III. Педагогика как часть философии. Педагогика в системе наук о человеке




Лекция №1

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫНАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие «педагогики». Объект и предмет педагогики.

2. Особенности педагогики как науки.

3. Педагогика как часть философии. Педагогика в системе наук о человеке.

4. Структура современной педагогической науки.

5. Методы педагогического исследования.

6. Основные этапы становления и развития педагогических идей.

 

I. Понятие «педагогики». Объект и предмет педагогики

Педагогика - от греческого слова «пайдагос» (пайд - дитя, гогос - веду) - означает «детоводство» или «дитяведение».

Педагогика - это наука о закономерностях обучения и воспитания подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.

Объект педагогики - образование.

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Функции педагогической науки:

1) Теоретическая функция:

– изучение передового и новаторского педагогического опыта (описательный уровень);

– выявление эффективности деятельности педагогов и обучаемых, установление условий и причин их обеспечивающих (диагностический уровень);

– экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на этой основе моделей преобразования исследуемой действительности (прогностический уровень).

2) Технологическая функция:

– разработка соответствующих методических материалов: учебных планов, программ, учебников, учебно - методических рекомендаций (проективный уровень);

– внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику (преобразовательный уровень);

– оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания (рефлексивный и корректировочный уровень).

 


II. Особенности педагогики как науки

Особенности педагогики как науки определяются:

Ø Ее структурой, включающей педагогическую практику, педагогическую теорию, уровни анализа педагогических явлений и процессов, собственные методы педагогики.

a) педагогическая практика определяет основные направления и формы развития педагогики;

b) педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что способствует развитию педагогической науки;

c) методы педагогики как способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов, дают возможность педагогики достигать нужных результатов;

d) уровни анализа в педагогике позволяют всесторонне и точно исследовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы об их со­держании и специфике функционирования.

Ø Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и фак­торы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.

Ø Педагогика рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста.

 

III. Педагогика как часть философии. Педагогика в системе наук о человеке

Ø Философия - помогает педагогики определить смысл и цели воспита­ния, правильно учитывать действия общих закономерностей человече­ского бытия и мышления, продуцирует создание педагогических кон­цепций и теорий, задает ракурс педагогического поиска и служит мето­дологическим основанием педагогики.

Ø Психология - помогает педагогике строить образование в соответствии со свойствами человеческой природы, естественными потребностями и возможностями человека, механизмами и законами психической дея­тельности и развития личности.

Ø Анатомия и физиология - составляет базу для понимания биологиче­ской сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сиг­нальной систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ø Медицина - привела к появлению коррекционной педагогики, предме­том которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Ø Антропология - помогает педагогике рассматривать природу условно­го человека в его многомерности и многоличности.

Ø Социология - помогает педагогике выявлять основные тенденции раз­вития тех или иных слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Ø Политология - помогает педагогике выявить условия и механизмы ста­новления человека в качестве субъекта политического сознания, воз­можности усвоения политических идей и установок.

Ø Формы связи педагогики другими науками:

• использование педагогикой основных идей, теоретических по­ложений, обобщающих ввыводов других наук;

• творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках;

• применение в педагогике конкретных результатов исследова­ний, полученных в психологии, физиологии, социологии и дру­гих науках;

• участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: