Личностные новообразования.




Специфика кризиса 3 лет.

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. Желание становится определенным и устойчивым, что подтверждается настойчивым «Я хочу». В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят быть во многом похожи на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он уже сегодня хочет быть взрослым «Я сам!».

Эти факторы приводят к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого, этот период получил названия кризис трех лет.

Критически этот возраст является потому, что на протяжении нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими. (1)

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. (2)

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделе­ния от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. (3)

Н.В. Макарычева выделяет физиологическую и биологическую перестройку организма:

- повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды

- ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма

-снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

В книгах О.Е. Смирновой и И.В. Шаповаленко раскрывается содержание кризиса по Л.С. Выготскому. Он выделил следующие симптомы кризиса:

Ярко-выраженные и встречающиеся почти в 100 % случаях:

1)негативизм — стремление сделать что-то вопреки предло­жению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; нега­тивная реакция на предложение потому, что оно идет от взрос­лого;

2)упрямство — ребенок настаивает начём-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3)строптивость направлена в целом против норм воспита­ния, образа жизни, который сложился до трех лет;

4)своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

Следующие три носят второстепенный характер:

5)протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6)симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7)деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис.

Субъективный кризис – конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъектных факторов.

Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением.

Личностные новообразования.

Ребенок психологически отдаляется от взрослого, противопоставляется им во всем. Собственное «Я» ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Начинает по-другому воспринимать взрослого и вступает с ним в новые отношения. Самостоятельность и независимость от взрослого. Усиление амбивалентных тенденций в поведении со взрослыми. Важна оценка взрослого его поведения.

В отношении к самому себе ребенок начинает использовать местоимение «Я». Л.И. Божович связывает кризис с утверждение и доминирование «системы Я», самое значимое новообразование – самооценка и связанное с ней стремление быть хорошим.

Усложняется внутренний мир ребёнка: он хочет действовать по своему усмотрению, но соответствовать требованиям значимых взрослых.

Появляется поведенческий комплекс «гордость за достижения». Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого).

У детей начинает формироваться воля, автономия (независи­мость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок позна­ет различие между «хочу» и «должен». У детей появляется новое видение мира и себя с нем.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отно­шение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение соци­альных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отно­шений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Становление системы Я и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: