Комплексный подход к выбору и использованию средств адаптивной физической культуры для лиц пожилого возраста




Под средствами АФК понимают средства, используемые в физической культуре, основным из которых является физическое упражнение. Помимо различных физических упражнений, в оздоровительных целях широко используются гигиенические и природные факторы (водные процедуры, солнечные и воздушные ванны, прогулки, отдых на природе и т.п.). Что же касается средств АФК для лиц пожилого возраста, то их арсенал сужен и носит профилактический характер, так как бытует мнение, что все разнообразие физических упражнений может использоваться только молодыми людьми.

В отечественной и зарубежной специальной литературе в качестве средств оздоровления пожилых людей предлагаются некоторые циклические виды физической культуры (дозированный бег и ходьба, лыжные прогулки, плавание), общеразвивающие упражнения с предметами и без, подвижные игры, элементы закаливания, дыхательная гимнастика. Кроме того, пропагандируются некоторые изолированные оздоровительные системы, основанные на каком-то одном аспекте. К таким системам можно отнести, например, системы закаливания, дыхательные практики.Вопреки сложившимся представлениям, сегодня можно утверждать, что при старении сокращать следует только общий объем и интенсивность физических упражнений, но никак не их разнообразие (Бальсевич В.К., 1986).

В настоящее время разработано достаточное количество авторских оздоровительных методик с использованием как традиционных, так и нетрадиционных средств физической культуры и АФК. Большинство из них не имеют четкой возрастной и половой дифференциации и предназначены для людей зрелого возраста. Кроме того, в практику АФК с взрослым населением стали активно внедряться элементы восточных оздоровительных систем. Но такая практика возможна лишь при четком понимании того, что основа и направленность применяемых оздоровительных средств на западе и востоке принципиально различны.

Так, большинство западных средств физической культуры направлены, прежде всего, на построение тела и учитывают количественные характеристики упражнений, такие как количество повторений упражнения, вес отягощений, время. Поэтому различные виды гимнастик, циклические виды спорта направлены, в первую очередь, на формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей (гибкость, сила, выносливость), скоростных качеств либо на восстановление функций организма. Большинство популярных современных средств, таких как аэробика, степ-аэробика, стретчинг, калланетика, бодибилдинг, и другие также направлены в основном на физическое совершенствование.

Предпринимались попытки воспроизвести и внедрить элементы восточных гимнастик и боевых единоборств в фитнес-клубах в доступной для широких масс форме, например гимнастика тайбо, но копирование внешней стороны упражнений не передает их внутренней структуры и теряется оригинальный эффект от их выполнения, хотя подобные виды гимнастик пользуются популярностью в странах Западной Европы и России.

Использование современных средств физической культуры заставляет человека преодолевать себя, формирует активную жизненную позицию, вырабатывает так называемый спортивный характер, помогает человеку поверить, что он может преодолеть обстоятельства и изменить мир. Большинство же восточных концепций, в первую очередь китайских, основаны на синтетическом представлении о человеке, его месте во вселенной и подчинении человека общим законам развития.

Согласно восточному мировоззрению, человек рассматривается как часть окружающего мира, где физическое, психическое и духовное начала человеческой личности тесно взаимосвязаны. То есть человек рассматривается как целостная система, некий микрокосм, функционирующий по образу и подобию вселенной и по ее законам. Он неотделим от природы, и особенности его организма соответствуют закономерностям развития окружающей среды. Поэтому все разработанные на востоке оздоровительные системы воздействуют на человека в целом, с учетом всех внутренних и внешних факторов, что делает их мощным профилактическим средством. Основные средства всех восточных систем сконцентрированы на внутреннем содержании упражнения, на духовной работе во время его выполнения, т.е. на качественной стороне этих упражнений, основой которых является правильное и естественное дыхание, необходимое, с точки зрения как востока, так уже и запада, для здоровья человека. При этом конечным результатом практик является формирование особого философского мировоззрения, особого интуитивного понимания своего места в этом мире и отношений с ним.

По мнению современной философии, запад и восток сближаются. Это соответствует законам глобальной эволюции, открытым еще в 20-х гг. XX в. П. Тейяром де Шарденом и В. Вернадским (Фролов Д.Е., Казакова Н.В., 1999). Поэтому интеграция восточного мировоззрения в отечественную культуру сегодня кажется вполне закономерной. В то же время В.П.Моченов (1994) и ряд других авторов считают, что идея компиляции разных культур в принципе порочна.

В то же время реалии жизни таковы, что все большее количество людей, особенно в пожилом возрасте, начинают «прислушиваться» к себе, своему телу и, выбирая средства физической культуры, ориентируются на потребности своего организма. Поэтому комплексные системы, возникшие в последние десятилетия, пользуются спросом у все большего количества занимающихся.

В настоящее время в обществе формируется новая парадигма здоровья, складывается комплексный подход к оздоровлению человека. С этих позиций опыт обращения к народным традициям, к историческим корням оздоровительных систем состоит в том, чтобы расширить пространство физической культуры, переосмыслить ее реальное содержание, повысить оздоровительный эффект воздействия средств физической культуры на человека (Моченов В.П., 1994).

Данный подход подразумевает использование оздоровительных систем, затрагивающих все аспекты личности: физические, психические и духовные.

Именно в отсутствии комплексного подхода некоторые авторы (Ратов И.П., 1990; Донцов В.И., Крутько В.Н., Подколзин А.А., 1999) видят причину неудач при использовании традиционных циклических видов физической культуры (например, бег, лыжи и т.д.), ориентированных исключительно на совершенствование дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Другие исследователи (Расин М.С., Коптева Т.В., 1997; и др.) пришли к выводу, что данные средства однообразны, а большое количество повторений утомительно для психики, особенно пожилого человека.

Комплексный подход к использованию средств физической культуры и АФК в процессе занятий со взрослым населением реализовали в своих исследованиях ряд авторов, такие как Т.В. Платонова (2001), Е.В. Камалетдинова (2003), которые включили в свои методики физкультурно-оздоровительных занятий, помимо традиционных средств физической культуры, элементы восточных оздоровительных систем. В первом случае методика использовалась при организации школы здорового образа жизни только в летнее время. Вторая методика («Синтезированная программа») разрабатывалась для женщин зрелого возраста и, помимо перечисленных средств, включала в себя ритмическую гимнастику, акватренинг, общую физическую подготовку.

В модерн-гимнастике Г.М. Лаврухиной (2002) также реализуется комплексный подход в использовании средств в процессе занятий с женщинами зрелого возраста, но с преобладанием традиционных и современных средств (аэробики, элементов хореографии, общеразвивающих упражнений с предметами и без, упражнений на тренажерах и т.п.). Из восточных оздоровительных систем включены элементы йоги, дыхательной гимнастики, релаксации.

Другая группа авторов утверждает, что для расширения функциональных возможностей организма людей (прежде всего пожилого возраста), неудовлетворительно реагирующих на факторы внешней среды, необходимо применять средства, не обладающие стрессорным воздействием. По их мнению, ряд традиционных форм оздоровительной физической культуры (бег, атлетическая и ритмическая гимнастика и др.) основываются на применении стрессорных раздражителей разной силы, которые усиливают защитно-приспособительные реакции выше среднего уровня физиологической нормы, что для лиц с отклонениями в уровне здоровья и пожилых людей недопустимо. В качестве средства авторами предлагается использование антистрессовой пластической гимнастики, разработанной на основе восточных оздоровительных систем.Г.Н. Легостаев (1994) указывает на необходимость внедрения в практику физической культуры методов релаксации и антистрессорных мероприятий, в том числе психорегулирующих методов: йога, цигун, медитация, аутотренинг и др.

В комплексную методикупсихокоррекции заниженной самооценки женщин с использованием шейпинга И.Г. Станиславской, М.В. Захаровой (2001) включены элементы йоги как средства психорегуляции и психокоррекции.

