Методология и методы научной психологии
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе”
Метод (от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание)- способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Методика - конкретная специальная процедура добывания эмпирических данных.
Методология науки - теория научного познания, она является той частью гносеологии, которая исследует методы и формы научного познания.
В том числе методология задает некоторые общие представления о реальности, т.е. имеет тесную связь с мировозрением, представлениями о человеке и его природе, сущностных характеристиках, окружающем мире, его познаваемости.
Уровни методологических знаний
Выделяют следующие структурные уровниметодологического знания:
· Уровень философской методологии;
· Уровень общенаучных принципов форм исследования;
· Уровень конкретнонаучной методологии;
· Уровень методики техники исследования.
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический.
Содержание высшего – философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.
Второй уровень – обще-научная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Методологическое знание в структуре психологического знания.
• Четкость и ясность постановки проблемы
• Мировоззренческая интерпретация
• Стратегия развития науки и практики
• Процесс развития науки и практики
• Средства для решения поставленных задач
• Оценка деятельности исследователя
Методология выполняет такие функции:
• определяет способы получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;
• направляет, предусматривает особый путь, на котором достигается определенная научно-исследовательская цель;
• обеспечивает всесторонность получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;
• помогает введению новой информации в фонд теории науки;
• обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке;
• создает систему научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитический инструмент научного познания.
Основные методологические проблемы психологии.
• Проблема отсутствия единной научной парадигм
• Психофизиологическая проблема
• Проблема соотношения биологического и социального
• Проблема объективно наблюдаемого и субъективно познаваемого
Состав и структура, специфика психологического знания
Состав психологического знания делится на содержание (информация отраженная в знаниях) и форму (языковые формы, знаковые системы). В содержании выделяют 4 вида знаний: предметное, логическое, категориальное и гносеологическое.
Предметное содержание знаний – это сведения о тех объектах, которые представлены в знании (социум, живая/неживая природа, духовный мир человека (психика) – 4 основных макрообъекта знаний (эмпирические реалии, с которыми взаимодействует человек). Человек и человечество взаимодействуют с миром, в котором живут, и для этого необходимо знать, как устроен этот мир. Прежде, чем работать с объектом, надо его знать – этим и занимается наука. Человек несет в себе живую природу, неживую природу, психику и социум.
Логическое содержание знаний – в любом знании объектов есть определенные понятия: классификация, набор утверждений (законы), гипотезы, предположения, и принципы, умозаключения, выводов и доказательства.
Категориальное содержание знаний – категория – это общее понятие. Категории разной меры общности. Кроме того, существуют категории внутри какой-нибудь предметной области. С точки зрения категории любое знание любое знание об объекте есть либо знание о его свойстве либо знание о его связях.
Гносеологическое содержание знаний. Теория познания – гносеология, которая устанавливает ход познаний от явлений к сущности. В гносеологии выделяют знания об объектах на уровне явлений, следом за ними возникает вопрос об их причинах- вторая задача любой науки. Эмпирическое (на уровне явлений) и теоретическое (о причинах) – два вида категориального знания в любой науке. – Эмпирическое – опытное, феноменологическое знание, теоретическое – причинное, объяснительное знание. Теоретическое знание добываются с помощью мышления – эмпирическое с помощью восприятия. Теоретическое знание – знание о ненаблюдаемых гипотетических объектах.