Нарушение темпа и ритма.




Развитие просодии

происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика.

Крик –самая первая реакция ребёнка, окрашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния. У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какому-либо фонетическому признаку

Крик-первое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностям крика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3-его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция.

Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление -протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов. По мнению А.Н Гвоздева, оно появляется в 2-3 месяца. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Эти процессы соответственно называются эхопраксией и эхолалией. Обычно, расцвет процесса гуления происходит на 4—6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка.

Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 5-6 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период лепет становится оформленным ритмически, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка, не выходя при этом за рамки эхолалии. Этот период обычно длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение.

Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до

1,5 года. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма

речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период

начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает

появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию,

ритм и звуковой рисунок, т.к. они являются более простыми элементами слова.

В 11-12 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т.к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе,однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н.Х.Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея.Это предположение основывается на том факте, что хорей преобладает в высказываниях взрослых при обращении к детям, их слова также имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Даже колыбельные песни хореичны по своей структуре. Стоит отметить, что большинство собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Очевидно, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Однако с развитием речи ребёнка, интонация и ритм приобретают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается.

В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Элементы просодии отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Таким образом, стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями

На следующем этапе в 2-3-летнем возрасте у детей появляется неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. В это же время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексико-грамматическим строем и фонетикой языка, развитиемеханизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией,обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе.

На этапе 4-х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса.

В 5-6 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз -паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи.

К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации.Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни.

Нарушение темпа и ритма.

Данные нарушения могут выражаться в разной степени. Лёгкая и средняя степень мало беспокоят ребёнка. При тяжёлой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа речи определяются как патологические.

1) Ускоренная речь.

Этот недостаток особенно часто наблюдается у нервных детей. Чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Речевые же навыки, как продукты крайне тонкой, точной работы головного мозга, требуют дифференцированных процессов торможения, ко­торые развиваются лишь постепенно, достигая своего совер­шенства уже в зрелом возрасте. Обычно ускоренная речь де­тей переходит в патологическую форму лишь у детей-невро­патов. Различают две формы такой речи.

Баттаризм (парафразия) – неправильно формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжёлых расстройств темпа речи.

Данное нарушение выражается в проглатывании слогов и слов, в остановке в речи. С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство. Нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразий.

Болезненная подвижность, суматошливость и торопли­вость во всем поведении, значительное расстройство внима­ния и слабость тормозного аппарата — характерные черты такого ребенка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают и за­поминают, как говорят окружающие их.

Мышление у таких детей страдает разбросанностью, не­достаточной логичностью.

Основной причиной убыстренной речи является врожден­ная речедвигательная недостаточность (ослабленность тор­мозных процессов) речевого аппарата. Отмечается отстава­ние и в музыкальных способностях, а следовательно, и на­рушение чувства ритма. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребенка — ближайшие причины этого недостатка.

Менее тяжелая форма - Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп речи (вместо 10 – 12 звуков в секунду произносится 20 – 30) без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут проявляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз. При привлечении внимания к речи у больных быстро происходит восстановление равновесие между внутренней и внешней речью, хотя темп её остаётся быстрым по сравнению с окружающими, запинки исчезают.

Наряду с нарушениями внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.

Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной НС, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.

У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные. Моторное беспокойство проявляется даже во время сна. Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объём зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность её артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребёнка, формировании его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту: одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственную приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности; другие переживают стремительность речи как заикание; третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения.

В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения люди испытывают в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.

 

2) Замедленная речь

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний. Чаще всего встречается у олигофренов.

Как самостоятельное нарушение она встречается у лиц флегматичных, медлительных, вялых.

Симптоматика брадилалии разнообразна: замедленность темпа экспрессивной и импрессивной речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальность.

Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем в N, хотя образуются правильно.

При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и туже высоту, иногда появляется носовой оттенок.

Дети с брадилалией произносят фразу, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, т.к. вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

Указанные нарушения наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении.

Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения медленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объёму, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются и особенности и психической деятельности: замедленность и и расстройство восприятия, внимания, памяти, мышления. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжёлых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.

Брадифазия (замедленная речь) патологическое явления связанное с заторможенным мышлением.

Речь замедленная, вялая, растянутая на гласных, артикуляция смазанная. Часто происходит повторение одного и того же, вставки лишних звуков, слов, словосочетаний. Причины: расстройство речи на почве психических заболеваний (шизофрения…). Неправильное речевое окружение, так же расстройство процессов возбуждения и торможения не почве болезней или нейропатической отягащенности.

Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера.

Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики.

Чистые формы спотыкания обусловлены врождёнными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечёткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлёбываний.

Речевые и неречевые нарушения при баттаризме и полтерн.

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений проявляется при пересказе прочитанного. Предложения короткие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. Поспешность в речи приводит к спотыканию. Имеются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иногда имеются монотонность, носовой оттенок.

Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и говорят. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения.

Люди не всегда осознают свой дефект, редко обращаются за помощью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: