Проявление насилия в спорте




В основе непреходящей популярности спорта лежит страсть человека к проверке собственных способностей на фоне других людей. Это может быть связано с желанием победить, получить превосходство над другими и занять лучшее место в обществе. Хотя сегодня спорт выполняет много разнообразных, очень похвальных и общественно полезных функций, никогда не следует забывать о том, что он в значительной степени опирается на соперничество между участниками. Нужно отметить и то, что каждый вид соревнований в большей или меньшей степени базируется на агрессии. Особенно это заметно в тех дисциплинах, где имеет место непосредственная конфронтация соперников. Наличие агрессии в этих же случаях подтверждают многочисленные правила, ставящие своей целью ее ограничение до минимума.

Б. Карольчак-Бернацка (польская исследовательница, изучающая психофизиологию спорта) перечисляет ряд характерных черт, гарантирующих успех в спорте: крайняя агрессия, неконтролируемые эмоции, высокий уровень страха, высокий уровень уверенности в себе, высокий уровень запросов, большая потребность в достижениях. Конечно, в некоторых спортивных дисциплинах, таких как стрельба из лука или стрелковый спорт, дорогой к успеху как раз является самообладание. Однако в контактных спортивных единоборствах доминируют агрессивные спортсмены, а их агрессивное поведение дополнительно укрепляется подбадриванием тренера или зрительским допингом, результатом соревнований и оценкой спортивных журналистов, в то время как так называемая пассивность наказывается [7].

Спортивные единоборства, в том числе и те, которые пришли к нам с Дальнего Востока, притягивают к себе внимание своей зрелищностью и эстетикой либо представляют собой формы удовлетворения определенных психических потребностей (идентификация, проекция, реакция, мифический ритуал).Корнями духовной само идентификации нашей культуры является древний воин и этос борьбы. насилие спорт агрессивный поведение

Противоречивость спорта на примере бокса

Практически все патологии современного спорта в настоящее время представлены в боксе. В особенности: неразрешенный допинг; давление результата; коммерциализация - спорт становится товаром; ужесточение спорта, хулиганство спортивных зрителей; коррупция; дегуманизация; деперсонализация - спортсмен становится товаром; политизация - спорт становится инструментом политической борьбы; отклонение от принципов «fairplay»в пользу прагматизма; расизм; аморальное поведение некоторых спортивных чемпионов, особенно профессионалов; негативные последствия, оказывающие влияние на здоровье занятиями спортом в раннем возрасте; частое злоупотребление в среде людей спорта стимуляторов.

Профессиональный бокс возник в симбиозе с миром преступности. Парни из окраин, например Нью-Йорка, подрастали на улице, «приобретая сноровку во время разбоев и других нарушений. В то же самое время многие из них учились боксировать в сотнях боксерских залов, главным образом для того, чтобы им было легче работать. Познание криминального мира происходило лоб в лоб с познанием боксерского мира. Оба мира проникали друг в друга, взаимно подпитывались и взаимно друг другу импонировали» [Leniarski2005]. Сенсациями остаются те боксеры, которые не впутываются ни в какие скандалы и демонстрируют высокий уровень личной культуры. Таким был чемпион мира в тяжелом весе Леннокс Льюис, таким является Владимир Кличко. защитивший кандидатскую работу по наукам о спорте.

Не все исследователи соглашаются с тем, что бокс можно назвать спортом. Приводятся примеры занятий боксом, когда был зафиксирован 361 смертельный случай на ринге с 1945 по 1993г., травмы мозга и глаз, психологические травмы, повреждения, причиненные аудитории этого жестокого зрелища и т.д. Ссылаются на варварство бокса и его связь с преступными организациями. Лиза Прокоп (австрийский политический и государственный деятель, призёр Олимпийских игр) называет профессиональный бокс «смертельным шоу». Только в 2001г. на ринге погибло 11 боксеров, а в период с 1942 по 2004 г.- 347 [7].

Заключение

Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе.

Спорт остается амбивалентной силой. Культурный контактных видов борьбы, а так же гладиаторского жестокого зрелища, исходит из низких инстинктов публики на этих спектаклях. Доходит до того, что общий низкий уровень содержания массовой культуры соединяется с частой демонстрацией в масс-медиа сцен насилия, которые в состоянии генерировать потребности подобного рода.

С другой, однако, стороны, тот же самый архетип воина может способствовать принятою этоса «неагрессивного пути». Так, боевые искусства в своем сублимированном виде могут представлять путь духовного развития и самореализации.

Социология физической культуры и спорта - составная часть социологической науки и строится на методологии общей социологии. Суть ее заключается в том, что социальная жизнь, к которой относятся и физическая культура, и спорт, - результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура и спорт, являясь неотъемлемой частью социальной жизни, - результат целостного общественного развития. Социология физической культуры и спорта обеспечивает возможность исследования социальной сущности данного процесса [6].

Велика роль социологии физической культуры и спорта в исследовании противоречий в развитии современного спорта и обосновании путей их преодоления.

https://studopedia.ru/8_182957_nasilie-v-sporte.html

Звезда против команды

Часто «звездная» ментальность телевидения и в целом индустрия развлечений влияет на изображение спорта в масс-медиа. Спортивные комментаторы восхищаются игрой суперзвезд, но не говорят о хорошей командной игре. Репортажи в газетах и на телевидении посвящены выдающимся спортсменам, также как сообщения на религиозные темы касаются в основном Папы Римского, а в правительственных новостях говорится о президенте. Такое преувеличенное внимание к индивидуальности может незаметно принижать значение работы в команде и сотрудничества для зрителя, в особенности для юного.

 

Гораздо более серьезный вопрос возникает, когда СМИ, в особенности телевидение, подробно показывает потасовку или драку на поле и даже несколько приукрашивает ее. В каком-то смысле СМИ тоже устраивает свою игру, в дополнение к спортивному матчу. Несмотря на то, что комментатор, как ему и положено, порой игнорирует серьезные трагедии, например смерть игрока или фаната, телекамера всегда фиксирует любую драку или стычку на поле или в рядах телезрителей. Когда результаты игры сообщаются позднее в вечерних новостях, то скорее всего драка, а не игра становится главной темой вечера. Даже если спортивный комментатор высказывает откровенное презрение к драке, детальное освещение ее в новостях само по себе содержит скрытое послание об истинной повестке дня.

У зрителя, в особенности юного, может сложиться представление, что победитель в драке заслуживает не меньшего восхищения, чем победитель в самой игре. «Телевидение рекламировало модель соревнования Макинро, потому что вспышки ярости, грубость и толчки более фотогеничны и живы, чем самоконтроль или игра по правилам» (Tavris, 1988, р. 193). (Джон Макинро — теннисист, один из лучших в мире. Известен тем, что приходит в ярость во время игры. Англичане запомнили его фразу: «Не может быть, чтобы вы говорили об этом серьезно», когда он не согласился с решением судьи.)

Действительно ли люди испытывают удовольствие, когда смотрят сцены с насилием? Брайант (Bryant, 1989), изучая реагирование на агрессию в спорте, обнаружил, что страстные спортивные фанаты действительно получают удовольствие, когда видят проявление грубости и даже жестокости на поле, особенно при определенных условиях. От природы более жестокие люди получают больше удовольствия от спортивной жестокости. Чем сильнее нам не нравится жертва насилия, тем больше удовольствия оно нам доставляет. Брайант писал об эксперименте, в котором белые участники, относившиеся с сильным предубеждением к неграм, радовались, когда наблюдали за автомобильной гонкой, в которой убивали черного водителя. Насилие морально «санкционировано», то есть считается приемлемым или даже необходимым, и оно больше нравится зрителям, чем несправедливое или необъяснимое. Такие моральные санкции могут иметь несколько источников, в том числе правила и условия игры, тон, который выбирает спортивный комментатор или спортивный журналист, и даже реакция других фанатов. Чем больше этих условий, тем больше зритель наслаждается насилием.

Есть также доказательства негативных поведенческих эффектов от наблюдения агрессивных видов спорта. Фанаты, которые возвращаются со студенческой игры в футбол (J. H. Goldstein & Arms, 1971), с рестлинга или с хоккейного матча (Arms, Russel, & Sandilands, 1979), проявляли больше враждебности и агрессивности, чем контрольная группа фанатов, смотревших соревнования по плаванию. Не имело значения, победила или проиграла команда, за которую они болели, была ли агрессия элементом стиля (рестлинг) или спонтанной (хоккей). Несмотря на то, что эти эксперименты не воспроизводились для фанатов-телезрителей, их результаты наводят на мысль, что присутствие агрессивности любого рода в игре немаловажно.

Порой спортивные соревнования имеют некоторые радикальные и трагические последствия. В 1969 году Гондурас и Сальвадор устроили так называемую «футбольную войну», вызванную особенно острым международным матчем. В 1985 году 39 людей в Брюсселе умерли и 450 были ранены во время ужасной драки фанатов, присутствовавших на футбольном матче между Ливерпулем (Англия) и итальянской командой. После таких происшествий фанатов стали обыскивать с помощью металлоискателей, разные страны стали обмениваться информацией о наиболее жестоких фанатах, а на стадионах между фанатами играющих команд теперь стоят вооруженные дубинками и щитами охранники. Эти меры безопасности — часть спортивной жизни, хотя те, кто смотрят телевизор, не подвергаются таким неудобствам.

Безусловно, участие в спортивных соревнованиях приносит пользу, но эта польза становится менее очевидной, когда мы просто смотрим спортивные программы или читаем обзоры спортивных соревнований. Очевидно, мы не приобретем лучшую физическую форму и здоровье, если будем смотреть футбол по ТВ, наоборот, телевизионные программы отнимают у нас время, которое мы могли бы потратить на физические упражнения. Что касается эмоций, то картина становится еще менее четкой. Снятие напряжения или эмоциональное высвобождение, то есть катарсис, наступает, когда мы освобождаемся от стресса с помощью силовых упражнений и аэробики. Некоторые психологи, следуя психодинамической традиции, относящейся еще к Зигмунду Фрейду, настаивают на том, что катарсиса можно достичь и с помощью заменяющей деятельности. Хотя эксперименты не подтвердили катарсического высвобождения агрессии после наблюдения спортивных соревнований, распространено мнение о том, что такие процессы действительно имеют место (Tavris, 1988).

Очевидно, когда человек смотрит спортивные передачи, в нем пробуждается много эмоций. Зиллман, Брайант и Запольски (1979) предложили «диспозиционную теорию спортивного фанатизма», которая описывает чувства болельщиков и фанатов. Мы испытываем радость, когда видим успех спортсмена или победу команды, причем эти радостные ощущения усиливаются или снижаются в зависимости от нашей симпатии или антипатии к команде или спортсмену. Обратное верно и для негативных чувств, которые охватывают нас, когда «наша» команда выступает неудачно или терпит поражение. Чем больше значения имеет для нас успех команды, тем больше удовлетворения мы испытываем, когда она побеждает, и тем хуже нам становится, если наша команда выступает плохо.

Женские и мужские виды спорта. Неоспорим факт, что масс-медиа гораздо подробнее и чаще пишут о мужских видах спорта, чем о женских, приблизительно 95% спортивных репортажей — о мужских видах спорта (Coakley, 1986; см. также Sabo & Jansen, 1992; Sabo & Runfola, 1990). Мужские виды спорта и соревнования собирают больше зрителей, чем женские. Тем не менее, существуют сложные взаимоотношения между репортажами и интересом фанатов. Отражают ли более подробные репортажи в прессе пристальный интерес фанатов к мужским видам спорта, или наоборот, подробные репортажи — причина большего интереса фанатов к мужским видам спорта?

Некоторые виды спорта, а именно футбол и бейсбол, относятся к исключительно мужским, в них нет параллельных женских команд. В других видах спорта, таких, как профессиональный гольф, теннис и баскетбол, есть параллельные женские лиги и состязания. Только в профессиональном теннисе и на Олимпиадах масс-медиа передают репортажи с женских соревнований и спортсменки получают не меньше внимания, чем мужчины, тем не менее, женщины и мужчины очень редко соревнуются вместе (так, Уимблдон или Кубок Дэвиса включает как женские, так и мужские соревнования, тогда как соревнования по гольфу проводятся отдельно).

Спортивные передачи и репортажи — вероятно, последний и самый неприступный бастион мужского превосходства в индустрии журналистики. Хотя женщины — ведущие, репортеры и дикторы метеорологических программ уже повсеместно распространены, женщина — спортивный комментатор или женщина-репортер (которая рассказывает о мужских видах спорта) — до сих пор исключение из правил. Лишь в 1993 году была принята на работу первая женщина — комментатор профессионального бейсбола (Шерри Дэвис, она комментировала игру «Гигантов» из Сан-Франциско). Неясно, отражает ли это отсутствие подлинное неприятие публикой женщин, нежелание мужчин доверять женщинам в этой области или просто скрытые опасения за саму индустрию спортивных телепрограмм. Очевидно, что эта проблема глубже, чем широко обсуждавшийся вопрос, стоит ли посылать женщин-комментаторов в раздевалку мужчин-спортсменов после соревнований или игр чтобы взять интервью. (Репортеры-мужчины тоже не заходят в женские раздевалки после игр; может быть, эта модель

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: