Особенности классно-урочной системы обучения




Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.

История развития образования знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:

– индивидуальная форма (наиболее древняя форма);

– индивидуально-групповая (в школах Средневековья, где объединялись дети разного возраста и разного уровня подготовки);

– взаимного обучения (20 в. – белл-ланкастерская система в Англии, когда старшие дети учат младших);

– дифференцированное обучение по способностям учащихся (на­чало 20 века – маннгеймская система, когда учащихся в зависимости от уровня развития распределяют по классам: на слабых, средних, сильных);

– система индивидуализированного обучения (г. Дальтон США, так называемая система Дальтон-план. Здесь успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика. Центральным в этой системе является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Роль учителя – тактичное руководство. Классы заменялись учебными мастерскими, лабораториями. Учебные задания давались в начале года по каждому предмету. Годовые задания конкретизировались по месяцам, и учащиеся отчитывались в установленные сроки).

– американский «план Трампа» (50–60-е гг.20 века. Цель – максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших группах- 100–150 человек и в малых группах –10–15 человек, где идет обсуждение лекционного материала. Причем, 40% времени учащиеся проводят в больших группах, 20% – в малых, 40% – занимаются самостоятельной работой.

Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная система обучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский.

Особенности классно-урочной системы как формы организации обучения следующие:

1) постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

2) планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);

3) учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом уроков;

4) монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;

5) расписание;

6) вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности учащихся);

7) руководящая роль учителя.

Достоинства классно-урочной системы:

- строгая организационная структура,

- экономичность,

- коллективный характер деятельности,

- возможности взаимообучения,

- воспитательные воздействия.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Требования к уроку:

1. Дидактические (образовательные):

- четкое определение целей и задач урока,

- оптимизация информационного наполнения урока,

- внедрение новейших технологий познавательной деятельности,

- творческий подход к формированию структуры урока,

- сочетание разнообразных форм, видов, методов,

- сочетание коллективной деятельности с самостоятельной работой,

- обеспечение обратной связи, контроль и управление.

2. Воспитательные:

- определение воспитательных возможностей учебного материала,

- воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,

- формирование жизненно необходимых качеств,

- внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.

3. Развивающие:

- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности,

- изучение и учет уровня развития детей, проектирование «зоны ближайшего развития»,

- проведение уроков на «опережающем уровне» и т.д.

Все многообразие уроков необходимо классифицировать. Предпринимались попытки, исходя из тех или иных критериев, выделить типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

1. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают сл. Типы уроков:

- вводный,

- урок первичного ознакомления с материалом,

- урок усвоения новых знаний,

- урок применения полученных знаний на практике,

- урок навыков,

- урок закрепления, повторения и обобщения,

- контрольный урок,

- комбинированный урок.

По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяют:

- комбинированный урок,

- урок изучения новых знаний,

- урок формирования новых умений,

- уроки обобщения и систематизации изученного,

- уроки контроля и коррекции знаний, умений,

- уроки практического применения знаний, умений (Онищук, Сорокин, Махмутов и др.)

Наиболее распространенный тип урока – комбинированный. Этапы этого урока выглядят сл. образом:

- организационный момент (2–3 мин.),

- повторение изученного (актуализация знаний – 10–12 мин.)

- изучение новых знаний, формирование новых умений
(20–25 мин),

- закрепление, систематизация, применение (8–10 мин.),

- задание на дом, инструктаж по выполнению (2–3 мин.)

Этапы урока могут подаваться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения различных учебно-воспитательных задач. Однако, как отмечают педагоги, на таком уроке недостаточно времени на усвоение новых знаний. С целью повышения результативности учебных занятий в настоящее время практикуются другие типы уроков. Здесь учащиеся занимаются, каким – либо одним видом деятельности.

Это уроки – усвоения новых знаний,

- совершенствования знаний, умений, навыков,

- обобщения и систематизации знаний,

- контроля и коррекции знаний, умений,

- применения знаний и умений на практике.

По сути, все названные типы уроков – это усеченный («укороченный») комбинированный урок. Структура таких типов уроков включает 3 части:

1) организация работы (2–3 мин.),

2) главная часть (усвоение, формирование, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) – 35–40 мин.,

3) подведение итогов и задание на дом (2–3 мин.).

Выводы: Урок – это основная организационная форма обучения в школе, педучилище, в среднем учебном заведении. Урок является вместе с тем педагогической единицей процесса обучения. Содержание процесса обучения и воспитания, его направленность, а также основные принципы, методы и средства обучения и воспитания получают реальную конкретизацию и находят свое реальное воплощение в жизнь только в ходе урока.

Каждый урок вносит свой вклад в решение задач, заложенных в данной теме, разделе, курсе. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала, включающего и данный урок.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: