Основные структурные элементы психологического знания




1) Парадигмы (бихевиоризм, когнитивизм, фрейдизм и др.), могут называться так же подходы, ориентации, системы знания. Выполняют познавательные и мировоззренческие функции. Каждая парадигма предполагает собственные критерии адекватности знания. К парадигмам не применим единый критерий рациональности.

2) Категории – средства выражения психологического знания (сознание, деятельность, личность и др.).

3) Теории – система взаимосвязанных гипотез и утверждений относительного какого-либо феномена или системы феноменов.

Психологические теории в большинстве случаев строятся в рамках парадигм и в значительной мере зависимы от них. Обладая незначительной автономией могут ассимилировать элементы других парадигм.

4) Законы – отражают устойчивые связи явлений, устанавливаются эмпирическим путем. В психологии известны законы, относящиеся к разным уровням психического, раскрывающие разные уровни его измерения. Общее в психологических законах раскрывается как тенденция, через категории возможности и действительности. В этой связи исследуются, например: способности человека к различным видам деятельности, его общая одаренность (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов); в исследованиях психического развития говориться о резервах развития (Б. Г. Ананьев), о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский). Рассматривая психические явления в плане действительного и возможного, необходимо отметить, что возможность раскрывается системно, как многомерная, многоуровневая. Например, одаренность рассматривается как общая предпосылка развития, а та или иная способность как специальная предпосылка овладения тем или иным конкретным видом деятельности. Общая предпосылка, при этом характеризует базу психического развития индивида в целом. В то время как способность характеризует отдельные ее аспекты. Данное положение в полной мере может быть отнесено и к учению об общих и частных свойствах нервной системы (В. Д. Небылицын).

5) Обобщения – констатация связей носящих достаточно устойчивый характер. Обобщение – это переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

ОБОБЩЕНИЕ – мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенном в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе, к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам. Путем индуктивного обобщения образуются также и суждения.

6) Объяснения и интерпретации – функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект. При интерпретации психических явлений необходимо придерживаться ряда методологических принципов. Психические явления следует рассматривать такими, какие они есть на самом деле, во взаимоотношении с внешними условиями и деятельностью человека. Данный принцип требует изучать человека в процессе деятельности. Необходимо изучать человека как в наиболее типичных для него условиях, так и в наиболее нетипичных условиях.

7) Прогнозы – вероятностные суждения, выводимые из базовых утверждений теории.

8) Факты и феномены – отличаются относительно устойчивым характером, как правило, фиксируются в специально организованных психологических исследованиях. Наглядны, носят констатирующий характер.

ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся), 1) в обычном смысле – синоним понятий «истина», «событие», «результат». 2) Знание, достоверность которого доказана. 3) В логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon – являющееся),

1) необычный, исключительный факт, явление. 2) Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разу мом и составляющему основу, сущность феномена).

9) Контекст – установление условий проявления психического феномена. КОНТЕКСТ (от лат. contextus – соединение, связь), относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. п.

10) Эмпирически выявленные корреляции между феноменами.

Одним из основных принципов определения количественных критериев корреляционной связи – коэффициентов корреляции – является сравнение величин отклонений от среднего значения по каждой группе в сопряженных парах сравниваемых рядов переменных.

11) Описание – функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Способ установления связей между психическими явлениями.

Научные выводы могут начинаться словами:

• Расчет показал, что…

• Экспериментально установлено, что…

• Выявлен эффект, состоящий в том, что при… наблюдается…

• Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что…

• Различие результатов расчета и эксперимента на участке изменения… от… и до объясняется… и т. д.

12) Методики – исследовательский инструментарий. Методики должны быть адекватны предмету исследования, то есть позволять изучать его свойства в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами.

13) Технологии – операционализированный вид психологического знания; знание о применении для решения практических задач.

14) Знания, ассимилированные психологией из смежных наук.

Специфика

Психологические знания могут быть получены двумя путями: обыденным и научным.

- Естественные научные знания.

-Рассматривает факты, закономерности.

-Связана с ее объектом.

Психологические теории

Многое из того, что нам известно о человеческом мышлении и поведении, появилось благодаря различным психологическим теориям. Например, поведенческие теории демонстрируют, как обусловливание может быть использовано для изучения новой информации и поведения. Студенты-психологи обычно тратят много времени на изучение разных теорий. Некоторые из этих теорий вышли из поля зрения, в то время как другие остаются широко распространенными, но все внесли существенный вклад в понимание мышления и поведения человека. Узнавая больше об этих теориях, можно получить более глубокое понимание прошлого, настоящего и будущего психологии.

Поведенческие теории

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — это теория обучения, которая базируется на идее того, что поведение формируется через обусловливание. Разработанные такими знаменитыми психологами, как Джон Уотсон и Б.Ф.Скиннер, бихевиоральные теории доминировали в психологии в первой половине двадцатого века. Сегодня методы поведенческой теории остаются широко распространенными в терапевтических вопросах, чтобы помочь клиентам обучиться новым навыкам и принципам поведения.

Когнитивные теории

Когнитивные теории психологии фокусируются на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение задач, принятие решений, мышление и внимание.

Теории развития

Теории развития создают основу размышления о развитии и обучении человека. Если Вы когда-либо задумывались о том, что является мотивом человеческой мысли и поведения, эти теории могут оказаться полезными в понимании личности и общества.

Гуманистические теории

Гуманистические психологические теории начали набирать популярность в 1950-е гг. В то время как ранние теории делали акцент на анормальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории, наоборот, подчеркивали нравственные качества человека. Основные авторы гуманистических теорий — это Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Теории личности

Практически ежедневно мы даём описание и оценку людям вокруг нас. Осознаем мы это или нет, эти ежедневные размышления о том, как и почему люди ведут себя, подобны тому, что делают психологи. Психология личности рассматривает мысли, эмоции и поведение — все, что делает личность уникальной. Некоторые из известнейших теорий психологии посвящены личности.

Социально-психологические теории

Социальная психология помогает нам понять и объяснить социальное поведение. Авторы социальных теорий обычно концентрируются на специфических социальных феноменах, в частности, на поведении групп, просоциальном поведении, социальном влиянии, любви и многом другом.

Теории научения

Теории обучения рассматривают то, как люди обучаются и приобретают новые знания. Это междисциплинарная тема, которая часто опирается на информацию из психологии, образования, педагогического проектирования и других областей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: