Лекция №1
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫНАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие «педагогики». Объект и предмет педагогики.
2. Особенности педагогики как науки.
3. Педагогика как часть философии. Педагогика в системе наук о человеке.
4. Структура современной педагогической науки.
5. Методы педагогического исследования.
6. Основные этапы становления и развития педагогических идей.
I. Понятие «педагогики». Объект и предмет педагогики
Педагогика - от греческого слова «пайдагос» (пайд - дитя, гогос - веду) - означает «детоводство» или «дитяведение».
Педагогика - это наука о закономерностях обучения и воспитания подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.
Объект педагогики - образование.
Предмет педагогики - целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Функции педагогической науки:
1) Теоретическая функция:
– изучение передового и новаторского педагогического опыта (описательный уровень);
– выявление эффективности деятельности педагогов и обучаемых, установление условий и причин их обеспечивающих (диагностический уровень);
– экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на этой основе моделей преобразования исследуемой действительности (прогностический уровень).
2) Технологическая функция:
– разработка соответствующих методических материалов: учебных планов, программ, учебников, учебно - методических рекомендаций (проективный уровень);
– внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику (преобразовательный уровень);
– оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания (рефлексивный и корректировочный уровень).
II. Особенности педагогики как науки
Особенности педагогики как науки определяются:
Ø Ее структурой, включающей педагогическую практику, педагогическую теорию, уровни анализа педагогических явлений и процессов, собственные методы педагогики.
a) педагогическая практика определяет основные направления и формы развития педагогики;
b) педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что способствует развитию педагогической науки;
c) методы педагогики как способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов, дают возможность педагогики достигать нужных результатов;
d) уровни анализа в педагогике позволяют всесторонне и точно исследовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы об их содержании и специфике функционирования.
Ø Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.
Ø Педагогика рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста.
III. Педагогика как часть философии. Педагогика в системе наук о человеке
Ø Философия - помогает педагогики определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, продуцирует создание педагогических концепций и теорий, задает ракурс педагогического поиска и служит методологическим основанием педагогики.
Ø Психология - помогает педагогике строить образование в соответствии со свойствами человеческой природы, естественными потребностями и возможностями человека, механизмами и законами психической деятельности и развития личности.
Ø Анатомия и физиология - составляет базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальной систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ø Медицина - привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.
Ø Антропология - помогает педагогике рассматривать природу условного человека в его многомерности и многоличности.
Ø Социология - помогает педагогике выявлять основные тенденции развития тех или иных слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Ø Политология - помогает педагогике выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.
Ø Формы связи педагогики другими науками:
• использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих ввыводов других наук;
• творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках;
• применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;
• участие педагогики в комплексных исследованиях человека.