Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
Оросник разработан И.М. Марковской и предназначен для оценки детско-родительских отношений.
Опросник состоит из 60 утверждений, степень своего согласия с которыми респонденту необходимо выразить путем выбора одного из пяти предложенных вариантов ответа.
Существует несколько различных вариантов данного опросника. В проведенном исследовании применялись варианты опросника для родителей подростков и для родителей дошкольников и младших школьников.
Обработка результатов тестирования респондентов по данному опроснику осуществляется путем начисления баллов по следующим шкалам:
1. Нетребовательность – требовательность родителя;
2. Мягкость – строгость родителя;
3. Автономность – контроль по отношению к ребенку;
4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю;
5. Отвержение – принятие ребенка родителем;
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
7. Несогласие – согласие между ребенком и родителем (вариант опросника для родителей подростков); Тревожность за ребенка (вариант опросника для родителей дошкольников и младших школьников);
8. Непоследовательность – последовательность родителя;
9. Авторитетность родителя (вариант опросника для родителей подростков); Воспитательная конфронтация в семье (вариант опросника для родителей дошкольников и младших школьников);
10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
За выбранные варианты ответа на каждое утверждение испытуемым начисляется от 1 до 5 баллов; показатели по шкалам могут варьировать в диапазоне от 5 до 25 баллов.
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ)
|
Авторы Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В. В.
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Опросник существует в двух вариантах — для родителей детей и родителей подростков.
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал.
Чтобы определить, каким образом родители воспитывают ребенка, в опроснике измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-запретов к ребенку, чрезмерность требований-запретов, строгость санкций за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.
Следующим этапом можно получить ответ на вопрос, почему они воспитывают его так, а не иначе, измерив 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Это следующие шкалы:
12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи,
14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний,
16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
Опросник «Сознательное родительство»,
Разработан М.О. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой и предназначен для оценки осознанности родительской роли. Опросник имеет две различные формы, разработанные соответственно для матерей и отцов. Методика включает 48 вопросов, на каждый из которых испытуемому необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа, и 7 шкал:
|
1. Родительские позиции;
2. Родительские чувства;
3. Родительская ответственность;
4. Родительские установки и ожидания;
5. Семейные ценности;
6. Стиль семейного воспитания;
7. Родительское отношение.
Показатели по перечисленным шкалам могут варьировать в диапазоне от 6 до 30 баллов. Также методика содержит шкалу лжи.
Шкалы оценки согласованности позиций обоих родителей не учитываются в проведенном исследовании, т.к. в состав изучаемой выборки вошли только матери детей с нарушенным психическим развитием, отягощенным соматическими заболеваниями.
2.4. Характеристика выборки исследования
Эмпирическое исследование особенностей отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья и их дефектам проводилось марта по май 2016 года в городе Москва на базе лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения в ФГАУ НЦЗД Министерства здравоохранения Российской Федерации. В исследовании приняли участие 40 родителей детей с тяжелыми соматическими заболеваниями различной этиологии, проходящих реабилитацию в данном учреждении. В связи с статистически низкой активностью участия отцов в сопровождении детей в ходе прохождения реабилитационных мероприятий для обеспечения однородности выборки в её состав были включены только матери детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
|
25% выборки – матери детей с врожденным органическим поражением центральной нервной системы, приведшей к умеренной или тяжелой степени нарушения интеллекта (F71-F73) в возрасте от 3-х до 10-ти лет.
25% выборки - матери детей с врожденным органическим поражением центральной нервной системы, приведшей к умеренной или тяжелой степени нарушения интеллекта (F71-F73) в возрасте от 11-ти до 17-ти лет.
25% выборки - матери детей с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития или СДВГ, находящихся на реабилитации тяжелых соматических заболеваний органов и систем, отличных от ЦНС в возрасте от 3-х до 10-ти лет.
25% выборки - матери детей с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития или СДВГ, находящихся на реабилитации тяжелых соматических заболеваний органов и систем, отличных от ЦНС в возрасте в возрасте от 11-ти до 17-ти лет.
В процессе работы исследовали полные семьи, так как среди проходящих реабилитацию, встречаются в основном дети из полных семей и вкрапление в выборку нескольких неполных семей, сделает ее неоднородной. Влияние фактора неполной семьи на проблему отношения родителей к дефекту ребенка само по себе требует отдельного исследования.
Возраст матерей из групп с детьми младшего возраста (3-10 лет) варьируется от 26 до 35 лет. У матерей из групп с подростками (11-17 лет) диапазон возрастов от 32 до 43 лет.
В группах матерей с детьми, у которых диагностирована умеренная и тяжелая умственная отсталость, 20 % имеют только среднее образование и 80% имеют высшее образование. Группа, собранная для исследования семей с детьми, имеющими легкие нарушения, представлена матерьми, среди которых 40% имеют среднее образование и 60% высшее. Различие между группами небольшое, но его наличие может вполне быть обусловлено тем, что недостаток образования родителей часто влияет на увеличение фактора педагогической запущенности, который увеличивает число детей с легкими нарушениями.