Материально-техническое обеспечение программы




Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

 

Рабочая программа для 4 класса

 

 

Составитель:

Копотилова Н.Н.,

учитель истории и обществознания МБОУ «Панфиловская СОШ», Ленинск-Кузнецкий район

Консультант:

Арещенко С. В., зав.кабинетом ДНВ

Аптина Н.А., методист кабинета ДНВ

 

 

Кемерово 2014


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..  
Планируемые результаты…………………………………………………  
Учебно-тематический план……………………………………………….  
Содержание программы…………………………………………………  
Материально-техническое обеспечение программы……………………  
Список литературы……………………………………………………….  

Пояснительная записка

Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования выступает духовно-нравственное воспитание личности. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (2007 г. и 2008 гг.) подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Приоритетное значение духовно-нравственного воспитания и развития личности заложено в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373) и проекты образовательных стандартов второго поколения для основной и старшей школы, методологической основой разработки и реализации которых является Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (Концепция). В условиях разрушения традиционных форм идентичности необходимость решения этических, правовых, психологических воспитательных проблем многократно усиливается. Центром, объединяющим население на основе обучения правовым основам взаимодействия, изучения достижений национальных культур, воспитания уважения к обычаям, традициям и ценностям живущих рядом народов, становится российская школа.

В соответствии с Концепцией «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». В этом контексте как реализацию главной стратегической задачи российского образования «формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности» необходимо рассматривать и включение в образовательные программы общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Этот курс направлен на формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Актуальность введения данного курса в школьную программу связана с проявляющимся в последнее время отсутствием у обучающихся нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостатком сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточным уважением к самобытной культуре своего народа и представителей других конфессий.

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» составлена на основе нормативно-правовой базы:

1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).

2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

3. Требования федерального государственного образовательного стандарта (п. 12.4).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009 г.).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

6. Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и при­мерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Феде­рации, реализующих программы общего образования, утвержденные прика­зом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения и учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (в 4-м классе). По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Место модуля в учебном предмете ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» является частью учебного предмета ОРКСЭ. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Место предмета в учебном плане: предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики», реализуется через курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики».

Обучающиеся изучают один из модулей по выбору родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа в 4 классе (1 час в неделю, в вариативной части учебного плана). Оценивание курса – безотметочное. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.

Планируемые результаты изучения модуля

«Основы светской этики»

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

– понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

–формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

–формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

–формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

–знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

–укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Умения и качества обучающихся, вырабатываемые при прохождении курса:

1. Коммуникативныеумения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

2. Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.

3. Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

4. Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

5. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

6. Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

7. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

8. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

9. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Требования к уровню подготовки

В результате прохождения программного материалы обучающийся будет знать:

– о культуре поведения в обществе;

– основные нормы светской этики и морали;

– об основных религиях и их роли в культуре, истории;

– о священных книгах основных религий;

– понятия: «долг», «совесть», «честь и достоинство», «добро и зло»;

– об искусстве в России;

– нравственные ценности россиянина;

–образцы нравственности в культуре Отечества;

– имена основателей исламской религии;

– ценности родства, семейных отношений;

– особенности священных зданий в основных религиях;

– особенности религиозного искусства;

– названия праздников в основных религиях.

Будет уметь:

– воспроизводить полученную информацию;

– работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность;

Будет владеть:

навыками создания морального кодекса;

– методами нравственного самосовершенствования;

– навыками рефлексивной деятельности;

– навыками коммуникации в обществе сверстников;

– культурой поведения в священных сооружениях основных религий.

Планируемые результаты освоения программы модуля

Личностные результаты:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД

– умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

– умение формулировать свою точку зрения;

– умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах деятельности;

Регулятивные УУД

–умение сохранять учебную задачу;

–умение осознавать способы действий, приводящих к успеху или неуспеху;

–умение осуществлять контроль учебной деятельности.

Познавательные УУД

– освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

– становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

– осознание ценности человеческой жизни.

Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита презентаций.

Новые виды деятельности: мини-сочинение, тестирование, конкурсы, проекты.

Учебно-тематический план

№ п/п Название раздела и темы Всего, час. В том числе Форма контроля
теоретических занятий практических занятий
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества     - экскурсия
1.1. Введение. Россия – наша Родина     - экскурсия
2. Основы светской этики       беседа
2.1 Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека       беседа
2.2 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества       опрос
2.3 Ценность родства и семейные ценности       мини-сочинение
2.4 Семейные праздники как одна из форм исторической памяти       викторина
2.5 Образцы нравственности в культурах разных народов       беседа
2.6 Нравственный образец богатыря       беседа
2.7 Дворянский кодекс чести       конкурс рисунков
2.8 Джентльмен и леди       тестирование
2.9 Государство и мораль гражданина       экскурсия
2.10 Образцы нравственности в культуре Отечества       конкурс сочинений
2.11 Мораль защитника Отечества       беседа
2.12 Порядочность. Интеллигентность       опрос
2.13 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства       мини-сочинение
2.14 Что значит «быть нравственным» в наше время?       беседа
2.15 Добро и зло       конкурс рисунков
2.16 Долг и совесть       тестирование
2.17 Честь и достоинство       экскурсия
2.18 Смысл жизни и счастье       конкурс сочинений
2.19 Высшие нравственные ценности       конкурс сочинений
2.20 Идеалы       конкурс рисунков
2.21 Принципы морали       тестирование
2.22 Методика создания морального кодекса в школе       беседа
2.23 Нормы морали. Этикет.       викторина
2.24 Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против»       беседа
2.25 Образование как нравственная норма       конкурс рисунков
2.26 Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.       тестирование
  Любовь и уважение к Отечеству       экскурсия
3.1 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России        
  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»       проект
4.1 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»     - проект
4.2 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»   -   проект
4.3 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»   -   проект
4.4 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»        
  Итоговое занятие       тестирование
  Всего        

Содержание программы

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.1. Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы.

2. Основы светской этики (часть 1)

2.1. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

Что такое светская культура, мораль, этика.

Разбор с родителями содержания основной образовательной программы начального общего образования, рабочей программы по основам религиозных культур и светской этике.

2.2. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Отношения внутри семьи.

2.3. Ценность родства и семейные ценности.

Какими бывают ценности? Семейные ценности.

2.4. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Что такое праздник. Какими бывают праздники. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Семейные праздники. Праздники в вашей семье.

2.5. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Идеалы нравственности.

2.6. Нравственный образец богатыря.

Кто такой богатырь. Богатырь в русском фольклоре.

2.7. Дворянский кодекс чести.

Кто такие дворяне. Понятие «честь» в дворянской среде.

2.8. Джентльмен и леди.

Кого называли джентльменом. Кого называли леди. Что значит быть настоящей леди.

2.9. Государство и мораль гражданина

Что такое мораль. Кого можно назвать моральным гражданином.

2.10. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Кого можно назвать образцом нравственности. Сравнить образцы нравственности в культуре Отечества в разные периоды его истории.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Охарактеризовать образец нравственности в культуре современной России.

Назвать основные черты образца нравственности.

2.11. Мораль защитника Отечества.

Герои Советского Союза. Родные и близкие – защитники Отечества.

2.12. Порядочность. Интеллигентность.

Что такое порядочность. Интеллигентность – положительное качество человека.

2.13. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Что такое трудовая мораль. Зачем человек трудиться. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Предпринимательство в современной России. Нравственность и предпринимательство.

2.14. Что значит быть нравственным в наше время.

Определить понятие «нравственность». Нравственный современный человек – кто он.

2.15. Добро и зло.

Добро и зло как основные этические понятия. Что такое зло и добро в современном мире.

2.16. Долг и совесть.

Что такое моральный долг. Человеческая совесть – что это.

2.17. Честь и достоинство.

Понятие «честь». Понятие «достоинство».

2.18. Смысл жизни и счастье.

Что такое смысл жизни. Где искать счастье в современном мире.

2.19. Высшие нравственные ценности.

Что такое нравственные ценности. Что происходит с высшими нравственными ценностями в современном мире.

2.20. Идеалы.

Что такое идеал. Идеал в культуре.

2.21. Принципы морали.

Что такое «мораль». Основные принципы морали.

2.22. Методика создания морального кодекса.

Что такое «моральный кодекс». Моральный кодекс – необходимость каждого.

2.23. Нормы морали. Этикет.

Что такое «нормы морали». Современный этикет

2.24. Этикетная сторона костюма.

Школьная форма – «за и против».

Этикет. Образец. Правила этикета. Одежда человека.

Перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

2.25. Образование как нравственная норма.

Зачем нужно учиться. Кто такой образованный человек.

2.26. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Самосовершенствование человека. Пути самосовершенствования.

Раздел 3. Любовь и уважение к Отечеству

3.1. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Раздел 4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

4.4. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка.

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт.

 

Материально-техническое обеспечение программы

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими вышеобозначенными.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний обучающихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

– оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

– технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

1) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

2) демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

3) вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

– экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

– библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

1) учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

2) нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

3) специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

4) научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

5) хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

6) документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

7) энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

8) религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

9) художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

– печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики [Текст]: программы общеобразовательных учреждений/ А. Я. Данилюк.– М.: Просвещение.– 2010.– 24 с.

2. Доманский, Е. В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [Текст] / Е. В. Доманский// Интернет-журнал «Эйдос» – 2003. – 24 апреля. – Режим доступа: https://www.eidos.ru.

3. Перелыгина, Е. А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса») [Текст] / Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

4. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

5. Православный толково-орфографический словарь школьника [Текст]/ / Под ред. Проф. Архиповой Е. В. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

6. Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя [Текст]/Е. И. Регирер. – М., 2003.

7. Рыжкова, Т. В. Литературное развитие младших школьников [Текст]/: учебное пособие/ Т. В. Рыжкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

8. Савенко, В А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / В. А. Савенко. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

9. Савенков, А. И. Психология детской одаренности [Текст]/А. И. Савенков. – М.: Генезис, 2010.

10. Соколова, Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Т. Е. Соколова. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

11. Соколова, Т. Е. Информационно-поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению [Текст]: учебно-методическое пособие/ Т. Е. Соколова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

12. Соколова, Т. Е. Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Т. Е. Соколова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

14. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики [Текст]: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение.– 2010.– 63 с.

15. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст]/ А. В. Хуторской. – М., 2000.

16. Чутко, Н. Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое) [Текст]: учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса/ Н. Я. Чутко. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: