Лекционная форма обучения




Тема 5. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Лекционная форма обучения

На протяжении всей истории высшей школы ведущей формой и методом обучения является лекция. Назначение лекции в настоящее время рассматривается как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

У лекционной формы обучения есть как сторонники, так и противники. Аргументы последних: – лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельность мышления; – отбивает вкус к самостоятельным занятиям; – многие студенты только механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить.

В доводах противников лекции есть доля истины, но вместе с тем, как показывает весь опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Думается, что указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.

Достоинства лекции:

1)творческое общение преподавателя с аудиторией,

2)эмоциональное взаимодействие с аудиторией,

3)экономный способ получения основ знаний в обобщенном виде,

4)активизация мыслительной деятельности,

5)побуждение к поиску, более углубленной проработке учебного материала.

От преподавателя зависит, насколько полно он использует все потенциальные возможности лекции, как ведущей формы обучения.

Основные функции лекции:

-Информационная

-Ориентирующая

-Объясняющая (разъясняющая)

-Убеждающая (доказательная)

-Воодушевляющая, увлекающая, заинтересовывающая. Интересная лекция побуждает и стимулирует работу мышления. Следует отметить, что интересна лекция, которая имеет личностный смысл. И еще, новизна учебного материала не должна быть абсолютной, так как, если все новое и не на что опереться (нет знаний), то такая лекция неинтересна.

Требования, предъявляемые к лекции:

– нравственная сторона (основная направленность лекции это воспитание студентов);

– научность, информативность (лекция должна обеспечивать современный научный уровень подачи материала);

– доказательность и аргументированность (достигается наличием в лекции достаточного количества ярких и убедительных примеров, научных доказательств, обоснований, фактов и т. д.);

– активизация мыслительной деятельности студентов;

– четкая структура и логика изложения вопросов темы (это достигается благодаря тщательно продуманному плану изложения лекции);

– эмоциональная форма изложения;

– использование методических приемов обработки подаваемой информации (выделение главных мыслей и положений; подчеркивание выводов, определений; повторение отдельных мыслей в различных формулировках);

– изложение лекционного материала доступным и ясным языком (следует разъяснять и писать на доске все вновь вводимые понятия, термины и названия);

– использование (по возможности) аудиовизуальных, технических средств и дидактического материала, в том числе, раздаточного.

В зависимости от содержания и характера излагаемого материала лекции по своей структуре могут отличаться друг от друга. Но есть общие методические положения:

1. После сообщения темы – студенты записывают план лекции. Преподаватель излагает материал в строгом соответствии с планом. В ряде случаев бывают отклонения, когда преподаватель сообщает: «Этот вопрос Вы проработаете самостоятельно по учебнику к следующему практическому занятию» и после этого переходит к рассмотрению очередного вопроса плана. Обычно студенты по плану лекции готовятся к семинарскому занятию. Возможны случаи, когда вопросы даются в более широком контексте.

2. Далее можно связать предыдущий материал с тем, что предстоит узнать. Показать место данной темы в структуре изучаемой дисциплины

3. Изложение вопроса темы может иметь как индуктивный характер (примеры, факты, которые подводят к научным выводам), так и дедуктивный (сначала определение понятия, сущность закона, а затем конкретные примеры, доказательства, возможности приложения).

4. После каждого вопроса преподаватель делает краткие выводы, используя прием повторения либо интонационно.

5. В конце лекции делается общий вывод. Это итог (квинтэссенция) того, что узнали на данной лекции.

6. В заключение можно ответить на вопросы студентов, можно сообщить следующую тему лекции, можно уточнить задание к семинарскому (практическому) занятию.

На лекции преподаватель не только дает информацию, но и руководит работой студентов, а именно:

– контролирует ведение конспекта;

– обучает методике записи и оказывает помощь в этом (замедляет темп изложения информации, делает паузы, повторения);

– использует приемы активизации и поддержания внимания (риторические вопросы, шутка-разрядка, ораторские приемы: жест, изменение позы, модуляции голоса и др.).

Соблюдение всего этого позволит решить главную психологическую задачу лекции: «Привлечь внимание студентов, захватить его и удерживать в течение всей лекции».

Передачу информации обучаемым обеспечивают следующие составляющие:

- знание материала и умение передать информацию студентам;

- хорошая дикция;

- внятное и звучное произношение;

- приветливое и доброжелательное выражение лица;

- элегантный внешний вид;

- хорошие манеры (умение держаться, устанавливать контакт, не увлекаться жестикуляцией);

- культура преподавателя, которая находит свое отражение не только в речи, но и во всем поведении

Следует отметить, что, развитие системы вузовского образования, ее гуманизация привели к появлению новых лекционных форм:

– Проблемная лекция. Если в информационной лекции дается (объясняется) готовая информация, то в проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Поставив проблему, преподаватель шаг за шагом подводит студентов к цели.

– Лекция вдвоем – это развитие проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Скажем, представители двух различных научных школ, теоретик и практик и т. д. Важно, чтобы была продемонстрирована культура дискуссии, быстрая реакция и способность к импровизации.

– Лекция – визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Подготовка такой лекции состоит в перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, схемы, рисунки и прочие виды наглядности).

Необходимо подчеркнуть, что в процессе преподавания психологических дисциплин новые лекционные формы находят все более широкое применение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: