати»

Цель. Учить объединять игры еди­ным сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

Материал и оборудование. Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2— 3 экземплярах); кукла Катя (у нее «испачканы» руки).

Предварительная работа. Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?(А. Б а р т о. «Девочка чумазая».)

Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (Теплая.) Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ков­шике. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце? (Дает поручение Ване, Анд­рею, Коле.)

Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики.

Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (В тазик.) А сей­час, Андрюша, что ты будешь делать? (Помою Кате голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги.) Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать».

В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.(Е. Благинина. «Аленушка».)

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется.(С. Капутикян. «Хлюп-хлюп».)

Когда мытье куклы закончено, воспи­татель предлагает Вике вытереть ее по­лотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате рус­скую народную песенку:

Баю-баю, баиньки,

В огороде — заиньки.

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят.

Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

Конспект 7.

«Стирка кукольного белья»

Цель. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Способ­ствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Материал и оборудование. Ванночка, мыльница, мыло (предмет-за­меститель), стиральная доска, утюг; ку­кольное белье; стойка для развешива­ния белья; гладильная доска.

Предварительная работа. Дидактическая игра «Стирка кукольного белья».

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, тазы. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу».

Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в ма­леньких тазах — главное, чтобы дети находились рядом.

Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли при­нести?» (Нельзя, потому что не принес­ли воды.) Какая нам нужна вода? (Теплая.) Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в тазы)».

Затем воспитатель показывает, как на­до стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельные тазики.

Во время игровых действий воспита­тель может спеть песню «Большая стирка» (перевод с польского Н. Найде­новой, муз. Ф. Лещинской):

У меня большая стирка,

Мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу

И стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене

Станет чистым все белье.

Постираю и поглажу

Даже платьице свое.

Если, Катя, ты захочешь, постираю и твое.

По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого.

После того как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье.

В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. На­до его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку».

Игру можно повторить два-три раза с различными детьми. Воспитатель поощ­ряет самостоятельные объединения ма­лышей для игры.

Конспект 8.

«Катя заболела»

Цель. Разнообразить ролевое уча­стие детей в игре с куклой. Спо­собствовать обогащению сюжета детских игр.

Материал и оборудование. Шпатель, фонендоскоп, градусник, ле­карства (используются предметы-заме­стители); сумка доктора, халат, колпак (в 2—3 экземплярах).

Предварительная работа. 1. Беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инстру­ментов, рассказ о их назначении.

2. Рассматривание иллюстраций: док­тор лечит детей.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. «Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инстру­менты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати, Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (Трубка.) Слышишь, как бьется Катино сердечко: «Тук-тук-тук»? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Сейчас поставим Кате градус­ник. Вот так. Теперь посмотрим ее горло. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати

красное и температура у нее высокая. Теперь Катя пусть поспит».

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо.

Тихо.

Тишина.

Катя бедная больна.

Катя бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

«Давай, Вова, споем Кате песенку (желательно взять хорошо знакомую де­тям песню). Вот видишь, мы развесе­лили Катю, и она быстро поправи­лась».

Игру целесообразно повторять в тече­ние одной-двух недель с другими иг­рушками, например с мишкой, зайкой и т. д.

Началом для подобных игр могут служить стихи:

—Поиграй-ка, зайка, Поиграй со мной. Отвечает зайка:

—Не могу, больной.

—Ой-ой-ой, бедный!

(Е. Благинина.)

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится — У кого будешь лечиться?

(Е. Чарушин, Е., Ш у м с к а я.)

Конспект 9.

«Кукла Ксюша заболела»

Программное содержание:

1.Обогатить представления детей о работе врача (врач слушает больных, назначает лечение).

2.Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью.

3.Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими (мама-дочка, врач-больной).

4.Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

5.Побуждать детей поддерживать диалог со взрослыми, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи слова обозначающие предметы (термометр, горчичник, витамины, градусник, шпатель, шприц, фонендоскоп).

6.Воспитывать уважительное отношение к профессии врача, бережное отношение к игрушкам.

 

 

Ход игры:

I. Мотивационный момент.

Воспитатель берет на себя роль мамы, обращает внимание детей на куклу Ксюшу, лежащую на кроватке. Кукла Ксюша жалуется, что у нее болит горло и кашляет. Воспитатель предлагает утешить куклу.

Чтение стихотворения «Кукла заболела».

 

Кукла Ксюша заболела

 

В летнем платье кукла Ксюша

- Днем зимой холодновато!

Шапка где? Пальто? Сапожки?

Подходящей нет одежки!

Не подумали, забыли…

Мы ее в кровать кладем,

Тихо песенку поем.

Горло ей тепло завяжем,

Слово ласковое скажем:

- «Ты нас, куколка, прости,

Поправляйся не грусти!

Шубку мы тебе сошьем

И тогда гулять пойдем!»

 

II.Создание проблемной ситуации

Что делать? (Отвезти куклу на машине в больницу.) Выбрать шофера и предложить мальчикам построить из стульчиков машину скорой помощи. В это время девочкам предлагается пройти в зону сюжетно-ролевой игры «Больница» и одеть белые халаты и приготовиться к приему больной куклы.

С мальчиками садимся в машину и отправляемся в путь.

Стихотворение «Скорая помощь».

Если дочка заболеет,

Не волнуйся и не плачь

Набери «03» скорее

И приедет к дочке врач.

Если что-нибудь случится

Помощь скорая примчится

(Л. Зильберг)

 

В больнице встречает медсестра, которая предлагает пройти в кабинет врача. Врач осматривает куклу: слушает фонендоскопом. Предлагается рассказать детям о жалобах куклы (болит горло, голова, ухо; высокая температура; головокружение, очень хочется пить).

Врач предлагает одной из медсестер измерить температуру (игрушечным градусником), другой медсестре сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем), третьей медсестре дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина), четвертой медсестре поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани). Другая медсестра лечит ушко, закапав лекарство пипеткой.

Врач советует отвезти куклу домой, напоить ее горячим, чаем с медом (малиной), спеть песенку, успокоить куклу и уложить в кроватку.

По телефону мама вызывает скорую помощь. Везет домой другой шофер.

Дома мама (воспитатель) предлагается детям приготовить чай с малиной и подготовить постель. Укладывают куклу Ксюшу спать, поют колыбельную.

 

Колыбельная

Наигрались мы с тобою,

Ночь глядит в окошко,

Вышли звездочки гурьбою

Погулять немножко.

Все игрушки наберем,

Вымоемся чисто.

Сон тихонько входит в дом,

Словно кот пушистый.

Приготовлена и ждет мягкая кроватка,

Мама песенку споет:

Спи, малышка, сладко,

Кукла тоже будет спать

И закроет глазки,

Завтра будет день опять и другие сказки.

 

Кукла Ксюша засыпает. Предлагает детям тихо и спокойно уйти из зоны спальни (зона сюжетно-ролевой игры «Семья»).

Конспект 10.

«Игра с куклой Катей»

Цель: учить наблюдать за игровыми действиями педагога; учить проводить игровые действия по образцу; учить воспроизводить в игре цепочку жизненных действий; воспитывать аккуратное, бережное отношение к кукле.

Оборудование: кукла, игрушечная мебель, посуда. Фартуки для каждого играющего ребенка.

Ход игры

Организационный момент. Здесь живет кукла Катя. Она проснулась. Давайте наденем фартуки и поможем ее маме ухаживать за своей дочкой Катей.

Развитие сюжета. Сейчас я ее подниму, аккуратно сниму одеяльце, сложу его. Ребята, что вы делаете утром, после того как проснулись? Правильно, идете умываться! Надо умыть нашу Катю. Приготовьте мыло, зубную щетку, пасту, полотенце. (Каждый ребенок намыливает игрушечным мылом кукле руки, лицо, шею, смывает мыло у игрушечного умывальника.)

После умывания нужно одеться. Во что оденется Катя? Выберем для нее самое красивое платье. Посмотрите, как надо одевать Катю. Теперь помогите Кате причесаться. (Кто-то из детей причесывает куклу.)

Ребята, надо спросить у Кати, что она хочет на завтрак? Спросите у Кати, какую кашу ей сварить. Скажите: «Катя, ты любишь манную или овсяную кашу?» Давайте теперь вскипятим в кастрюле молоко. Нужно положить в кастрюлю манной крупы, соль, сахар. (Кто-то из детей помешивает кашу ложечкой, кто-то насыпает в кастрюлю воображаемую крупу.)

Давайте позавтракаем вместе с Катей. Посадите Катю за стол. Посмотрите, как я накладываю кашу в тарелку для Кати. Возьмите тарелку для себя и положите кашу, как я это делала. Что надо пожелать за столом? Катя тоже говорит: «Приятного аппетита!» Я буду кормить Катю, а вы садитесь рядом и кушайте сами. (Дети садятся за стол.)

Теперь давайте пить чай. Ребята, приготовьте чашки для чаепития. Чайник горячий. Посмотрите, как я наливаю кипяток и заварку. Помогите Кате налить чай и налейте себе. (Дети разливают чай и садятся за стол.) Напились чаю? Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить ее на место. (Дети собирают посуду. Кто-то из детей ее моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребенок. Это дает возможность опосредованно руководить действиями детей.)

После завтрака можно пойти погулять. Помогите Кате одеться для прогулки. (Дети подбирают одежду и одевают куклу.) Снимите свои фартуки и аккуратно положите их на место. Скажите, во что вы играете на прогулке? (Дети рассказывают, как строят дома из песка, играют в салки.) Научите Катю играть с вами.

Итоги игры. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Как вы думаете, понравился Кате завтрак? Давайте спросим Катю, вкусный ли был завтрак? Кто аккуратно раскладывал кашу и наливал чай? Кто убирал со стола? Кто учил Катю играть на прогулке? Как вы думаете, понравилось Кате играть с вами? Молодцы.

 

Конспект 11

«Построим куклам дом»

Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Материал и оборудование. Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных раз­меров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т. д.).

Предварительная работа. Занятие по конструированию на тему «Домик для куклы».

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хо­чешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель са­жает куклу на ковер.

В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом? (Из кир­пичиков.) Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичи­ки? (Узкой стороной.) Это будут сте­ны дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.) Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. (Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.)

Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (При этом можно поставить один или два кирпичика неза­висимо от величины построенного дома.)

В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к ра­боте и других, заинтересовавшихся иг­рой детей: одному предлагает сделать забор, другому — дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей.

Можно, посоветовать малышам, по­строить дома для своих кукол (зай­цев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой):

Тук да тук,

Тук да тук,

Раздается

Громкий стук.

Строим дом,

Дом большой,

И с крылечком,

И с трубой.

Разукрасим

Мы дом

И вверху.

Флажок прибьем.

Будут жить

В доме том

Зайка с куклой (мишкой)

И слоном.

Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Иг­рушки идут по дорожке, впереди — кукла Катя. Педагог читает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

 

Конспект 12.

«Сделаем Кате красивую прическу»

Цель. Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.

Материал и оборудование. Расчески, ножницы (предметы-замести­тели), банты, ленты (в 2—3 экземпля­рах), зеркало.

Предварительная работа. Рассматривание соответствующих иллю­страций.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать кра­сивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парик­махером.

Я причешу Катю, а ты свою дочку.

Теперь давай подстрижем нашим дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстри­жем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы. Для этого еще раз причешем их.

Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье, какого цвета? Какой ты выберешь бантик?

Вот какими красивыми стали наши дочки.

Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения».

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вме­сте».

Своими предложениями взрослый со­действует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет, затем идут в «кино», «магазин» и т. д.

Воспитатель учит детей элементар­ным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т. п.

Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».

Конспект 13

«День рождения куклы Кати»

Цель. Продолжать обогащать содер­жание игр. Способствовать объедине­нию детей для совместных игр.

Материал и оборудование. Кукла Катя в нарядном платье; образ­ные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, мор­ковка (можно использовать предметы-заместители).

Предварительная работа. Празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворе­ний, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зай­ку» и др.).

Ход игры.

Воспитатель говорит, что у ее дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они пода­рят Кате, чем порадуют ее. Подска­зывает, что они могут прийти в го­сти с мишкой и принести бочонок меда, или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пи­рог, приговаривая:

Уж я Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая...

(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».)

Дети собираются на день рождения, по совету педагога Сережа берет, напри­мер, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкус­ная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, медом угощайся».

Гости поют песню «День рождения» (муз В. Герчик, слова Н.Френкель):

Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все,

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про «Флажок».

Дети читают стихотворение А. Барто «Фла­жок» и дарят Кате флажок.

«А кто хочет рассказать Кате про ко­та? (Потешка «Как у нашего кота».) Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно».

Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, по­том — дети, затем детей догоняет Катя.

«Вот какой веселый день рождения был у Кати,— говорит педагог.— Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает».

При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

 

Конспект 14

«Куклы на прогулке»

Цель. Продолжать развивать инте­рес к играм с куклой и строитель­ным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при сооруже­нии несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игро­вым материалом.

Материал и оборудование.

1. Набор крупного строительного ма­териала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.

2. Куклы разных размеров.

3. Машины разной величины.

4. Образные игрушки: матрешки, зай­цы, мишки и т. д.

Предварительная работа. Занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая); поезд; машина; дом; ворота; горка и т.д.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оде­нем их на прогулку. А наших мальчи­ков — «пап» — попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке».

Дети одевают кукол (см. конспект 3 «Оденем Катю на прогулку»). Воспита­тель спрашивает, кто и что будет соору­жать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструк­тора, их величину, цвет, поощряет само­стоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.

Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение 3. Алек­сандровой «Катя в яслях»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Одели на ножки

Красные сапожки.

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погу­лять с дочками по дорожкам, сопро­вождая их действия словами потешки:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Или:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать сти­хотворение:

Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом: Топ-топ.

Мама водит взад-вперед,

Дочка ходит взад-вперед: Топ-топ.

(Из кабардино-балкарской песенки «Топ-топ».)

Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э. Мошковской «Мчится поезд».

При повторении игры вводится строи­тельство одной-двух новых, более слож­ных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушка­ми, также использует и игрушки-заме­стители (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрешка).

В ходе таких игр педагог постепен­но подводит детей к совместной игро­вой деятельности.

 

 

Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1989г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: