Ресурсная база нефтяной и газовой промышленности, положенная в основу Национальной программы "Нефть и газ Украины до 2010 года", основывается на результатах подсчета начальных потенциальных ресурсов углеводородов суши Украины. Всего на суше Украины подсчитано начальных добываемых ресурсов углеводородов в количестве 8417.8 млн т условного топлива (у.т.), из которых нефти с конденсатом 1706.2 млн т и газа - 6711.6 млрд куб. м (1 т у.т. эквивалентна 0.67 т нефти, или 830 куб. м газа, или 1.2 т угля).
Около 27% ресурсов Украины сосредоточены на значительных глубинах (5-7 км). Остаточные неразведанные ресурсы составляют 5010 млн т у.т. нефти с конденсатом 1136.5 млн т и газа 3873.5 млрд куб. м.
Украина в составе бывшего СССР изготовляла лишь 7% оборудования и инструмента для нефтегазовой промышленности, все остальное получено от предприятий России и Азербайджана.
Теперь предусмотрено полное обеспечение нефтяной и газовой промышленности современным оборудованием, а также узлами и запасными частями к нему.
Машиностроительные предприятия Украины освоили выпуск 59 наименований изделий. Среди них: вертлюг УВ-250, ротор Р-400, ключ машинный для бурильных и обсадных труб КМ-1, ключи подвесные гидравлические КПГР-10 и КПГР-12, арматура фонтанная на давление 21 и 35 Мпа, цементирующий агрегат УНБ 160х40, установка для бурения на воде "Украина-20".
Развитие нефтегазохимического машиностроения Украины позволит:
- полностью обеспечить потребности нефтяной и газовой промышленности современным отечественным оборудованием, в том числе импортозаменяемым;
- обеспечить бурение скважин глубиной до 6500 м, бурить скважины в нефтегазоносных регионах мира, повысить нефтегазоконденсатоотдачу месторождения, повысить глубину переработки нефти с 50 до 80%, строить и ремонтировать нефтегазотрубопроводы современным оборудованием, вести поисковые и эксплуатационные бурения и добычу нефти и газа на континентальном шельфе Черного и Азовского морей;
|
- расширить поставки продукции и развитие экспортного потенциала нефтегазопромышленного машиностроения;
- увеличить поступления в Государственный Бюджет Украины;
- повысить уровень занятости населения
Российское машиностроение - комплекс отраслей промышленности, выпускающих средства производства, транспорта, предметы потребления длительного пользования, а также оборонную продукцию. Этот комплекс включает в себя более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают около 3,9 млн. человек, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности Российское машиностроение - комплекс отраслей промышленности, выпускающих средства производства, транспорта, предметы потребления длительного пользования, а также оборонную продукцию. Этот комплекс включает в себя более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают около 3,9 млн. человек, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности. Официальное отнесение предприятия к машиностроению и металлообработке происходит в статистике по коду Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) через основной вид деятельности предприятия, если его код лежит в интервале от 14100 до 14891. Что касается научных и конструкторских организаций, то их формальное включение в эту отрасль зависит также от кода, под которым они зарегистрированы в органах статотчетности.
|
Правда, коды ОКОНХ прекращают действовать уже в ближайшее время, так как с 1 января 2003 года введен общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный с соответствующей классификацией Европейского Союза, по которому отрасль машиностроения и металлообработки присутствует в разделе D - обрабатывающие производства, включающем подразделы:
· DJ - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
· DK - производство машин и оборудования;
· DL - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
· DM - производство транспортных средств и оборудования.
В дальнейшем, при детальных расшифровках кодов, будет выделяться примерно тот же круг предприятий, который ранее очерчивался понятием машиностроение и металлообработка. Работа эта не проста даже для специалистов, поэтому до окончательного введения классификатора ОКВЭД установлен переходный период в два года, в течение которого оба классификатора будут действовать параллельно.
Что касается рыночного подхода к понятию отрасли, то грани между различными отраслями, определявшимися ранее по принадлежности к министерствам, постепенно стираются и их анализ становится более удобным, а классификация более логичной в привязке к тем рынкам, на которые выходит их продукция. Так, предприятия машиностроительного комплекса удобно агрегировать в пять групп:
|
· группа так называемого инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
· группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности производителей и переработчиков сельхозпродукции, а также, частично, от спроса населения;
· электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких, так называемых, комплектующих отраслей, развивающихся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
· автомобильная промышленность, производство которой в части легковых автомобилей, как и отраслей, выпускающих товары длительного пользования, ориентировано на конечных потребителей (домашние хозяйства), а в части грузовых автомобилей и автобусов - на потребности предприятий, фирм и местных исполнительных органов власти;
· предприятия оборонного профиля, производящие машиностроительную продукцию для нужд Министерства обороны или Рособоронэкспорта.
Что касается подъемно-транспортного машиностроения, имевшего код ОКОНХ 14150, то из-за своей многогранности при рыночном подходе оно оказывается в разных группах.
Краны или подъемное оборудование для металлургических производств может быть отнесено к инвестиционной группе, так же как портальные и башенные краны. Эскалаторы, канатные дороги, подъемники и лифты востребованы в ЖКХ, муниципальных, торговых и других предприятиях, близких к конечным потребителям. Тали и транспортеры могут приобретать домашние, фермерские хозяйства, предприятия многих других отраслей и т.д. В целом подъемно-транспортные машины и механизмы несомненно являются важной составляющей машиностроительного комплекса, всех его отраслей и подотраслей. Между собой они объединяются не столько по технологиям проектирования и производства (хотя и это имеет место), сколько по вопросам безопасности, надежности, лицензирования, страхования, сервисного обслуживания при эксплуатации и надзора. Таким образом, имеются вполне убедительные основания для создания профессионального объединения (союза или гильдии) производителей подъемно-транспортной техники, о чем было объявлено еще в 2001 году. Проект его создания поддержан Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, но из-за технических проблем не реализован до сих пор.