Развитие просодии
происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика.
Крик –самая первая реакция ребёнка, окрашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния. У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какому-либо фонетическому признаку
Крик-первое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностям крика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3-его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция.
Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление -протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов. По мнению А.Н Гвоздева, оно появляется в 2-3 месяца. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Эти процессы соответственно называются эхопраксией и эхолалией. Обычно, расцвет процесса гуления происходит на 4—6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка.
|
Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 5-6 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период лепет становится оформленным ритмически, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка, не выходя при этом за рамки эхолалии. Этот период обычно длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение.
Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до
1,5 года. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма
речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период
начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает
появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию,
ритм и звуковой рисунок, т.к. они являются более простыми элементами слова.
В 11-12 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т.к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе,однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н.Х.Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея.Это предположение основывается на том факте, что хорей преобладает в высказываниях взрослых при обращении к детям, их слова также имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Даже колыбельные песни хореичны по своей структуре. Стоит отметить, что большинство собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Очевидно, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Однако с развитием речи ребёнка, интонация и ритм приобретают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается.
|
|
В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Элементы просодии отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Таким образом, стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями
На следующем этапе в 2-3-летнем возрасте у детей появляется неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. В это же время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексико-грамматическим строем и фонетикой языка, развитиемеханизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией,обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе.
На этапе 4-х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса.
В 5-6 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз -паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи.
К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации.Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни.
Нарушение темпа и ритма.
Данные нарушения могут выражаться в разной степени. Лёгкая и средняя степень мало беспокоят ребёнка. При тяжёлой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа речи определяются как патологические.
1) Ускоренная речь.
Этот недостаток особенно часто наблюдается у нервных детей. Чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Речевые же навыки, как продукты крайне тонкой, точной работы головного мозга, требуют дифференцированных процессов торможения, которые развиваются лишь постепенно, достигая своего совершенства уже в зрелом возрасте. Обычно ускоренная речь детей переходит в патологическую форму лишь у детей-невропатов. Различают две формы такой речи.
Баттаризм (парафразия) – неправильно формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжёлых расстройств темпа речи.
Данное нарушение выражается в проглатывании слогов и слов, в остановке в речи. С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство. Нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразий.
Болезненная подвижность, суматошливость и торопливость во всем поведении, значительное расстройство внимания и слабость тормозного аппарата — характерные черты такого ребенка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие их.
Мышление у таких детей страдает разбросанностью, недостаточной логичностью.
Основной причиной убыстренной речи является врожденная речедвигательная недостаточность (ослабленность тормозных процессов) речевого аппарата. Отмечается отставание и в музыкальных способностях, а следовательно, и нарушение чувства ритма. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребенка — ближайшие причины этого недостатка.
Менее тяжелая форма - Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп речи (вместо 10 – 12 звуков в секунду произносится 20 – 30) без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут проявляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз. При привлечении внимания к речи у больных быстро происходит восстановление равновесие между внутренней и внешней речью, хотя темп её остаётся быстрым по сравнению с окружающими, запинки исчезают.
Наряду с нарушениями внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.
Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной НС, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.
У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные. Моторное беспокойство проявляется даже во время сна. Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объём зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность её артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребёнка, формировании его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту: одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственную приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности; другие переживают стремительность речи как заикание; третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения.
В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения люди испытывают в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.
2) Замедленная речь
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Брадилалия может быть самостоятельным нарушением, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний. Чаще всего встречается у олигофренов.
Как самостоятельное нарушение она встречается у лиц флегматичных, медлительных, вялых.
Симптоматика брадилалии разнообразна: замедленность темпа экспрессивной и импрессивной речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальность.
Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем в N, хотя образуются правильно.
При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и туже высоту, иногда появляется носовой оттенок.
Дети с брадилалией произносят фразу, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, т.к. вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.
Указанные нарушения наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении.
Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения медленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объёму, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются и особенности и психической деятельности: замедленность и и расстройство восприятия, внимания, памяти, мышления. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжёлых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.
Брадифазия (замедленная речь) патологическое явления связанное с заторможенным мышлением.
Речь замедленная, вялая, растянутая на гласных, артикуляция смазанная. Часто происходит повторение одного и того же, вставки лишних звуков, слов, словосочетаний. Причины: расстройство речи на почве психических заболеваний (шизофрения…). Неправильное речевое окружение, так же расстройство процессов возбуждения и торможения не почве болезней или нейропатической отягащенности.
Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера.
Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики.
Чистые формы спотыкания обусловлены врождёнными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечёткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлёбываний.
Речевые и неречевые нарушения при баттаризме и полтерн.
Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений проявляется при пересказе прочитанного. Предложения короткие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. Поспешность в речи приводит к спотыканию. Имеются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иногда имеются монотонность, носовой оттенок.
Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и говорят. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.
При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности.
Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения.
Люди не всегда осознают свой дефект, редко обращаются за помощью.