Введение
Одной из важных функций торгового менеджмента является управление персоналом. Специфика реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности торговых предприятий.
Отличительной особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли (в общей сумме издержек обращения розничных торговых предприятий затраты на содержание персонала составляют 40-50%).
Необходимость приближения к покупателям пунктов продажи товаров массового спроса (а они составляют преимущественную часть продовольственных товаров и значительную часть непродовольственных товаров) затрудняет возможности их концентрации. Поэтому основу розничной торговой сети составляют небольшие магазины с численностью работников до 15 человек. В таких магазинах существенно ограничены возможности узкого профессионального и технологического разделения труда, что вызывает соответственно высокую долю совмещения трудовых функций работниками.
Целью данной курсовой работы является разработка стратегии управления торгового предприятия ООО «Медиан». Для этого необходимо выяснить, как внутрифирменная политика фирмы складывается на состав, количество, численность персонала, его производительность и внутреннюю мотивацию. Требуется узнать, какие мероприятия по управлению персоналом необходимы для положительного функционирования фирмы в целом.
Задачей курсовой работы является анализ общих принципов управления торговым предприятием, анализ производительности и стимулирования труда. Необходимо рассмотреть хозяйственную деятельность торгового предприятия ООО «Медиан», а также необходимо найти и оценить возможные резервы роста производительности труда на предприятии.
|
Данная тема является актуальной, т.к. разработка успешных мероприятий по управлению персоналом на предприятии торговли является одним из необходимых условий повышения производительности труда на предприятии торговли, а, следовательно повышение прибыли на предприятии в целом.
На примере ООО «Медиан» мы рассмотрим все выше перечисленное.
Глава 1. Общие принципы управления производительностью труда на торговом предприятии
Управление производительностью труда
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда.Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ и в графическом виде представлено на рисунке 1.
Построение системы показателей, в наибольшей степени характеризующих производительность труда персонала данного предприятия, является одной из важнейших предпосылок эффективного управления этим процессом. Процесс построения системы таких показателей основывается на следующих основных принципах:
|
a) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и профессиям работников торгового предприятия. В практике оценки труда работников торговли такой подход принят в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (в нашей стране это понятие на протяжении многих лет не применялось по отношению к персоналу управления в связи со сложностью оценки результатов его труда);
b) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты только живого труда. В принципе возможна оценка производительности с использованием объема затрат не только живого, но и овеществленного труда, но такая оценка не входит в систему управления персоналом;
Принципиальная формула расчета производительности труда имеет следующий вид:
(1)
где | производительность труда; | |
объем (результат) деятельности работника (группы работников, персонала в целом) за определенный период времени; | ||
объем затрат живого труда за определенный период времени. |
Как результаты, так и затраты труда на предприятиях торговли могут быть выражены различными показателями.
Система основных из этих показателей приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система основных показателей оценки результатов и затрат труда на предприятиях торговли
Показатели оценки результатов труда | Показатели оценки затрат труда |
1. Объем продажи товаров и реализации платных услуг | 1. Среднесписочная численность персонала в целом |
2. Объем товарооборота в целом | 2. Среднесписочная численность работников отдельных категорий, профессий, специальностей, уровней квалификации |
3. Объем продажи отдельных групп товаров в стоимостных показателях | 3. Число отработанных четовеко-днсй |
4. Объем продажи отдельных видов товаров в натуральных показателях | 4. Число отработанных человеко-часов |
5. Объем реализации платных услуг | 5. Общая сумма фонда заработной платы |
6. Количество предоставленных покупателям услуг в натуральных показателях | 6. Общая сумма совокупных затрат на содержание персонала |
7. Объем отдельных видов выполненных вспомогательных операций (фасовочные операции, погрузочно-разгрузочные операции и т.п.) | |
8. Объем отдельных видов выполненных хозяйственных операций (закупка товаров и т.п.) в стоимостных или натуральных показателях |
|
Комбинируя сочетание различных показателей оценки результатов и затрат труда, можно получить обширную систему показателей производительности труда для конкретных условий работы любого торгового предприятия. В процессе такого комбинирования могут быть охвачены все виды и уровни его деятельности.