Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (педагогика) и обучаемого (учащегося) по передаче и усвоению научный знаний, формированию умений и компетенций.
Основные компоненты процесса обучения:
а) процесс обучения содержит две деятельности: деятельность педагога и деятельность учащегося.
Схема: Основные компоненты обучения
Цель - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены все усилия.
Цель обучения - создание благоприятных условий для развития личности, самореализации ее творческих способностей и потенциальных возможностей.
Результаты - это то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченной цели.
Результаты обучения - самореализующаяся личность, способная к самообучению и саморазвитию, обладающая актуальными компетенциями, способная проявлять инициативу, самостоятельность, творческое отношение к делу.
Содержание обучения – система научных знаний, практических целей и навыков, способов деятельности и мышления, компетенции, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения (образовательные стандарты, учебные программы, учебные планы, основная учебная и дополнительная литература).
Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательных задач.
Формы обучения – способы организации процесса обучения, характеризующиеся количеством обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся, степенью их самостоятельности (индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система).
Средства обучения - предметная поддержка процесса обучения. Средствами являются голос педагога, его мастерство, учебники, учебное оборудование.
|
III. Закономерности обучения
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).
К внешним закономерностям относятся:
• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
• воспитывающий и развивающий характер последнего;
• обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
• зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений, навыков и компетенций учащихся, умственного развития;
• отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
• подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;
• задачная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку.
|
IV. Принципы обучения
Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.
В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.
В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.
Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:
• наглядность как заполнение пространства между конкретным и абстрактным, в передаваемой информации;
• системность как целенаправленное упорядочивание знаний и умений обучающихся;
• активность и самостоятельность обучающихся или ограничение их зависимости от педагога;
• взаимосвязь теории и практики; эффективность отношения между целями и результатами обучения;
• доступность как создание условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
|
• народность как обращение к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.
Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.
Третий общий момент всех видов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).
V. Методы обучения
Методы обучения – это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Например, К. Роджерс выделяет следующие практические методики, облегчающие процесс обучения.
1. Предоставление ученику выбора учебной деятельности.
2. Совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы.
3. В качестве альтернативы механическому заучиванию учебного материала предлагается проблемный метод обучения. Он осуществляется посредством включения в исследование, ориентирующее на открытие.
4. Личностная значимость работы ученика достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.
5. Широкое применение различных форм группового тренинга.
6. Оптимальные группы состоят из 7–10 человек.
7. Дифференциация программированного обучения для тех учеников, у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач.
VI. Формы обучения
Форма обучения – это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.
В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:
• основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;
• урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
• ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;
• класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);
• класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
• для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
• учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
• учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;
• обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.
Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения:
• лекция — это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов;
• практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза;
• в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента;
• учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения);
• совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе;
• курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий;
• учебный год делится на семестры, зачетно-экзаменационный период и каникулы;
• каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам;
• обучение в вузе завершается сдачей государственных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности защитой выпускной квалификационной работой (ВКР).