Кроме перечисленных методик, необходимо отметить общеизвестные системы оздоровления, использующие в своем арсенале элементы восточных оздоровительных систем. Это системы К.В. Динейко (1981, 1986, 1987); В.А. Иванченко (1988); В.К. Баль-севича (1988, 1990); М. Тобиас, М. Стюарт (1994); М.Ф. Гогулан (1997); И. Голованова (1998, 2001), а также методы Александера (1999) и Фельденкрайза (2000).

Кроме того, привлекает внимание комплексная система А. Левшинова (2001), охватывающая все стороны жизни человека, в том числе институт семьи и брака. Она помогает человеку наладить гармоничные отношения с самим собой и с окружающими людьми. Этот же автор представил метод оздоровления организма, основанный на древнейших славянских традициях, - «Русская Здрава», предлагающий вернуться к природному ритму жизни, что очень сложно в современных условиях города.

На сегодняшний день в практике физкультурно-оздоровительных занятий со взрослым населением все шире используются восточные оздоровительные системы.

В последние десятилетия в отечественную физическую культуру внедрены и достаточно успешно апробированы три системы: йога, тай-цзицюань, цигун.

Особое место среди восточных методик занимает йога - древнейшая восьмиступенчатая система духовного и физического совершенствования, объединяющая все элементы человеческого существа в единое целое и направленная на расширение границ сознания. В нашей стране наиболее популярна и доступна третья ступень классической йоги - хатха-йога (дословно «йога Солнца и Луны»). Информационный компонент асан позволяет реализовать оздоровительный аспект за счет биоэнергоинформационного обмена человека с внешней средой посредством духовного и психологического настроя, целенаправленных движений, динамической аутогенной тренировки, регуляции дыхания и биоэнергетического питания. Практика йоги не мешает занятиям другими видами АФК и другой направленности. Наоборот, небольшая серия основныхасан составляет идеальное дополнение для любой оздоровительной деятельности. Эту систему могут использовать все - дети, старики, мужчины, женщины, но только с учетом конкретных индивидуальных особенностей.

Цигун (работа с «энергией ци») - древняя китайская система дыхательных упражнений, стимулирующая жизненную энергию и способствующая оздоровлению человека. Цигунэффективна для предупреждения и лечения болезней, повышения уровня физических и умственных способностей, развития скрытых возможностей организма, продления жизни. В основе цигун лежит умение управлять своим сознанием и психикой, что позволяет регулировать внутренние физиологические процессы.

Тай-цзицюань является одним из компонентов богатого культурного наследия Китая, в нем существует множество стилей и направлений, которые характеризуются разными техниками исполнения, но имеют одни и те же принципы. Гимнастику тай-цзицюань следует отнести к движениям сложнокоординационного характера с одновременным участием в двигательном акте многих суставов и крупных мышечных групп. Сложнокоординационный характер движений этой гимнастики требует концентрации внимания на выполняемых упражнениях, что влечет за собой поднятие тонуса центральной нервной системы и другие физиологические сдвиги. Различный характер движений, постоянные смены положений тела, регулярные колебания состояний напряжения и расслабления мышечных групп совершенствуют характер протекания основных процессов в коре больших полушарий головного мозга, что стимулирует регуляторную функцию центральной нервной системы.

Таким образом, сочетание традиционных и нетрадиционных средств в процессе рекреационных занятий является оптимальным для лиц пожилого возраста, так как оно обеспечивает комплексное воздействие на организм человека (его физические, психические и духовные составляющие), доступность упражнений, индивидуализацию воздействия упражнений, экономичность, гармоничность и разнообразие движений.

В целом оздоровительные системы Востока очень органично вписываются в рамки АФК, являясь оптимальным и адекватным средством продления активного периода жизни людей пожилого возраста, так как они обеспечивают комплексное воздействие на организм человека, его физические, психические и духовные составляющие.

 

2.6. ОСОБЕННОСТИ СТАРЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫ1Х ЛЮДЕЙ

Старость — один из периодов нормального цикла жизни, не прерванный болезнью или насилием. По классификации, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией, в соответствии с календарным возрастом к пожилым относятся люди в возрасте 60—74 лет, к старикам — 75—90 лет, к долгожителям — старше 90 лет. В то же время средняя продолжительность жизни в России, достигнув к 1970 году 70 лет, с тех пор неуклонно снижается.

Неблагоприятные факторы (экологические, профессио-нальные, социальные и др.) ведут к преждевременному старению, однако некоторая часть пожилых и старых людей стареют медленнее других. Поэтому различают биологический и календарный возраст. Тем не менее старость человека имеет ряд общих закономерностей, которые необходимо знать.

По мере старения уменьшаются антропометрические показатели — рост, окружность грудной клетки, мышечная сила, выносливость. В результате уменьшения мощности сердечной мышцы, ударного и минутного объема крови, увеличения периферического сопротивления сосудов и соответственно артериального давления, уплотнения центральных и периферических сосудов снижается транспортная функция аппарата кровообращения. Уменьшается жизненная емкость крови, основной обмен, потребление кислорода, несмотря на избыточность вен-тиляции. Снижается скорость окислительных процессов в тканях. Все эти процессы ведут с возрастом к снижению физической работоспособности.

В период старения развиваются изменения нервной системы и органов чувств, снижается острота зрения, уменьшается аккомодационная способность глаза, способность приспособления к слабой освещенности. Эти изменения связаны с атрофическими процессами в различных отделах глаза, с атеросклеротическими изменениями в сетчатке глаза. Частота поражения органа зрения у старых людей — 20—25 %.

Слуховой анализатор в процессе старения атрофируется. Атеросклеротические изменения органа слуха усугубляют процессы атрофии (изменение слуха фиксируется у 25 % стариков). Морфологические изменения происходят и в нервной системе. Изменяется масса мозга — ее вес и объем уменьшается вследствие атрофических и дистрофических изменений в клетках и их отростках. Такие изменения раньше начинаются в участках коры, отвечающей за высшие функции, далее — в подкорковых образованиях и в спинном мозгу, в периферических нервах. Перечисленные процессы идут неравномерно в разных участках нервной системы, не одновременно усиливаются благодаря атеросклерозу.

Функциональными проявлениями перечисленных морфологических изменений являются замедление и недостаточная содружественность (координированность) движений, уменьшение их размера, пластичности, большая заторможенность, огрубление, бедность жестов.

Часто встречаются так называемые экстрапирамидные нарушения (по типу болезни Паркинсона). В выраженных случаях старческие изменения нервной системы проявляются бедностью мимики, тихой речью, редким миганием, шаркающей походкой, согбенной осанкой. Встречается излишняя суетливость, непроизвольные движения, дрожание. Все эти изменения могут быть выявлены и не медицинскими работниками.

Снижается также реактивность вегетативной нервной системы, соответственно и сосудистых реакций. Возрастные изменения нервной системы естественно отражаются и на интеллектуальных функциях стареющих людей. Основные процессы, обусловливающие психическую деятельность, — возбудительный и тормозной — ослабевают, они становятся инертными, ослабевает дифференцировочное торможение. Однако темп и выраженность этих изменений зависят как от типа нервной системы (флегматики, холерики, сангвиники), так и от многих факторов прожитой жизни (условия, образование, характер деятельности, перенесенные болезни). Ослабление внутреннего торможения проявляется в многословии, несдержанности, эмоциональной неустойчивости, раздражительности. Ослабление основных нервных процессов лежит в основе снижения психической активности, ухудшения интеллектуально-мнестических функций. К структурным особенностям психического старения относятся относительно большая выраженность снижения наиболее сложных (новых комбинаторных, творческих, интегрирующих, абстрагирующих) видов психической деятельности и относительно большая сохранность тех из них, которые основываются на использовании приобретенного опыта, прочно освоенных понятий и словарного запаса.

Эксперименты выявляют, что наиболее явственны возрастные изменения в тех тестах, где требуется находчивость, воображение, изобретательность, абстрактный анализ, интеграция восприятия в одно целое, особое напряжение внимания и скорость выполнения, отвлеченное мышление. Наибольшая стабильность уровня решения наблюдается при задачах, требующих опыта, прочно освоенных знаний, словарного запаса. Сдвиг в сторону снижения психической активности выражается в сужении объема восприятий, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. Характерно расхождение между речью и мышлением. При бедности мышления, при оскудении содержательной стороны речи нарастает самостоятельность речевой активности, выхолощенность речевого напора.

Степень снижения памяти в позднем возрасте может быть умеренной. Больше страдает память на недавние события, в структуре памяти становится преобладающим логическое и систематическое освоение над механическим запоминанием.

К факторам, задерживающим и смягчающим возрастные изменения интеллектуально-мнестических функций, относятся изначально высокий уровень интеллектуального развития, достигнутый ранее благодаря одаренности, образованию, профессиональным занятиям и навыкам. За последние годы представления об интеллекте пожилого человека меняются. Новые исследования показали сохранность исходного интеллекта у большинства пожилых. Более того, диапазон знаний, практическая сметка, способность находить выходы может расти. Трудности освоения нового компенсируются способностью ассоци-ативного мышления, использованием жизненного опыта. Снижение интеллекта наблюдается чаще у тех старых людей, у которых он был ограничен с юности, а при исходном высоком он снижается значительно медленнее. Поэтому при оценке психического состояния пожилых нужно учитывать общее состояние здоровья и биографические данные.

Общими личностными изменениями в старости могут быть чаще всего нетерпимость и консерватизм в отношении всего нового, переоценка положительного опыта прошлого, преобладание неприязненного, недовольного и брюзжащего отношения к окружающим, обидчивость и эгоцентризм, эмоциональное притупление, подозрительность и скупость, черствость при общей ипохондричности. Все эти явления психики говорят о переходе от экстраверсии к интроверсии. Старикам часто свойственно упрямство, недоступность логическим доводам, ригидность суждений наряду с другими вариантами — повышенной внушаемостью и легковерием, слабодушием и чувственностью.

Психические расстройства провоцируются длительным и непосильным эмоциональным напряжением, психотравмой, которая может воздействовать сильнее соматических заболеваний, но в свою очередь неврозы воздействуют на соматическое состояние. Это выражается, прежде всего, расстройствами сна, сосудистыми проявлениями (колебания артериального давления). Характерны депрессия (угнетение), астения (слабость, подавленность), ипохондрия (мрачная оценка настоящего и будущего), реже паранойя в рамках неврастении, истерии, пси-хостении (устойчивые болезненные представления и суждения об окружающем мире).

При неврозах в пожилом возрасте наряду с тревожностью, частой утомляемостью, истощаемостью характерныстабильность, фиксация, резистентность.

Обобщая особенности течения неврозов и реактивных состояний в пожилом возрасте, необходимо подчеркнуть следующие основные положения:

1. Малую эмоциональную выносливость и парадоксальность реакций на психотравмы.

2. Роль соматогенных факторов на развитие невротических состояний.

3. Расстройства сна как одного из наиболее частых проявлений.

4. Малую динамичность течения невротических проявлений.

5. Редкую изменчивость синдромов, т. е. переходов, например, от депрессии к паранойе и т. д.

6. Отрицательное влияние на развитие невроза изменений жизненного стереотипа (переезды, уход с работы и т. д.).

7. Затяжное течение.

8. Изменение в результате невроза системы жизненных отношений личности, формирование эгоизма, эгоцентризма, часто растерянность перед реалиями жизни.

Одним из ведущих факторов, воздействующих и положительно, и отрицательно, является фактор социальный.

В социальном аспекте пожилой возраст характеризуется:

□ изменением ролевых функций в обществе, характеризующимся уходом с работы, «отставкой»;

□ изменением ролевых функций в семье, где пожилые люди берут функции обслуживания;

□ в этом периоде происходят потери близких людей (супругов) и вступает в силу фактор одиночества.

Перечисленные социальные факторы оказывают особое негативное воздействие на пожилых людей.

Большой интерес представляет самооценка здоровья пожилых, уволившихся с работы. Самочувствие пенсионеров, оставивших работу, как правило, ухудшается. Особый интерес представляют наблюдения МэлДокс и Дуглас, которые проследили судьбу пенсионеров с 60-летнего возраста в течение 15 лет. Самооценка и объективная оценка соответствовали в течение всего периода наблюдения. Часто изменения самооценки предваряли объективно регистрируемые ухудшения состояния. Наблюдения за пожилыми людьми, прекратившими трудиться, показали, что уход на пенсию без подготовки одновременно оказывает неблагоприятное влияние, ведет к психической подавленности, депрессии, связанной с потерей имевшихся ранее общественных и культурных связей. Среди мер, предотвращающих эти неблагоприятные психологические изменения, ре-комендуется постепенное уменьшение работ, неполная заня-тость, правильная организация свободного времени, если оно используется на чтение, спорт, культурные мероприятия и т. д. Пенсионеры — бывшие работники преимущественно умственного труда — более рационально используют свой отдых, увеличивается их активность в общественной жизни.

Среди мотивов продолжения труда в пенсионном возрасте наибольшее значение имеет материальная заинтересованность в труде. Она зависит не только от действительной нуждаемости (низкого уровня пенсионного обеспечения), но также от стремления к сохранности любого уровня жизни, материального лидерства в семье, повышения внутрисемейного престижа. Кроме материального фактора, на стремление продолжать род оказывает влияние прежняя профессия, состав семьи, состояние здоровья и его самооценка, истинная потребность в труде как таковом, стремление быть полезным в коллективе. Можно выделить 3 основных типа ориентации пожилых людей на труд:

1. Внутренняя ориентация на труд (для образованных и представителей престижных профессий).

2. Внешняя ориентация к труду, обусловленная интересом к оплате труда и материальной обеспеченности.

3. Ориентация на благоприятные условия труда и небольшую производственную нагрузку.

При смене характера труда наиболее оптимальным вариантом является переход пенсионеров в близкие по содержанию и характеру труда профессии, требующие умеренного или незначительного физического и нервно-психического напряжения, но без существенного изменения выработанного с годами привычного рабочего стереотипа. Особенно важно рекомендовать пенсионерам перемещение в пределах профессиональных групп, классифицированных в соответствии с принципами социально-психологической ориентации (человек-техника, человек-природа, человек-человек). Пожилым трудящимся при наличии сердечно-сосудистых или других хронических болезней с незначительным или умеренным нарушением функций, заня-тым в профессиях, требующих умеренного физического и нервно-психического напряжения, в благоприятных санитарногигиенических условиях может быть рекомендовано преимущественно ограничение объема работы: меньшая продолжительность рабочего дня, сокращенная рабочая неделя, дополнительный перерыв в работе, переход на менее ответственную работу в прежней специальности.

Следующим вопросом, требующим внимания, является роль пожилых людей в семье, ее социально-психологические аспекты. При экономическом анализе семья рассматривается как ячейка, объединяющая лиц, связанных экономически (общим доходом и расходом бюджета). Определенный интерес (при соответствующих коррективах для российской действительности) представляет периодизация жизни семьи, предложенная американскими учеными: жизненный цикл семьи разбивается на 9 этапов:

1. Досемейный, холостяцкий период, когда одиночки живут без родителей и семьи.

2. Юные молодожены без детей.

3. Первая стадия «полного гнезда» — родители и маленькие дети-дошкольники.

4. Вторая стадия «полного гнезда» — с детьми-школьника-

ми.

5. Третья стадия «полного гнезда» — пожилые супруги со взрослыми детьми.

6. Первая стадия «пустого гнезда», когда дети отделяются, а пожилые родители работают.

7. Вторая стадия «пустого гнезда», когда пожилые живут отдельно и глава семьи не работает.

8. Вдовствующее лицо работает.

9. Вдовствующее лицо на пенсии.

При демографическом анализе обычно главной общественной функцией семьи является обеспечение потребности в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. При этом основными признаками семьи считается совместное проживание. Второй признак — биологический — отношение родства. И, наконец, третий — общий бюджет.

В социологии понятие семьи трактуется, главным обра-зом, по принципу межличностных, нравственно-психологических отношений: связь общности быта, взаимной моральной ответственности, взаимопомощи.

Обследование показало, что наиболее глубокое удовлетворение пожилым людям приносит моральное и материальное благополучие семьи, отсутствие конфликтов, хорошее здоровье членов семьи, общественные и личные достижения близких, их нравственные качества.

Обслуживание и социально-бытовая реабилитация пожилых и старых людей требует прежде всего установления контакта и общений с ними. Общение — явление социальное, проявляется в единичных межличностных взаимодействиях. Дефицит общения у одиноких стариков неблагоприятно влияет на их эмоциональную сферу, психику.

Общение выполняет ряд функций:

1. Информационно-коммуникативную (информация, сообщение о фактах, событиях, людях, нуждах, требованиях и т.п.).

2. Регуляционно-коммуникативную (информация о нормах поведения, отношения, требованиях при взаимодействии).

3. Аффективно-коммуникативную (воздействие настроением на настроение, формирование отношения к факторам и событиям).

4. Организацию совместной деятельности и инструктажа по дальнейшей индивидуальной деятельности.

В процессе общения с пожилыми и старыми людьми социальные работники должны учитывать те психологические особенности старости, которые могут вызвать конфликтную ситуацию — это раздражительность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость и консерватизм к новшествам, особенно, если акцентуация личности на грани болезненности. Конфликтная ситуация, однажды возникшая, может иметь три варианта развития: уход от конфликта, компромисс, самый неблагоприятный — обострение конфликта. Вариант развития конфликта зависит от социальных работников, независимо от того, по чьей инициативе он возник. Социальные работники обязаны вести поиск оптимального механизма взаимодействия, иметь резервные варианты поведения, учитывать характер личности и невротичности пожилого человека. Прежде всего нужно своевременно распознать возможность конфликта на ранней стадии и выбрать тип общения в зависимости от ситуации:

□ при возможном выигрыше — вариант борьбы;

□ при неопределенности исхода — переговоры и поиск компромисса;

□ при неперспективности — поиск выхода из конфликта.

Необходимо знать механизмы взаимодействия в конфликтной ситуации:

□ механизм влияния на оппонента (демонстрация, выжи-дание, риск, принуждение, дезинформация);

□ механизм научения (распознавание личности и тактики оппонента, расширение наборов типов поведения);

□ механизм приближения — избегания;

□ механизм оценки (выигрыши, проигрыши).

Отсюда вытекают требования к профессии социального работника, участвующего в стационарных или нестационарных формах обслуживания. Это, во-первых, компетентность — знание законов, правил, приемов работы, психология обслуживания; во-вторых, вежливость и выдержка; в-третьих — призвание к своему нелегкому труду и, соответственно, естественное доброе отношение к подопечным. Социальный работник должен хорошо знать характер подопечных, суметь быстро его определить. Необходима опрятная внешность, аккуратность, вежливость, культура речи, спокойная и невозмутимая благожела-тельность, без снисходительности. Руководители социальной работы в интернатах и нестационарных учреждениях должны следовать следующим правилам: вести себя ровно с людьми, не бросать слов на ветер, не раздражаться, беречь свое и чужое время, не углубляться в мелочи, понимать настроение подопечных, отмечать их инициативу, хорошую работу; распределять работу по способностям и опыту, не поручать новую работу, пока предшествующая еще не выполнена. Особенно важно в социально-психологической работе в интернатах и в территориальных центрах обеспечить процесс нормальной адаптации пожилых и старых людей, без невротических или астенических синдромов.

 

==========================================================================================================================================================================================================================

 

16.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИНВАЛИДАМИ

ОФК и спорт инвалидов — еще недостаточно исследованный раздел как в теории, так и в практике физического воспитания. Они имеют свои специфические особенности, требует особого внимания и чуткости.

Анализ зарубежной и отечественной литературы, накопленный практический опыт показывают, что систематические занятия ОФК и спортом повышают приспособляемость инвалидов к жизненным условиям, расширяют их функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, воспитывают сознательное отношение к регулированию своего режима, прививают санитарно-гигиенические навыки. Особенно важно то, что занятия ОФК и спортом благоприятно воздействуют на психику инвалидов, мобилизуют их волю, приводят к сознательному участию в жизни коллектива, общества, возвращают людям чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов.

В последние годы физическое воспитание и занятия спортом инвалидов выделились в самостоятельный вид - адаптивная физическая культура. Разрабатываются теория и методика адаптивной физической культуры.

По данным ВОЗ:

— каждый десятый житель земли является в том или ином роде инвалидом;

— ежегодно 20 млн. человек получают бытовые увечья;

— ежегодно 19 млн. человек получают ранения, подчас серьезные, в связи с транспортными происшествиями.

Все это люди, которые из-за своих физических дефектов требуют особого внимания и помощи в области физического оздоровления.

Потеря слуха, зрения, физические дефекты для таких людей - состояние постоянной, не подлежащее, ксожалению, медикаментозному воздействию. И с врачебной точки зрения, если нет сопутствующего заболевания, Этот контингент определяется как «здоровые». Да и физическая подготовленность, физическое развитие позволяет людям зачастую успешно трудиться в самых различных сферах: на заводах, фабриках, в лабораториях, в сфере обслуживания, преподавать и воспитывать, учиться в различных учебных заведениях.

В процессе бытовой и трудовой деятельности ими выполняются различные, порою значительные физические и психологические нагрузки.

Возросший интерес к систематическим занятиям ОФК и спортом среди инвалидов вывел реабилитационный спорт из стен клиник, больниц, научно-исследовательских институтов.

 

https://aupam.narod.ru/pages/fizkult/adapt_fiz_kuljtura_rossii/oglavlenie.html

 

https://moy-bereg.ru/adaptivnaya-kultura/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura.-mesto-i-rol-fizicheskoy-kulturyi-i-sporta-v-reabilitatsii-invalidov-4.html

В Беларуси развитие ОФК и спорта инвалидов получило новый качественный скачок.

Заботой об инвалидах проникнута статья 15 — «Физическая культура и спорт инвалидов» — Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», в которой отмечается: «Советы народных депутатов обеспечивают создание специальных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также условия для занятий физической культурой и спортом инвалидов на сооружениях общего пользования в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». И далее: «Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации детей с физическими и умственными недостатками, подготовка кадров, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль за занятиями физической культурой и спортом инвалидов возлагается на органы образования, здравоохранения, социального обеспечения и физической культуры и спорта».

В плане реализации основных положений названного Закона Верховным Советом Республики Беларусь утверждена Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма.

Основными задачами программы являются: разработать документы, регулирующие финансирование реабилитационной работы с инвалидами; привлечь инвалидов к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям и спортивным мероприятиям; создать условия для занятий инвалидов на спортивных сооружениях; разработать научно-методическое обеспечение физической реабилитации инвалидов; создать систему подготовку и пере-подготовки специалистов по физической культуре для работы с инвалидами.

Лучшим помощником в преодолении всех жизненных трудностей, как показывает практика, являются физические упражнения.

ОФК среди слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих применяется давно и имеет свои устоявшиеся традиции.

Работа среди этой категории людей проводится регулярно, планомерно, в течение долгого периода времени. Разработаны специальные программы обучения, проводятся соревнования на первенство города, области, республики. Участвуют команды инвалидов и в первенствах Европы и мира, в Паралимпийских играх.

Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% составляют больные с поражением органов опоры и движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: