Библиографический список




Отчет

О прохождении учебной практики

Творческая «музейная» практика

 

Выполнила: студентка Чухловина Варвара Константиновна

Курс 1, группа 113

Направление (специальность): художник ДПИ

Профиль (специализация) программы: художественная обработка керамики

База практики: г.Екатеринбург

Сроки прохождения практики: 08.07 – 21.07

 

Оценка за практику____________

(прописью)

Отчет принял_________________

(число, месяц, год)

Руководитель практики

Старший преподаватель:

___________

________________________ ________________________ ___________

(должность) ФИО (подпись)

 

Екатеринбург, 2019

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...…..3

Триеннале. Уральский центр развития дизайна

Керамика……………………………………………………………………………....…………….4 Текстиль………………………………………………………………………………………..……9

Заключение…………………………………………………………………………………………11

Библиографический список……………………………………………………………………….12

Приложение…………………………………………………………………………………..……13

 

 

Введение

Екатеринбург – основной культурный центр Урала. В городе действует несколько десятков музеев различной направленности, от исторических и научных до художественных. В музейную практику студентов УрГАХУ в большинстве случаев входит посещение художественных галерей.

Музейная практика является одной из основных составляющих образовательного процесса, так как музейные фонды предоставляют различный материал для изучения истории изобразительных искусств и современного искусства.

Задачи музейной практики:

- посещение музеев, в которых имеется материал, связанный с ДПИ

- копирование трёх и более экспонатов в технике отмывки

- составление письменного отчета

Цели музейной практики:

- повышение уровня культуры

- формирование эстетических представлений

- развитие художественного мышления.

 

 

Триеннале. Уральский центр развития дизайна

Керамика

На Урале искусство художественной обработки керамики находится в процессе развития. Лишь с недавнего времени люди начали интересоваться данным ремеслом. В Екатеринбурге невелико количество музеев и галерей, которые могут предоставить обширный ряд экспонатов из глины и подобных материалов. Одним из таких мест является Уральский центр развития дизайна, в котором во второй раз проводится выставка «триеннале декоративного искусства».

Выставка была организована художниками декоративно-прикладного искусства города Екатеринбурга и членами «Союза художников России». Проект является срезом современного декоративного искусства в России и некоторых странах бывшего СССР, таких как Казахстан, Литва, Белоруссия, Латвия. На триеннале 2019 года находились работы художников - керамистов разных городов России, таких как Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Тюмень, Красноярск, Омск, Нижний Тагил, Челябинск, Уфа, Москва, Санкт-Петербург, Сургут, а так же работа художницы из Литвы. В отличии от выставки в 2016 году, «II Уральская триеннале декоративного искусства» приобрела статус «Всероссийской открытой выставки» и получила поддержку ВТОО «Союз художников России».

Цель триеннале: активизация творческого объединения художников декоративного искусства в рамках системного культурного взаимодействия евразийского сообщества.

Задачи триеннале:

- расширение регионального экспозиционного пространства

- создание постоянного художественного информационного поля в области декоративного искусства Уральского Федерального округа

- презентация различных направлений современного декоративного искусства

- формирование «образа места» Урала как одного из центров декоративного искусства России.[2, с. 12 ]

Предметом внимания данного проекта стало сотворение мира – то, что каждый художник видит по-своему. Подтверждением этого служит то, что работы выполнены в разной цветовой гамме, в отличной друг от друга стилистике. Некоторые художники обратились к библейским сюжетам сотворения мира, некоторые же просто искали детали в том, к чему все так привыкли и не замечают, в том, что создает наш мир и по сей день – в природе, третьи рассматривали сотворение как процесс истории, другие – как часть мифологии. В работах каждого художника присутствуют черты ремесел, развивавшихся в тех или иных географических местоположениях, по работам можно понять к какой школе принадлежит художник.

Экспозиция располагалась на пяти площадках. Керамика была представлена на двух из них – первой и пятой.

При входе на первую площадку внимание привлекает работа «Неолитические чайники», выполненная Красновой Еленой из Красноярска (см. приложение, рисунок 1, рисунок 2). Произведение представляет собой композицию из двух чайников, оба выполнены в технике ручной лепки из жгута. Размер работ – 31*23*16,5 см и 32*25*18 см. Один чайник сформирован из красной глины, покрыт глазурью и оксидом меди, за счет чего создается «эффект старости». Другой чайник выполнен из белой глины – фаянса, также покрыт оксидом и прозрачной глазурью. Помимо политого обжига второй чайник был подвергнут обжигу раку. Данный метод обжига появился в Японии в 16 веке, в Европе о нем узнали только в 20 веке. Необычный вид изделия, обожженные данным способом, приобретают за счет понижения температуры и окисления. Изделия раку уникальны, художник не может узнать каким получится его изделие, пока то не остынет.

Ярким примером лепки из жгута является работа «Плач о Рае» Чухловиной Натальи из Екатеринбурга (см. приложение, рисунок 3). В данной работе сразу видна отсылка к библейской истории об Адаме и Еве. Работа Натальи изображает сидящих на камне Адама и Еву, которые сожалеют о содеянном. Адам плачет и закрывает глаза руками, в то время как Ева просто смотрит в небо, в отличии от Адама она еще не понимает, что с ними случилось. Их ноги погружены в воду, она символизирует время. В райском саду времени не было, при изгнании из рая Адам и Ева узнают о времени, «погружаются» в него как в воду. Также в данной работе вода и время являются оковами, они держат Адама и Еву, окружают все видимое пространство. Работа выполнена из шамота, покрыта цветными глазурями, высота – 45 см.

В древности плодородие изображали как обнаженную женщину, так решила сделать и художница из Сургута Инна Шевченко. Она слепила женщину, держащуюся за грудь, ручная лепка из жгута и молочение придают работе вид, будто она не из нашего времени. Размер работы – 40*32 см (см. приложение, рисунок 4).

К технике молочения прибегнул и художник из Нижневартовска Иван Демьяненко (см. приложение, рисунок 5). Название работы «Городок сихиртя» можно трактовать по-разному. Сихиртя/сиртя в ненецкой мифологии – мифический народ, который ушел жить под землю по воле бога Ца и боится дневного света. После ухода сихиртя под землю в заполярную тундру пришли ненцы – «настоящие люди». На поверхность тундры сиртя выходят по ночам или в туман, а от взгляда на солнце погибает. В быличках упоминается о браках ненцев и сихиртя, и некоторые ненцы считаются потомками сихиртя. Иногда можно увидеть сихиртя, но являются они только тому, кого ждет счастливая жизнь. Слово «сихиртя» современными этнологами трактуется в том числе и как «дух предков» и считается названием древнего субарктического этноса. На работе Ивана присутствуют энтические мотивы в виде стрел и рыб, присущие искусству народов полярного и приполярого Урала. Работа выполнена из шамота, размер – 83*55*15 см.

Скубченко Ольга – еще один художник, обратившийся к религиозным сюжетам при создании скульптуры. Работа художницы выполнена в технике ручной лепки из жгута и покрыта цветными ангобами. Крылья ангела выполнены из пластов. Название работы – «Ангел с чашей» (см. приложение, рисунок 6). В христианской вере чаша – символ искупления, веры, зачастую она является символом святых. Чаша была сосудом, который использовал Иисус во время Тайной Вечери, Адам потерял чашу бессмертия, святой Иосиф Аримафейский собирал кровь распятого Христа в чашу. В работе Ольги чаша отличается от основной части скульптуры цветом, одежда ангела, его волосы, глаза, крылья покрыты зелено-бежевым ангобом, в то время как чаша выбивается из общей массы, внутри она покрыта ангобом теплого рыжего оттенка. Зеленый цвет – цвет жизни, зарождения чего-то нового, оранжевый – цвет жизненной силы. Художница даже через цветовую гамму передала тему произведения. Размер скульптуры – 75*20*15 см. Также на выставке находилась другая работа Ольги – «Начала»(см. приложение, рисунок 7). На триеннале была представлена лишь одна часть скульптурной композиции, представляющая собой дерево с цветами, на вершине которого находится гнездо с матерью-птицей и птенцом. Работа схожа с предыдущей по стилистике и цветовому решению, в ней так же присутствуют христианские мотивы. Скульптура выполнена из шамотной глины, покрыта цветными ангобами. Точный размер работы неизвестен, высота работы ~ 60 см.

Тему «Сотворение мира» через растительный мир раскрыли Алла Кутузова, Рама Удовик и Ирина Рудая. Алла и Римма закончили Уральский Государственный Архитектурно-художественный Университет, Ирина – художница из Красноярска. Работа «Пустые плоды», выполненная Аллой состоит из четырех частей, каждая из которых создана в технике ручной лепки из жгута, покрыта оксидом меди и глазурями и подвергнута политому обжигу и обжигу раку. За исключением одной части, которая подвергнута всем вышеперечисленным процессам, за исключением обжига раку. Данный процесс художница заменила втиранием грифельного порошка в поверхность изделия (см. приложение, рисунок 8). Размер работ не указан.

Работа Риммы схожа с предыдущей работой и по смыслу, и по внешним характеристикам, и по технике исполнения. «Семена» являют собой пять листообразных пластов, покрытых глазурями и оксидом меди и обожженных по методу раку (см. приложение, рисунок 9). Размер неизвестен.

«Движения воды» Ирины Рудой - декоративная композиция, состоящая из девяти предметов, по форме напоминающих морские полипы. Каждая часть композиции имеет разный размер. Девушка вручную слепила все девять частей работы из шамотной глины, покрыла цветными глазурями, на некоторых частях присутствуют цельные куски стекла. Также работы были подвергнуты восстановлению (см. приложение, рисунок 10). Размер работ неизвестен.

Три вышеуказанные работы схоже интерпретируют тему триеннале. Художницы показали, что в семенах и плодах, под водой зарождается своя новая жизнь, которая нам не видна. Плоды являются местом зарождения, создания новой жизни, семена этой жизнью являются.

В описанных выше работах применяются различные техники, работы выполнены из разных материалов. Фактура работам придается с помощью стеков и различных подручных материалов.

Техника раку/восстановление – обжиг, при котором изделие нагревают в печи до температуры плавления глазури, температура плавления глазури зависит от ее состава. После нагревания изделие вынимают и помещают в контейнер с органикой, например, с опилом. После чего плотно закрывают крышкой, так, чтобы прекратить подачу воздуха, оставляют до полного остывания. В этот момент происходит процесс восстановления металлов содержащихся в глазурях, глиняном черепке, солях и оксидах. После того, как изделия полностью остыли, их вынимают из контейнеров и моют в воде, чтобы удалить остатки опила и лишнюю копоть.

Утильный обжиг – первичный обжиг изделия после полного его высыхания. При утильном обжиге происходит превращение глины в камнеподобное состояние. Данный процесс происходит благодаря высоким температурам ~800-900 градусов по Цельсию. Во время утильного обжига происходит выгорание физической и химической воды и органических веществ, за счет чего уменьшается размер изделия.

Политой/глазурованный обжиг – повторный декоративный обжиг изделия, при котором глазурь, покрывающая изделие, плавится и сцепляется с черепком. Температура политого обжига – от 1000 до 1200 градусов по Цельсию.

Работы керамистов на триеннале были выполнены из разных глин, так, можно отметить три основных вида глины, задействованных на выставке:

Шамот – самый часто используемый вид глины. Обычно шамот применяется для строительства или создания крупных скульптур. Также шамотом называют некоторые составляющие глины, которые изначально в нее не входят. В большинстве случаев шамот содержит большое количество камней и крупного песка, поэтому является непригодным для мелкой пластики, но добавочные материалы могут быть разного размера, следовательно, шамот может содержать мелкий песок и подходить для изготовления маленьких предметов. Температура обжига – 1000-1100 градусов по Цельсию.

Фаянс – белая глина. Является промежуточным видом глины между шамотом и фарфором. Часто используется для изготовления посуды. Температура обжига – 1100-1200 градусов по Цельсию. Одно из месторождений в России – город Конаково, Тверская область. Так как фаянс не существует в природе, люди создают данную глиняную массу из составляющих, одну из которых добывают в Тверской области.

Красная глина – терракота. Отличительной особенностью данной глины является ее цвет – от кордованского красного до охры красной. Глиняная масса является легкоплавкой, температура плавления до 1000 градусов по Цельсию. Одно из месторождений – Верхние Таволги, село в Свердловской области.

 

 

Текстиль

Помимо художников-керамистов в триеннале участвовали и художники по текстилю. Работ данной направленности было в разы больше, так как текстиль легче транспортировать. Участие принимали художники из таких городов, как Екатеринбург, Уфа, Нижний Тагил, Киров, Санкт-Петербург, Саранск, Москва, Северск, Оренбург, Ульяновск, Магнитогорск, Самара, Геленджик, Нефтекамск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Владимир, Волгогрд, Битола (Македония), Ярославль, Раменское, Набережные Челны, Ханты-Мансийск, Челябинск, Снежинск, Курск, Алматы, Рыбинск, Белово, Бостон (США), Омск, Витебск (Белоруссия), Белорецк, Пенза, Гатчина и Уренгой.

Как и керамисты, художники по текстилю по-разному подходили к теме выставки, использовали разные материалы и техники. Наиболее часто применялась техника плетения гобелена.

Одним из таких изделий является работа «Воин Алаша», выполненная Бауыржаном Досжановым из города Алматы. Гобелен соткан из шерсти, акрила и шелка (см. приложение, рисунок 11). По рассказу художника, этот воин должен защитить свою родину, но это не так просто. Позади воина стоит большой конь, он символизирует великую силу воина, на сбруе коня висит разное оружие воина, он всем им владеет, по другую сторону висят предметы быта. Но самое главное находится на переднем плане, воин с копьем. Его схожесть с канатоходцем не случайна, этим художник хотел сказать, что воин ходит на границе жизни и смерти каждый день, защищая чужие жизни, мир других людей. По одежде бойца видно что он воюет в степях востока, откуда родом и автор работы. Размер гобелена – 250*170 см.

Работа «Медвежьи пляски» Александры Елхиной из Уфы отличается от предыдущей работы и по цветовой гамме, и по смыслу. Изделие представляет собой триптих, крепящийся к деревянной панели (см. приложение, рисунок 12). С помощью цветовой гаммы работы художница делает упор на натуральность материалов. На боковых частях триптиха изображены танцующие люди в национальной одежде. Они исполняют народный танец. На центральной части триптиха изображен большой медведь, пробирающийся через чащу леса. Размер триптиха – 183*177 см. Работа выполнена из войлочного полотна, созданного из маленьких кусочков шерсти при помощи мокрого валяния, дерева, мелкий рисунок создан при помощи сухого валяния, мелкие детали прикреплены к большой части работы вручную мелкими стежками. Техника сухого валяния представляет из себя соединение кусков войлока с помощью специальной иглы, имеющей маленькие зубцы или насечки. Когда мелкие волокна шерсти зацепляются за зубцы, они запутываются и постепенно соединяются, за счет чего шерсть становится плотной, твердой и способной держать необходимую форму.

Также отличным от описанных выше работ по технике отличается работа «День третий», выполненная Светланой Бакшаевой из Нижнего Тагила. Художница изобразила сотворение Земли Богом (см. приложение, рисунок 13). На третий день Бог создал сушу, землю, моря и растения. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. ] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро» [3, ст. 12]. На работе изображены молодые растения, с неба на них падают семена, данные Богом. Работы выполнена из кружева, сетки, бумаги и семян в технике аппликации и вышивки. Семена расположены под прозрачной сеткой, которая пришита к основной поверхности работы. Размер произведения – 90*70 см.

Одна и самых крупных работ выставки – «Пир». Диптих, выполненный двумя художницами из Екатеринбурга, изображает пир всего мира, у людей всего достаточно, все хорошо(см. приложение, рисунок 14, 15). На левой части диптиха Наталья Чухловина и Ольга Севостьянова изобразили летящих ангелов, различную христианскую пищу, внимание на себя обращает церковь или часовня. На правой части основную роль играет фрагмент со сценой рождения Иисуса Христа. Обе составляющие диптиха украшены мелкими крестами, диптих включает в себя множество христианской символики. Работа выполнена из разных тканей, от хлопка, до сетки, в технике аппликации, некоторые части работы украшены самодельными керамическими бусинами. Размер каждой части – 250*110 см.

 

 

Заключение

Во время прохождения музейной практики был посещен Уральский центр развития дизайна, в котором проходила выставка триеннале. На выставке было рассмотрено множество работ относящихся к декоративно-прикладному искусству – керамике и не только. В процессе рассмотрения и изучения предметов искусства были получены новые знания, относящиеся к специальности. Например, отличия разных школ, применение необычных подручных материалов, иной от знакомого подход к видению темы. Так же было проведено ознакомление с творчеством иных народов и стран. Сфотографированы предметы керамики и текстиля, три предмета керамики уменьшены и скопированы в технике отмывки. Составлен письменный отчет о проделанной с экспонатами работе. Полученные знания пригодятся при дальнейшем процессе обучения по специальности художественная обработка керамики.

 

Библиографический список

Список литературы:

1. Всероссийская открытая выставка «II Уральская триеннале декоративного искусства»:каталог/ сост.: Е.Ю. Манерова, Г.Б. Храмцова, Э.Х. Дементьева и др. – Екатеринбург: УрГАХУ, 2019. – 152 с.: ил.

Ресурсы удаленного доступа:

2. Положение II Уральской триеннале декоративного искусства. URL: https://uraldi.ru/dkumenty/vtoraya-uralskaya-triennale-di-2019/-1/

3. Библия онлайн. URL: https://bibleonline.ru

 

 

Приложение

Рис.1

Е.А. Краснова

Чайник, 2016

Шамот, цветные массы, оксиды, глазури

 

Рис.2

Е.А. Краснова

Чайник, 2016

Шамот, цветные массы, оксиды, глазури

Рис.3

Н.А. Чухловина

Декоративная скульптура, 2018

Шамот, глазури

Рис.4

И.В. Шевченко

Декоративная скульптура, 2018

Глина, молоко

Рис.5

И.В. Демьяненко

Декоративная скульптура, 2016

Глина, молоко, дерево

Рис.6

О.М. Скубченко

Декоративная скульптура, 2017

Глина, ангобы

Рис.7

О.М. Скубченко

Декоративная скульптура, 2016

Глина, ангобы

Рис.8

А.А. Кутузова

Декоративная композиция, 2018

Шамот, глазури

 

Рис.9

Р.М. Удовик

Декоративная композиция, 2018

Шамот, глазури, оксид меди

 

Рис.10

И.И. Рудая

Декоративная композиция, 2016-2017

Глина, глазури, стекло

 

Рис.11

Б.Т. Досжанов

Гобелен, 2019

Шелк, акрил, шерсть

 

Рис.12

А.В. Елхина

Настенное панно, 2018

Войлок, текстиль, пасма

 

Рис.13

С.Г. Бакшаева

Настенное панно, 2019

Кружево, сетка, семена, бумага

Рис.14

Н.А. Чухловина, О.Н. Севостьянова

Настенное панно, 2018

Текстиль, керамика

 

Рис.15

Н.А. Чухловина, О.Н. Севостьянова

Настенное панно, 2018

Текстиль, керамика

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: