Лирические скорые песни.




Лирические жанры кыска кюй состоят в основном из величальных и шуточных песен. Эти жанры не самостоятельные, но дополняют семантические элементы кыска кюй. Полный жанр должен охватывать функцию (лирика), форму (короткая песня), содержание (цикл или сюжет) фольклорных произведений. Следовательно, в литературе их следует называть как лирические скорые, величальные; лирические скорые шуточные песни.

Лирические скорые- величальные песни посвящены теме восхваления родины, родной природы, отдельных героев и т. д. К таковым относятся, например, песни «Речки Урала », «Долины реки Узень», »Круглое озеро» «Ирэндек», «Бурзянские джигиты», «Московские улицы» и др. Они не имеют прикладной функции и не связаны с обрядами или же плясками, а исполняются как веселая жизнерадостная песня. В международной классификации фольклорных произведений подобные песни относят к жанру гимнических (от греческого «славить», «хвалить»). По русской фольклористической терминологии, «величальные» выражают чувства радости, восторга, восхищения, благодарности, поклонения, обращены к природе или людям или вызванные каким-нибудь выдающимся событием в жизни народа».

Чувство причастности к родной природе ярко выражено в скорой песне «Речки Урала». В поэтическом тексте песни наблюдается сюжетность: все четыре ее строфы посвящены восхвалению природы и достойных джигитов Урала. Она состоит из запева и припева. Четыре строки текста запева охватывают четыре фразы напева. В четырёхстрочном припеве мелодический материал запева вариантно повторяется.

В другой песне, «Долины Узени », выражено радостное чувство к родной природе, доброе отношение к молодым людям, ударникам труда и веселым песням.

Современная лирическая скорая песня «Долины Селеук-реки» посвящена аналогичной же теме. Четырехстрочный запев этой песни поется в умеренном темпе, а припев, состоящий из четырех строк, исполняется в плясовом ритме.

Любовь к природе, восхищение красотой цветов серебристо сверкающего озера, изумительно красочно переданы в лирически светлой, нежно звучащей песне «Круглое озеро». В отличие от одноименной халмак кюй, форма данной кыска кюй четкая, танцевальная. Четырехстрочная поэтическая строфа охватывает мелодический период напева. Вторая полустрофа дважды повторяется (АВ АВВ). Минорная ладовая основа окрашена присутствием полутонового интервала на расстоянии. Вторая половина напева звучит как припев, причем она просветлена мажорной ангемитоникой. Песня имеет большую популярность среди исполнителей.

Восхищение окружающей природой выражено также в старинной песне «Ирендык». В ее легенде говорится: »В середине XVIII века группа башкир, кочевавшая в долине реки Ерген, достигла восточного склона Ирендыка и остановилась на реке Султан, где основала селение Кюсей. Охотник по имени Булгаир, пораженный красотой природы, срезал тростник, сделал из него Курай и наиграл напев песни». В первом куплете песни звучит охотничий клич «санк-санк», которым охотники призывали сокола или беркута, выпущенного на дичь. Текст песни, очевидно, претерпел изменение в сторону лирического жанра.

К циклу лирических величальных песен относятся также музыкально-поэтические произведения, прославляющие отдельные личности. Таковы, например, скорые песни «Наш Ишмулла», «Ему сто лет», «Радость», «Ай-ли, Гюльбика», «Егеты» и др.

Восхвалению прекрасных качеств молодой девушки посвящена лирическая скорая песня «Муглифа». В ее структуре четыре куплета, и все они обращены к образу Муглифы: она ударница труда и красавица, поет хорошие песни, и глаза ее светятся словно звезды на небе, ею восхищаются все джигиты. Песня звучит изящно, нежно и ласково. Умеренно скорый темп, танцевальный ритм, пентатоническая ладовая основа мажорного наклонения, средний диапазон звуков (нона) приближают данное музыкально-поэтическое произведение к числу детских и молодежных песен.

Современная лирическая скорая песня «Наш Ишмулла» посвящена таланту заслуженного артиста Российской Федерации и Республики Башкортостан Ишмуллы Дильмухаметова. В сюжете песни описываются его жизнь и деятельность.

Другая современная песня «Ему сто лет» сложена в память о столетнем юбилее 3аки Валиди. Образ крупного ученого историка и политического деятеля, отстоявшего интересы башкирского народа, показан в величальных песнях. Напевы приведенных песен представляют собой традиционный кыска кюй. Некоторые собственно лирические величальные песни напоминают старинные — кубаир. Действительно, кубаиры слагаются и в наше время. Известны современные кубаиры «Заки Валиди», «Мухаметша Бурангулов», «Салават Юлаев» и др.

Следующую разновидность лирических жанров «кыска кюй» составляют шуточные и сатирические песни.

Шуточные песни выражают народный юмор, вызванный разными обстоятельствами, отклонениями от норм этики, от народных эстетических представлений и вкусов. Особенно их много среди плясовых песен, в частности, они преобладают среди частушек и подобных им монострофических песен.

К шуточным близки, но в то же время составляют особый жанр по характеру эстетического отношения к действительности и по средствам выражения этого отношения песни сатирические. Они типизируются по непримиримому, резко враждебному отношению масс к социально чуждым им явлениям и лицам и наполнены чувством гневного обличия и сарказма».

Типичным образцом сатирической скорой песни является «Сонаим» (дословно: безухий). В ее содержании — высмеивание старого, ворчливого человека, имевшего трех жен, но собравшегося жениться еще на молодухе. Довольно своеобразна композиция песни: первое трехтактовое мелодическое предложение дважды повторяется. Она исполняется с текстом, образовавшимся из звукоподражательных словосочетаний. Эти припевы являются и запевами песни. Второе предложение напева исполняется с основной четырехстрочной строфой поэтического текста песни и повторяется четыре раза. Примечательно то, что строение строфы близко к афористическим жанрам: пословицам, поговоркам, хамакам (айтым). Каждая строка песни состоит из восьми слогов, но к ним добавляется трехслоговое слово «Сонайым». Все четыре строки текста завершаются одинаковой рифмой:

Продав овечку, купил шапку (Сонаим),

Продав корову, женился (Сонаим),

Надев шапку новую (Сонаим),

Пришел к молодой (новой) жене (Сонаим).

 

Лирическая скорая шуточная песня «Кара тауык» («Черная курица») полна живого, народного жизнепоучительного юмора. Сюжет песни — бытующая в народе одноименная танцевальная пьеса — дополняется следующей легендой: «Один бедняк каким-то путем приобрел курицу и размечтался о том, как он быстро сможет поправить свое бедное материальное положение. «Курица снесет полсотни яиц,— подумал бедняк,— из которых вылупятся цыплята, среди которых будет, по меньшей мере, 30 куриц; каждая из которых, в свою очередь, снесет полсотни яиц, следовательно, каждая даст опять по 30 куриц». Бедняку даже мерещились золотые замки. Придя домой, он посадил свою курицу в гнездо. Однако через несколько минут его слух поразил петушиный крик. Оказалось, что черная курица была петухом. Ожидать яиц и цыплят от курицы, которая запела петухом,— дело безнадежное,— и «Кара тауык» была отправлена в кухонную кастрюлю. «Воздушные замки бедняка мгновенно рассыпались»

Приведенный выше сюжет отражен в композиции, в ритмо интонации, а также в темпе исполнения данного произведения. Первая строфа песни исполняется с двумя дважды повторяющимися мелодическими предложениями. Затем следует рефрен-припев, состоящий из одного мелодического предложения. Отметим, что он контрастен по темпу, ибо исполняется в форме протяжной песни — озон кюй. Четвертое мелодическое предложение дважды повторяется и занимает вторую четырехстрочную строфу поэтического текста. Оно исполняется в прежнем, быстром темпе. Песня завершается изображением выкрика курицы (кикирикук). Напев данной своеобразной коды выражен глиссандой на октаву вниз и диссонирующими полутоновыми интервалами.

Таким образом, композиция песни «Кара тауык» необычная, Она состоит из пяти контрастных фраз и предложений и близка к программно-изобразительным пьесам. Действительно, в напеве и в тексте песни изображены мечты бедняка о тысячах цыплят. Причем песня прерывается петушиным пением, звучащим резким диссонансом. Эти звуки изображают как бы крах всех иллюзий бедняка. Отметим, что замысел песни крайне наивен, но в нем есть и простодушие, и народный юмор.

В некоторых песнях народный юмор сочетается с образом окружающей природы. Такова, например, шуточная лирическая скорая песня «Сук муйыл» («Плакучая черемуха»). В ней воспевается любимое место охотников – «Караташ», расположенный в горах Ирендека. Однако основное содержание сюжета песни шуточное. В песне рассказывается о мужчине, решившемся жениться, но прежде нужно было добыть шкуру волка для своей невесты.

Песне предпослано следующее примечание: «Один старик ухаживал за красивой снохой и добивался ее любви, но безуспешно,- сноха отказывала, говоря: «Ты - старик, мне тебя любить нельзя». Тогда старик начал всячески притеснять и обижать сноху; последняя, когда ей стало невтерпеж, наконец, сказала ему: »Жди меня там-то, у камня, где растет черемуха. Старик обрадовался, оседлал свою любимую кобылу и поехал в назначенное время к месту свидания. Приехав, он при вязал кобылу поблизости в лесу, а сам сел у камня и стал ждать… Ждал, ждал, сноха все не приходила. Наконец, потеряв терпение, он пошел в лес к лошади, но ее тем временем съел волк...

В содержании старинной лирической скорой песни «Хатиря» (женское имя) - шутливый, любовно-лирический тон обращения парня к девушке (см.: БНП, с. 194). Композиция кыска кюй близка такмакам. Но четырехстрочная строфа песни делится пополам и исполняется как бы в двух куплетах. Полустрофа поется с двумя мелодическими предложениями. Второе - расширено на один такт за счет обособления имя девугшки «Хатиря».

В другой лирической скорой песни – «Ялсыгул» в шутливой форме выражено социальное положение батрака, работающего на бая. В образе Ялсыгула видится не слуга, а гордый молодой человек, иронически относящийся к своему хозяину-баю.

Ялсы, ялсы, Ялсыгул,—

Весел ночью, весел днем,

Я коней у бая пас,

Их удерживал шестом.

Бай медовку пил... А я

Сыт водою был тогда,

Эх, из Белой воду пил,

Стал батырам, я тогда!

 

Ладовая основа напева - пентатоника мажорного наклонения. Диапазон - чистая октава. В мелодическом движении преобладает речитативность. Звучание напева напоминает эпическую песню - кубаир.

В основе содержания современной лирической скорой песни «Максютовские ребята» - высмеивание молодых парней, не умевшиих ухаживать за девушками. Композиция песни сходна с такмаками. Лад напева пентатоника минорного наклонения. Шуточные песни занимают большое место в народном творчестве. Однако некоторые из них посвящены выяснению взаимоотношений парня с девушкой или же мужа с женой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: