Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.
История развития образования знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:
– индивидуальная форма (наиболее древняя форма);
– индивидуально-групповая (в школах Средневековья, где объединялись дети разного возраста и разного уровня подготовки);
– взаимного обучения (20 в. – белл-ланкастерская система в Англии, когда старшие дети учат младших);
– дифференцированное обучение по способностям учащихся (начало 20 века – маннгеймская система, когда учащихся в зависимости от уровня развития распределяют по классам: на слабых, средних, сильных);
– система индивидуализированного обучения (г. Дальтон США, так называемая система Дальтон-план. Здесь успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика. Центральным в этой системе является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Роль учителя – тактичное руководство. Классы заменялись учебными мастерскими, лабораториями. Учебные задания давались в начале года по каждому предмету. Годовые задания конкретизировались по месяцам, и учащиеся отчитывались в установленные сроки).
– американский «план Трампа» (50–60-е гг.20 века. Цель – максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших группах- 100–150 человек и в малых группах –10–15 человек, где идет обсуждение лекционного материала. Причем, 40% времени учащиеся проводят в больших группах, 20% – в малых, 40% – занимаются самостоятельной работой.
|
Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная система обучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский.
Особенности классно-урочной системы как формы организации обучения следующие:
1) постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
2) планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);
3) учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом уроков;
4) монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;
5) расписание;
6) вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности учащихся);
7) руководящая роль учителя.
Достоинства классно-урочной системы:
- строгая организационная структура,
- экономичность,
- коллективный характер деятельности,
- возможности взаимообучения,
- воспитательные воздействия.
Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.
Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
|
Требования к уроку:
1. Дидактические (образовательные):
- четкое определение целей и задач урока,
- оптимизация информационного наполнения урока,
- внедрение новейших технологий познавательной деятельности,
- творческий подход к формированию структуры урока,
- сочетание разнообразных форм, видов, методов,
- сочетание коллективной деятельности с самостоятельной работой,
- обеспечение обратной связи, контроль и управление.
2. Воспитательные:
- определение воспитательных возможностей учебного материала,
- воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,
- формирование жизненно необходимых качеств,
- внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.
3. Развивающие:
- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности,
- изучение и учет уровня развития детей, проектирование «зоны ближайшего развития»,
- проведение уроков на «опережающем уровне» и т.д.
Все многообразие уроков необходимо классифицировать. Предпринимались попытки, исходя из тех или иных критериев, выделить типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.
1. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают сл. Типы уроков:
- вводный,
- урок первичного ознакомления с материалом,
- урок усвоения новых знаний,
- урок применения полученных знаний на практике,
- урок навыков,
- урок закрепления, повторения и обобщения,
- контрольный урок,
- комбинированный урок.
По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяют:
|
- комбинированный урок,
- урок изучения новых знаний,
- урок формирования новых умений,
- уроки обобщения и систематизации изученного,
- уроки контроля и коррекции знаний, умений,
- уроки практического применения знаний, умений (Онищук, Сорокин, Махмутов и др.)
Наиболее распространенный тип урока – комбинированный. Этапы этого урока выглядят сл. образом:
- организационный момент (2–3 мин.),
- повторение изученного (актуализация знаний – 10–12 мин.)
- изучение новых знаний, формирование новых умений
(20–25 мин),
- закрепление, систематизация, применение (8–10 мин.),
- задание на дом, инструктаж по выполнению (2–3 мин.)
Этапы урока могут подаваться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения различных учебно-воспитательных задач. Однако, как отмечают педагоги, на таком уроке недостаточно времени на усвоение новых знаний. С целью повышения результативности учебных занятий в настоящее время практикуются другие типы уроков. Здесь учащиеся занимаются, каким – либо одним видом деятельности.
Это уроки – усвоения новых знаний,
- совершенствования знаний, умений, навыков,
- обобщения и систематизации знаний,
- контроля и коррекции знаний, умений,
- применения знаний и умений на практике.
По сути, все названные типы уроков – это усеченный («укороченный») комбинированный урок. Структура таких типов уроков включает 3 части:
1) организация работы (2–3 мин.),
2) главная часть (усвоение, формирование, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) – 35–40 мин.,
3) подведение итогов и задание на дом (2–3 мин.).
Выводы: Урок – это основная организационная форма обучения в школе, педучилище, в среднем учебном заведении. Урок является вместе с тем педагогической единицей процесса обучения. Содержание процесса обучения и воспитания, его направленность, а также основные принципы, методы и средства обучения и воспитания получают реальную конкретизацию и находят свое реальное воплощение в жизнь только в ходе урока.
Каждый урок вносит свой вклад в решение задач, заложенных в данной теме, разделе, курсе. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала, включающего и данный урок.