Общественно-политическая жизнь БССР




Введение

На рубеже 1920—1930-х гг. партийно-государственное руководство СССР во главе с И. В. Сталиным взяло курс на осуществление администра­тивно-командных методов построения социалистического общества. Был сделан переход от демократизации общественно-политической жизни БССР в годы нэпа к централизованному плановому руковод­ству жизнью общества в годы первых пятилеток. В условиях суще­ствования однопартийной политической системы руководящая ком­мунистическая партия стала фактически выполнять функции органа государственной власти, который осуществлял полный контроль над всеми сферами жизни общества. Советы депутатов трудящихся, профсоюзы, комсомол рассматривались коммунистической партией только в качестве проводников ее идей среди населения.

Постепенно складывался режим личной власти И. Сталина и культ личности — чрезмерное возвеличивание его роли и припи­сывание ему определяющего влияния на ход исторических событий. Среди государственных руководителей господствовала сталинская теория об усилении классовой борьбы по мере продвижения совет­ского общества к окончательному построению социализма.

Основные события общественно-политической жизни БССР в конце 1920-х – 1930-е гг. были связаны с отказом от новой экономической политики и белорусизации, проведением политических репрессий и необоснованными обвинениями во враждебной для советской власти деятельности. В этих условиях Советы депутатов трудящихся, общественные организации утрачивали свою роль. В то же время усилилась роль Народного комиссариата внутренних дел, который стал использоваться для расправ с теми, чья позиция противостояла или не совпадала со сталинской.

Цель данной работы – показать и раскрыть истоки массовых репрессий на территории БССР, проанализировать роль и значение изменений в общественно-политической жизни.

 

Общественно-политическая жизнь БССР

Введение НЭПа в начале 1920-х гг. объективно содействовало демократизации общественно- политической жизни, распространению и закреплению форм государственного строя, основанных на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. Это происходило в условиях закрепления в БССР однопартийной политической системы и приостановления деятельности политических партий не большевистской ориентации.

Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов под руководством большевиков, входивших в их состав, закрепляли связь с массами. Профсоюзы как объединения трудящихся по профессиям вели борьбу с безработицей, принимали активное участие в восстановлении производства, укреплении трудовой дисциплины и ликвидации безграмотности.

Советская общественно-политическая система в годы проведения новой экономической политики характеризовалась укреплением однопартийной политической системы и постепенным прекращением деятельности политических организаций, которые противостояли большевикам. Советы депутатов, Коммунистический союз молодежи Беларуси, профсоюзы рассматривались Коммунистической партией (большевиков) Беларуси (КП(б)Б) в качестве проводников ее идей среди населения.

Начиная с 20-х гг., как в целом по СССР, так и в Беларуси сформировался своеобразный репрессивный механизм, который включал в себя как законодательную базу, так и систему судебных и несудебных органов и исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Постепенно к концу 1920-х гг. начинает устанавливаться полный контроль государства над всеми сферами жизни общества. Такой общественно-политической системе было свойственно наличие всеобщей государственной идеологии, т. е. системы взглядов, при которой в качестве главного провозглашался классовый подход в строительстве нового общественного строя — социализма.

С 1929 г. «дела» классовых врагов стали рассматривать так называемые «тройки» (первый секретарь райкома, председатель райисполкома и начальник местного отделения ГПУ). Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование приговоров и помилование не допускалось. Приговор к высшей мере наказания выполнялся без промедления.

Кодексом редакцией с 1926 года до 1928 года пользовались в БССР. Широко известна печально знаменитая статья 58 этого Кодекса — “Контрреволюционные преступления”. Она имела 14 пунктов, по 13 из них предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Наиболее часто в 1930-е годы обвинения предъявлялись именно по статье 58: пункту 1 (измена Родине), п. 6 (шпионаж), п. 7 (подрыв государственной промышленности, транспорта, кооперации), п. 8 (совершение террористических актов), п. 10 (контрреволюционная /антисоветская/ пропаганда и агитация), п. 11 (участие в контрреволюционной организации).

Политика белорусизации

Белорусизация как составная часть советской национальной политики.

Политика национально-культурного строительства имела истоки в белорусском национально -освободительном движении, в идеях национального возрождения.

Белорусизацией называется политика Коммунистиче­ской партии (большевиков) Беларуси в период с 1924 г. до конца 1930-х гг., которая содействовала национально-государственному и национально-культурному строительству БССР. Белорусизация предусматривала целый комплекс мероприятий по возрождению белорусской культуры, школы, языка. Среди них: перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык; перевод государ­ственного аппарата на белорусский язык; выдвижение белорусов по национальности на управленческие должности (коренизация); орга­низация научно-исследовательской деятельности по всестороннему изучению Беларуси. В 1922 г. по инициативе народного комиссара просвещения Всеволода Макаровича Игнатовского был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). С основанием издательств «Беларусь» и «Белтрестпечать» стали издаваться газеты, журналы, учебники на белорусском языке и языках других народов, населявших Беларусь.

При проведении белорусизации необходимо было учитывать некоторые особенности национального состава населения и их долю в правительственных структурах. В национальной структуре республики белорусы составляли 80%, евреи - 8,2%, русские - 7,7%, поляки - около 2%, украинцы - 0,7%, латыши - 0,3%, татары - 0,1%, другие - 0,2% населения. Белорусы преимущественно жили в деревне, евреи в городах и составляли от 40 до 60% жителей. Это вносило специфику в языковую ситуацию: русскоязычный город и белорусскоязычная деревня. Многолетняя полонизация и русификация привели к относительной неразвитости форм культуры, формировали у крестьян комплекс неполноценности родного языка. Доля белорусов в составе партийных, советских и хозяйственных органов не достигала и половины. Так, из 13 членов ЦБ КП(б)Б в 1922 г. белорусов было 5, евреев 6, других - 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 (41,8%) были белорусами, 34 (45,9%) - евреями, 9 (12,1%) - других национальностей. Эти обстоятельства осложняли проведение белорусизации.

Белорусизация набирала силу, принимала целенаправленный характер, становилась официальной политикой. В марте 1923 г. на VII съезде КП(б)Б и в июле на Пленуме ЦК КП(б)Б были сформулированы основные принципы белорусизации, определен комплекс мероприятий по возрождению края, развитию белорусского языка и культуры, выдвижению и воспитанию кадров. Пятнадцатого июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР приняла постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в результате чего белорусизация стала государственной политикой. Была сформирована специальная комиссия по осуществлению национальной политики во главе с А. Хацкевичем.

Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Белорусизацию ЦИК, Совнаркома, Наркомата образования, Наркомзема планировалось завершить за один год, все остальные организации и учреждения за 2-3 года. Сотрудники этих аппаратов изучали белорусский язык, и на нем велось делопроизводство. В 1927 г. 80% работников центральных учреждений уже владели белорусским языком. Основные республиканские документы печатались на четырех языках: общесоюзные - на белорусском и русском, общественно-правовые - на белорусском и одном из трех равноправных языков.

Решение языкового вопроса. В Конституции БССР 1927 г. было законодательно закрепле­но положение о том, что благодаря значительному преобладанию в БССР «населения белорусской национальности белорусский язык определялся как язык, преобладающий для взаимоотношений между государственными, профессиональными и общественными учрежде­ниями и организациями».

К 1928 г. около 80% школ было переведено на белорусский язык обучения. Вместе с тем открывались школы с родным языком обучения для национальных меньшинств. В 1927 г. преподавание в школах БССР велось на восьми языках. На рабфаках, в вечерних школах, школах рабочей и крестьянской молодежи, а также в советско-партийных школах вводилось обязательное изучение истории, экономики и географии Беларуси, белорусского языка и литературы. Широкое развитие получило краеведение.

Одним из центральных направлений белорусизации была так называемая «коренизация», воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу. Ставилась задача выдвижения представителей коренного населения не по национальному признаку, а по деловым качествам, знанию языков и особенностей Беларуси. Поэтому доля белорусов в этих органах в 1929 г. почти не изменилась в сравнении с 1925 г. В 1929 г. доля белорусов в административных органах по-прежнему составляла 51,3%, русских - 18%, евреев - 24,8%, поляков - 0,1 %, других - 5,8%. В хозяйственных органах доля белорусов равнялась 30,8%, русских - 13,1%, евреев - 49,3%, поляков - 1,1%, других - 5,7%.

Темпы белорусизации, административные методы ее проведения, нарушение принципа добровольности использования того или иного языка давали основание для недовольства этой политикой.

Несмотря на некоторые недостатки и перекосы, белорусизация помогла населению республики осознать себя нацией, пробудила его политическую и общественную активность.

В конце 20-х гг. в национальной политике определилась тенденция к ее свертыванию. Об этом свидетельствует кампания по разгрому так называемого «национал-демократизма». На съезде КП(б)Б (ноябрь 1927 г.) было решено, что мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Беларуси, который в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием, в условиях диктатуры пролетариата превратился в контрреволюционное явление. Поэтому против него необходимо вести борьбу. Мысль об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма пронизывала все решения XII съезда КП(б)Б (февраль 1929 г.). Предписывалось твердо проводить пролетарскую линию в культурном строительстве. В скором времени термину «национал-демократизм» была дана новая трактовка. Под ним стали пониматься правая опасность в культурном строительстве и тенденция ставить национальные интересы выше классовых. Национал-демократизм стали приравнивать к национал-фашизму, объявлять враждебной Советской власти идеологией и практикой, которые имели целью реставрацию капитализма. Социальной основой «нацдемовщины» было объявлено кулачество.

Первых секретарей ЦК КП(б)Б Я. Гамарника, М. Пиляра, которые выступали против поиска врагов народа, отозвали из Беларуси. На их место прислали К. Гея и Р. Рапопорта, которые запустили машину борьбы с врагами народа. Первыми жертвами стали А. Червяков, Д. Жилунович и В. Игнатовский.

Любовь к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: