Урок анализа лирического произведения (по выбору)




Анализ художественных особенностей лирики И. А. Бунина на примере стихотворений «Листопад», «Ночь и даль седая», «Морозное дыхание метели…» 7 класс

Цели: обучающая (предметный результат) – познакомить учащихся с особенностями художественного изображения картин природы в стихотворениях И. А. Бунина; развивать умение анализировать поэтический текст, находить в нём и комментировать изобразительно-выразительные средства (на данном занятии внимание будет уделяться звукописи, свету и цветописи как важным элементам пейзажной лирики Бунина);

Развивающая (метапредметный результат) – формировать у учащихся умение формулировать проблему, определять цель и алгоритм учебной деятельности /познавательные и регулятивные УУД/; организовать работу учащихся в группах, с целью развития коммуникативных универсальных умений;

Воспитывающая (личностный результат) – способствовать эстетическому развитию личности учеников, а также бережному отношению к родной природе.

Таблица «Результаты обучения»

  ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ
Базовый уровень Биографию изучаемых писателей, основные теоретико-литературные понятия, выделять изобр.,выраз., средства языка Выделять и осмыслять художественные средства, используемые в лирике, применять полученные знания к пониманию позиции автора Навыками анализа лирического произведения,
Повышенный уровень Понимать образную природу литературы, роль изобразительно выразительных средств; развивать художественный вкус   Навыками смыслового чтения

 

Вступительное слово учителя. Прочтение отрывка из стихот-я Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» (для создания эмоционального фона):

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Итак, сейчас мной был прочитан отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад». Стихотворение взято из одноименного лирического сборника, который И. Бунин посвятил Максиму Горькому.Оценивая книгу, Блок сказал о праве Бунина «на одно из главных мест среди современной поэзии». «Так знать и любить природу,- писал он, - как умеет Бунин,- мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».Что же повлияло на формирование столь чуткого восприятия природы у поэта?Бунин писал в автобиографии: «... в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Впечатления детских лет отразились впоследствии в произведениях писателя.

Вопросы учащимся по первым двум частям стихотворения. Приведите примеры цветовых эпитетов в данных фрагментах. Сделайте выводы о цветописи в лирике Бунина.

Итак, вы прочитали отрывок, выделили все эпитеты. Какие цвета наиболее часто встречаются? Ответы: золотой, желтый, янтарный, багряный, лиловый. Также голубой, синий, есть глаголы темнеют, синеют.

Слово учителя. Мы с вами наблюдаем, что наиболее часто встречаются цветовые эпитеты, обозначающие теплые, яркие цвета. С каким временем года ассоциируются у вас выше перечисленные цвета? (осень) Можно ли сказать, что автор отрицательно относится к этому времени года? Ответ: нет, у автора радостное восприятие этого времени года. Он дает красочные описания осеннему лесу (приводят примеры): лес, точно терем расписной, березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

Слово учителя: все верно, даже цветовые эпитеты, обозначающие холодные цвета, вовсе не омрачают картину природы, а лишь придают ей яркости, блеска. Теперь мы с вами обратимся к другому стихотворению И. А. Бунина «Ночь и даль седая…». Следует выразительное прочтение его учащимся.

Слово учителя: как вы думаете, почему в данном стихотворении можно говорить не о цветописи, а о светописи? Попробуйте дать свое определение этого художественного приема.

Вы выделили «световые» эпитеты. Что вы можете сказать о роли света в данном стихотворении? Какие у вас впечатления возникают?

Перечитайте стихотворение «Ночь и даль седая…». С помощью каких деталей создается образ тишины? Обратите внимание на роль звукописи: как вы думаете, зачем автор использует этот художественный прием в стихотворении?

Слово учителя: на примере двух стихотворений Бунина мы увидели, что поэт очень щедр на цветовые, звуковые и световые описания. Но такое встречается не во всех его произведениях. Обратимся к следующему стихотворению поэта «Морозное дыхание метели…». Какую особенность вы здесь отметите? (встречается мало цветовых эпитетов, цвета лишь черный и белый. Сама картина довольно мрачная; небо низко и черно, обрывки туч порой темнеют в нем).

Морозное дыхание метели
Ещё свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.
Ночное небо низко и черно, —
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно
И холодом созвездий пламенеет.
Обрывки туч порой темнеют в нём…
Но стынет ночь. И низко над землею
Усталый вихрь шипящею змеёю
Скользит и жжёт своим сухим огнём.

Слово учителя: Бунин очень любит контрастное сочетание тёмного, сумрачного, чёрного и светлого, серебристого, белого, туманного, звёздного сияния. В данном стихотворении уже не та радостная картина, которую мы увидели в «Листопаде». Перед нами загадочное звездное небо, тьма, таинственный лес, снег и холодные созвездия. Какие мысли у вас вызывают звуковые описания в данном стихотворении?

Вывод: итак, сегодня мы проанализировали художественные особенности трех стихотворений Ивана Алексеевича Бунина. Мы уделили внимание цветовым, звуковым и световым эпитетам и на основе анализа можем прийти к выводу, что для пейзажной лирики Бунина очень характерно использование подобных художественных средств. Они показывают нам чуткое, яркое восприятие поэтом окружающей его природы. Перед нами встают то радостные и яркие, то мрачные, загадочные, холодные пейзажи.Поделитесь вашими впечатлениями от прочитанных на уроке стихотворениях.

Домашнее задание: выучить наизусть по выбору одно стихотворение И. А. Бунина на тему пейзажной лирики.

Список литературы:Литература. 7 класс. Методические рекомендации. Устинова Л., Бердышева Л./План-конструктор или технологическая урока по учебнику Б. Ланина «Литература», 7 класс (тема:«Пейзажная лирика русских поэтов» (технологическая карта изучения темы)./ Учебное пособие. История русской литературы. Серебряный век. авт., Бердникова О. А.

 

Урок анализа стихотворений Баратынского Е.А. «Весна, весна! Как воздух чист!» (6 класс)

Цели: обучающая (предметный результат) – познакомить учащихся с особенностями художественного изображения картин природы в стихотворениях Е. А. Баратынского; развивать умение анализировать поэтический текст, находить в нём и комментировать изобразительно-выразительные средства

Развивающая (метапредметный результат) – формировать у учащихся умение формулировать проблему, определять цель и алгоритм учебной деятельности /познавательные и регулятивные УУД/; организовать работу учащихся в группах, с целью развития коммуникативных универсальных умений;

Воспитывающая (личностный результат) – способствовать эстетическому развитию личности учеников, а также бережному отношению к родной природе.

Слово учителя:Ребята, наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе. Что означает слово пейзаж? (ответы учащихся)

Слайд 1

- Пейзаж – (фр.) картина природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

О чем же пойдет речь на нашем уроке?Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ребята с помощью учителя формулируют тему урока. Пейзажная лирика Е. А. Баратынского

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Вспомните, что такое эпиграф? (ответ учащихся:отражает главную мысль).

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев

Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

Теперь мы познакомимся с краткой биографией Е. А. Баратынского (прочтение сообщения учащимся)

Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет.

Давайте послушаем стихотворение. Вот как Евгений Абрамович Баратынский пишет о весне (выразительное прочтения стиха учащимся).

Беседа:

- Какова тема стихотворения?

- Какие приметы весны видит автор? - Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

Выводы делает один из учащихся (учитель корректирует ответ). Стихотворение Баратынского посвящено весне, поэт воспевает это время года. У стих-я особый, торжественный настрой, который придается не только восклицательными предложениями, но и олицетворениями, которые часто здесь встречаются (ласкаясь к солнечным лучам, летают облака). Ощущение движения и всеобщего пробуждения создается глаголами шумят, блестят, ревет, взвился).

Итоговое слово учителя:Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое (запись в тетрадях).

Д/з Выучить наизусть одно из стихотворений Е. А. Баратынского на выбор (пейзажная лирика)

Список литературы:Коровина, Журавлев: Литература. 6 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 2. ФГОС

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: