Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии осуществляется на основе ее анализа. При проведении такого анализа используется избранная для оценки система основных и вспомогательных показателей производительности труда.
В процессе поиска возможных резервов роста производительности труда, следует иметь в виду, что ее повышение на предприятиях торговли может быть достигнуто при соблюдении любого из перечисленных ниже условий:
1.Результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда уменьшаются:
Р
ЗТ
2. Результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда остаются неизменными:
Р
ЗТ
3. Результаты деятельности работников возрастают, затраты труда также возрастают, но меньшими, темпами:
Р > ЗТ
4. Результаты деятельности работников остаются неизменными, а затраты труда снижаются:
Р
ЗТ
5. Результаты деятельности работников снижаются, затраты труда также снижаются, но большими темпами:
Р < ЗТ
Каждая из этих моделей поиска резервов роста производительности труда может быть использована торговым предприятием на отдельных этапах его развития, и на конкретных стадиях конъюнктуры потребительского рынка.
Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов роста производительности труда на предприятии, организуется в разрезе основных направлений его деятельности. Эти направления подразделяются обычно на следующие основные группы:
1. Организационные. К ним относятся мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием; совершенствованию форм товарной специализации отдельных структурных единиц и подразделений; внедрению прогрессивных форм организации труда; совершенствованию режимов работы магазинов и т.п.;
|
2. Технические. К ним относятся мероприятия по повышению уровня механизации труда работников; внедрению более производительных машин, механизмов и оборудования; повышению коэффициентов использования машин и механизмов во времени и по мощности и т.п.;
3. Технологические. К ним относятся мероприятия по внедрению прогрессивной технологии товародвижения с использованием тары-оборудования; внедрению прогрессивных методов продажи товаров и новых видов торговых услуг покупателям; совершенствованию технологии осуществления погрузо-разгрузочных работ и т.п.;
4.Экономические. К ним относятся мероприятия по формированию центров ответственности на базе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельного распоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участия наемных работников в прибылях и т.п.;
5.Социальные. К ним относятся мероприятия по укреплению трудовой дисциплины на предприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданию благоприятного психологического климата и т.п.
Реализация многих из этих мероприятий может быть осуществлена на каждом торговом предприятии, в его структурных единицах и подразделениях, на конкретных рабочих местах.
Заключение
В заключение работы сделаем соответствующие выводы:
Ознакомившись с теоретической основой, и изучив на примере внутрифирменного управления ООО «Медиан», мы определили основные направления деятельности компании на данном этапе. Сравнение с похожими предприятиями торговли показывает, что в поисках эффективных форм стимулирования труда, в правилах производственной дисциплины, в энтузиазме новаторов и предпринимателей, инициирующих нововведения, есть много общего.
|
Мы проанализировали общие принципы управления предприятием, анализ производительности и стимулирования труда. Также мы рассмотрели хозяйственную деятельность торгового предприятия ООО «Медиан», а также необходимо нашли и оценили возможные резервы стратегического роста производительности труда в компании.
Из опыта политики ООО «Медиан» можно почерпнуть немало полезного и необычного для традиционной практики. Прежде всего, можно извлечь следующее: эффективное управление в ООО «Медиан» признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компании и достижения ей экономического успеха. В основе эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования «человеческих ресурсов», основанная на рыночных принципах хозяйствования; кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.
Фирма, контролируя меру труда и меру потребления (меру вознаграждения), первостепенное внимание уделяет установлению правильного соотношения между ростом заработной платы и повышением производительности труда. Источником увеличения заработной платы служит необходимый продукт, который возрастает по мере роста национального дохода и совокупного общественного продукта.
|
Увеличение заработной платы должно иметь прочную экономическую основу в виде роста производительности труда. Динамика этих двух экономических процессов и выражающих их показателей связана следующей закономерностью: темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы. Объективный характер действия данной закономерности вызван следующими причинами: производительность труда является главным фактором увеличения производства продукции фирмы, а значит и главным источником растущей заработной платы; часть прироста продукции фирмы не идет в фонд потребления, а используется на совершенно другие, но абсолютно необходимые цели.
В современной экономике действуют многочисленные факторы, которые приводят к противоположным тенденциям в соотношении производительности труда и его оплаты. В отдельные периоды темпы роста заработной платы могут превышать темпы увеличения производительности труда.
Степень опережения производительностью труда увеличения заработной платы зависит от конкретных экономических условий. Мера повышения заработной платы обычно дифференцируется в зависимости от факторов роста производительности труда. Здесь можно выделить две взаимосвязи: если повышение производительности труда осуществляется за счет роста квалификации работников, то темпы роста заработной платы сближаются с темпами роста производительности труда; если повышение производительности труда идет за счет внедрения новой техники, то разрыв в темпах соотношения динамики данных показателей будет более высоким. В этом случае фирма из полученного прироста продукции возмещает затраты, связанные с инвестициями в новую технику.
Конкретное соотношение темпов роста производительности труда и его оплаты в отдельные периоды может быть различным. Но все же оно, как правило, колеблется от 0,5 до 0,8% роста заработной платы на 1% роста производительности труда.
Проанализировав состояние торгового предприятия ООО «Медиан», мы выяснили, что внутрифирменная политика компании положительно сказывается на деятельности фирмы в целом. Мы рассмотрели экономические показатели и можем утверждать, что компания крепко утвердилась на региональном рынке фармации. Мы также нашли и оценили возможные резервы роста для повышения показателя производительности труда на предприятии торговли. В ООО «Медиан» этот показатель очень высок (который составляет 5,63) и свидетельствует об успешных мероприятиях по управлению персоналом руководством компании.
Список использованной литературы
1. Аккофф Р.Планирование будущего корпорации – М.: Прогресс, 2007. – 246с.
2. Большаков А.С. Менеджмент – СПб.: Питер, 2007. – 602 С.
3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента – М.: ЮНИТИ, 2004 - 486c.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала – М.: Юристъ, 2003. – 495с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление – М.: МГУ, 2005 – 512с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 - 480с.
7. Ершов Л.М. Управление персоналом - М.: ИНФРА-М, 2007. – 303с.
8. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: Инфра-М., 2006. - 512c.
9. Лопатин О.С. Основы менеджмента. М.: Юрайт, 2007.- 386с.
10. Румянцева З.П. Менеджмент организации - М.: ИНФРА-М, 2005 - 429 с.
11. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации - М.: Экзамен, 2003 – 320с.
12. Савохин А.Д.Стратегический менеджмент малых и средних предприятий - М.: Юнити-Дана, 2007.- 333с
13. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя - Донецк: Сталкер, 2003. - 448с.
14. Уотерман Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании – М.: Прогресс,2003.–248c.
15. Лиина В.А. Конкурентоспособность в бизнесе// Экономика и бизнес - 2008.- №1
16. Лукин К.А. Современный менеджмент // Российский экономический журнал – 2008.№8.