Введение
Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) – это наука о политике, её взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с
государственными политическими организациями общества, политическими
институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить
функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и
государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже
в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя
такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия»,
«аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом
духовной жизни всех обществ.
Политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления и имеющий определенную структуру. Специфика политологического знания в отличие от других видов знания об обществе и его жизнедеятельности состоит в выявлении природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, т.е. среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни. Сложность предмета и объекта политологи обусловливают сложность самой этой науки.
Итак, цели данной работы состоят в следующем:
1. рассмотреть объект и предмет политологии;
2. обозначить место политологии в системе гуманитарных наук;
3. оценить роль политической науки в современных условиях.
|
Политология как наука и учебная дисциплина.
Политология - сравнительно молодая научная дисциплина. Ее институционализация и оформление в самостоятельную отрасль научного знания начались во второй половине XIX века и завершились в конце сороковых годов XX века. В США политология выкристаллизовывалась из группы исторических дисциплин и имеет прагматическую направленность, выражающуюся в выборе объектов исследования преимущественно на основе конкретных запросов практики. В Западной Европе она вычленилась из юридических наук, социологии и философии, что придало ей высокую степень абстракции и социологической обоснованности выводов.
В связи с тем, что политика - явление сложное и многогранное, кроме политологии, ее исследованием занимаются и смежные области обществознания.
Политическая философия служит методологической базой политических исследований. Она изучает мировоззренческие, нормативные и ценностные основы политики.
Политическая социология изучает влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду. Занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкая к обеим дисциплинам.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознание и подсознание, эмоций человека.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека - биологических, интеллектуальных, социальных, культурных и прочих.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с пространственными, территориальными, климатическими и другими природными факторами. Политическая география объединяет географию народонаселения и одну из областей политологии – международные отношения. В политической географии исследуется влияние географических факторов на внешнюю политику государств. Одно из ключевых понятий политической географии – геополитика. Этот термин был предложен в начале XX в. шведским ученым Ю.Р. Челленом для характеристики государства как особого организма, который стремится к расширению зоны своего «обитания».
|
Политическая история исследует процессы развития политической жизни общества, становления государственных институтов, партий, движений.
Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук.
Важно выяснить соотношение и возможность разграничения социологии, политической социологии и собственно политологии. Иначе говоря, гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир политического - политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и миром политического входит в сферу политической социологии, представляющей собой область пересечения политической науки и социологии.
В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения, механизмы отражения социального плюрализма в политической сфере и т.д. Как отмечают Р. Бендикс и С.М. Липсет, «в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социология исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти»1.
|
Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Первая в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными слоями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и дисфункциональных аспектах политики. В широком смысле слова в центре внимания политической социологии - социологическое измерение политических феноменов. Она занимается прежде всего социальной основой власти общества. В этом контексте политический социолог интересуется особенностями социальной стратификации и ее влиянием на политическую организацию. Здесь концентрируется внимание на организационном анализе политических группировок и политического руководства. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Главная задача политической социологии на макроуровне - исследование социальных основ власти и социальных конфликтов, их проявление в поведении людей и влияние на политические институты, а также обратное влияние последних на социальные реальности. В микросоциологическом подходе концентрируется внимание на конкретных политических институтах как социальных организациях, их структурах и отношениях с другими организациями, типах руководства, механизмах и способах разрешения конфликтов и т. д.
Ключевую роль в утверждении социологического подхода к политике сыграли работы К. Маркса и М. Вебера. Если Маркс заложил основы социально-классового анализа политических феноменов, то Веберу принадлежит приоритет в изучении политических институтов как самостоятельных факторов социальных изменений.
Что касается собственно политологии, то первоначально она сформировалась как "государствоведческая" дисциплина, призванная изучать предназначение и функции государственных и политических феноменов, институтов, процессов. В нынешнем же толковании предметом ее исследования, как уже говорилось, является мир политического в его тотальности и многообразии. Поэтому вычленение политологии как самостоятельной гуманитарной дисциплины предполагает прежде всего решение вопроса о разграничении понятий "политическое общество" и "гражданское общество". Не случайно формирование политической науки в целом соответствовало этапам осознания людьми политики как самостоятельной сферы человеческой деятельности.
Помимо политической социологии существуют также политическая философия, политическая психология, политическая антропология и т.д., которые выступают в качестве самостоятельных разделов политической науки.
Политическая философия представляет собой одно из направлений философии, рассматривающее сферу политического. Она исследует: 1) сущностные основы политической реальности, стремясь абстрагироваться от национальных и исторических форм ее проявления; 2) политические ценности, изучая их на предмет соответствия той или иной системе моральных и этических ценностей (нормативная философия); 3) смысл политических понятий, способы познания сферы политики и т.д. (аналитическая философия). К политической философии наиболее тесно примыкает история политических учений.
Роль установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей рассматривает политическая психология. Особенно широко исследования такого рода важны при изучении общественного мнения, политических социализации, конфликтов и сотрудничества, электорального поведения, установок и т.д. Основателем политической психологии считается Г. Пасуэлл, который в 1930 г. опубликовал книгу "Психология и политика", а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом - "Власть и общество".
Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса - связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.
Политология - это наука о политике. Этимологически термин политология образован из двух греческих слов - politike (общественные, государственные дела) и logos (учение, слово). Уяснение содержания понятия «политика» позволяет определить объект и предмет политологии, круг охватываемых ею проблем.
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями1. К числу основных функций политики можно отнести следующие:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.
Изучение политологии рекомендовано ЮНЕСКО в 1948 году, и она массово изучается в высших учебных заведениях, успешно конкурируя с юриспруденцией, экономическими и философскими науками и имея один из самых высоких рейтингов среди гуманитарных дисциплин.
Согласно резолюции ЮНЕСКО политология изучает следующие основные проблемы:
- политическая теория;
- политические институты;
- партии, группы и общественное мнение;
- международные отношения.
Уяснения сущности политики позволяет разграничить объект и предмет политологии. Предварительно уточним значение этих близких по смыслу научных понятий. Объект науки - это исследуемая ею сфера действительности. Предмет науки - это часть изучаемого объекта, определенные закономерности его развития и функционирования, отражающие специфику данной науки.
Изучение объекта в целом не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Выделение предмета исследования позволяет изучить одно или несколько свойств объекта, учитывая или не учитывая другие свойства.
Объектом политологии является политическая сфера жизни общества, а предметом - власть как первооснова политики, закономерности ее функционирования в государственно-организованном обществе.
Нелинейный характер эволюции способов познания политики сформировал в современной политической науке несколько точек внутреннего напряжения, свидетельствующих о взаимном противостоянии самых разнообразных методов познания политики. Эти методы таковы:
¨ количественные (эмпирико-аналитические, сциентистские) и качественные (нормативно-онтологические, делающие акцент на феноменологической природе политических явлений);
¨ рациональные (рассматривающие рациональные мотивы в качестве единственного источника поведения человека) и те, что настаивают на доминировании подсознательных мотивов в человеческом поведении;
¨ персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношения личности и государства) и институциональные (рассматривающие институты и нормы в качестве основных единиц политической деятельности человека);
¨ социально ориентированные (утверждающие социальную природу фактов политики) и технократически ориентированные (рассматривающие технику как основу создания институтов власти).
Наряду с указанными методами, способами изучения политики важное значение имеют также социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения различных параметров их общественного положения — социальных ролей, статуса и т.п.), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека), институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики) и некоторые другие методы.
В настоящее время в современной политологии отсутствует единое понимание предмета политологии. Это обусловлено прежде всего различиями политического опыта развитых стран, который способствовал формированию разных традиций исследования политики.
Европейская политология несет на себе отпечаток традиционных направлений развития западной общественной мысли - философской, юридической и исторической. Корни европейской политологической школы лежат в государствоведении, поэтому свое основное внимание политология сконцентрировала на изучении государства, других политических институтов, осуществляющих властные функции. Внутри европейской политической науки обозначились два направления в трактовке (истолковании, объяснении) предмета политологии.
Сторонники первого направления, узко очерчивавшие предмет этой науки, считали, что политология есть наука о государстве. Эта традиция была заложена еще Аристотелем. Представители второго направления, расширительно толковавшие предмет политологии, рассматривали ее как науку о власти (кратологию).
Однако в том и другом направлениях ученые испытывали трудности в объяснении изменяющейся реальности. Дело в том, что за политическими институтами, которые являются лишь внешними формами политических отношений, подчас невозможно увидеть подлинные причины и реальные движущие силы политических явлений, процессов и изменений, понять, в чьих интересах на самом деле используется власть. Сторонники второго направления, ориентировавшиеся на изучение власти, как это ни парадоксально, сами выражали сомнения по поводу возможности ее определения. Так, французский политолог Ф. Буррико заметил, что «в своей политической форме власть ставит наиболее грозную загадку».
Под влиянием технологических, социально-экономических изменений 30-х годов XX в. в Европе обнаружился кризис тех представлений о политике, которые исходили из рассмотрения ее исключительно сквозь призму политических институтов власти. Важно было понять социальные причины того, кто и почему осуществляет распределение власти внутри общества, каковы последствия данного распределения и осуществления власти. Эти обстоятельства вызвали интенсивное развитие политической социологии, политической философии, политической антропологии и т. д.
Учитывая новые реальности, французский политолог М. Гравитц сформулировала обобщенную точку зрения на предмет политологии. «Представляется, - писала она, - что политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений.... В предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди».
В рамках европейской научной традиции политология рассматривается как одна из наук о политике наряду с политической историей, политической философией, политической социологией и т. д. Для европейской политологической школы характерно исследование общесоциологических, философских аспектов властных отношений, деятельности государства и других политических институтов. Поэтому ее выводы отличаются академизмом, претензией на универсальность (пригодность для всех ситуаций), абстрактным характером.
Большей практичностью характеризуются выводы американской политической науки, которая формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы. Определяя политологию как науку о власти, большинство американских исследователей выделяли во властных отношениях их функциональные, поведенческие и психологические характеристики.
Американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы.
Американская политическая мысль - направление развития общественных знаний, который утвердился в США из конца XIX ст., сориентированный на научно-теоретические поиски связи государства и общества и на эмпирический подход к анализу деятельности государственных, правительственных и политических институтов. В 1857 г. в Колумбийском университете была открытая первая «Школа (колледж) политической науки», с 1889 г. начала работу Академия политологических и социологических наук, в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук. Ныне Ассоциация начисляет свыше 25 тыс. профессионалов-политологов. Центры эмпирических исследований действуют в американских университетах с 1906 г., Федеральный Центр эмпирических исследований создан в 1914 г. Активно развивается политологическая наука после второй мировой войны. Особую роль в развитии американской политологии после второй мировой войны играет изучение международных отношений и внешней политики государств.
В последнее время в американской политологии развиваются такие новые направления, как: теория политического управления; международной политики; политической модернизации, компаративистской политологии.
Американские ученые Толкотт Парсонс (1902— 1979) и Роберт Даль (род. 1915) главную функцию власти видели в распределении ресурсов, обеспечении общего порядка в государстве. А поскольку распределение ресурсов осуществляется путем принятия властью важнейших для общества политических решений, то это дало основание другому американскому политологу, Дэвиду Истону (род. 1917) считать предметом политической науки «исследование способов, которыми принимаются решения для общества, действия институтов, которые принимают и осуществляют властные решения, и те последствия, которые они могут вызывать».
Этой широкой трактовке предмета политологии противостояла более узкая, которую представляли бихевиористы («бихевиоризм» — от английского слова behaviour, что означает «поведение»).
Они сводили предмет политологии к изучению политического поведения личности или группы, причем поведения, непосредственно наблюдаемого. Исследование политических структур для них не имело смысла, так как, по мнению бихевиористов, в основе политической реальности, деятельности политических субъектов лежат индивидуальная человеческая воля, индивидуальные человеческие страсти, особенно жажда власти и применение силы. Поэтому в рамках американской политологической традиции обращается внимание на мотивы политического поведения (избирателя, политика), исследуется то, как влияет на индивидуальное поведение форма политических институтов, способы их формирования.
Помимо различий в понимании предмета политической науки и ее структуры, которые существуют в европейской и американской школах, отмечается и то общее, что их объединяет. Большинство исследователей рассматривают в качестве предмета политической науки взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих политических взаимодействий выступают институты публичной власти, прежде всего государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, осуществляемых в процессе взаимодействия институтов публичной власти, общества и индивида.
Центральная тема политологии - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, ресурсы, политические институты, проблемы разделения властей и т. д. Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как политическим институтом: формы государства, политические режимы, гражданское общество. Третий комплекс - политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители. Четвертый - политические партии и движения. Пятый - современные избирательные системы. Шестой - политический процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений. Седьмой комплекс - политическая культура общества, ее формирование и развитие.
Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества.
В современном мире политология является едва ли не самой важной наукой. В условиях, когда человечество стоит на пороге нового тысячелетия и между державами ведётся активная борьба за мировое господство, стремление людей понять мир политики возрастает. На политической арене разгораются споры, подписываются мирные соглашения и протесты, постоянно меняются правительства и разоблачаются чиновники. Средства массовой информации могут лишь оповещать о происходящем, констатировать факты. Политолог же является своеобразной связующей нитью большой политики и обыкновенного обывателя. "Вне политики" находиться нельзя. Можно ею не интересоваться, не понимать или не одобрять действий правящих элит, но так или иначе, людей всегда волнует судьба государства, в котором они живут. А между тем, все сферы жизнедеятельности общества зависят от политики, проводимой государством. Опытная оценка происходящего необходима, и всё больше и больше появляется людей, занимающихся политическим прогнозированием. Профессия «политолог» появилась на слуху относительно недавно, да и саму науку - политологию можно назвать молодой, особенно в России.
Политическая наука занимает одно из важных мест в современном образовании, что определяется ролью политики в жизни общества. Политика неразрывно связана с самыми глубокими основами существования общества: она коренится в самой природе человека как общественного существа (Аристотель). Попытки осмысления политики были сделаны еще в глубокой древности и продолжаются в настоящее время. Современный облик политология приобретает во второй половине XIX века, и процесс оформления политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается в XX веке. В демократических системах наука о политике - важный фактор социализации граждан, воспитания у них уважения к правопорядку и обеспечивающим его институтам, формирования устойчивой политической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности.
Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества в силу его исторических, культурных, территориальных, географических особенностей. Существовавшие веками традиции сильной власти, способной мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, колонизацию новых земель, требовали поддержания в общественном сознании высокого авторитета власти и ее носителей — князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, оправдывая ее новые притязания.
Зарождение политических идей относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен, важную роль продолжали играть вечевые традиции. Поэтому обоснование божественного характера княжеской власти опиралось на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей.
После принятия христианства на Руси в 988 г. политическая мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах религиозного (православного) мировоззрения, в то время как в западных странах освобождение политической мысли из-под религиозного влияния завершилось уже в XVI в.
И на Западе, и в России политическая мысль выполняла отчетливо выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие в российском обществе.
Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмыслялись в них. Выбор актуальных вопросов общественной жизни, поиски путей и средств их решения определялись тем специфическим видением мира, которое сложилось в русской культуре. Это особое мировосприятие было связано с православием. Божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, которая была порождена самими условиями существования и развития древнерусского общества.
Политическая наука в современной реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающих поколений будет зависеть ее будущее1. Необходимость политических знаний для человека обусловлена тем, что они позволяют ему понять глобальные цели развития общества, более четко определить собственную роль в социальных изменениях. Но не менее актуален и повседневный аспект ценности этих знаний. В обыденной жизни человек вступает в бесчисленное множество взаимодействий, большинство которых имеет властный характер: в семье, в школе, на улице, на производстве и т.д. Причем в одном случае он сам оказывает властное воздействие, в другом на него влияют. С одной стороны, понимание природа властных отношений позволяет индивиду воздерживаться от использования насильственных средств в разрешении актуальных вопросов, быть терпимым к мнению других. С другой стороны, политические знания препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более мощных сил.
В российском обществе, вступившем в этап перехода к рынку и правовому государству, наука о политике способствует становлению демократического менталитета, воспитанию таких качеств, как политическая толерантность, готовность к компромиссам и консенсусу, умение в рамках законов выражать и защищать интересы, предотвращать или относительно безболезненно разрешать социальные конфликты.
Политика - это человеческая деятельность, в данных временных рамках и условиях. Она зависит от очень многих факторов. Сложный и многомерный мир политики представляет собой интереснейший объект для изучения. Быть политологом - значит быть одновременно историком, юристом, социологом, психологом, философом, даже экономистом. Надо не просто разбираться в ситуации, надо уметь ответить на вопрос причинного характера.
Особое значение изучение политического знания приобретает в современных российских условиях. Ведь ни для кого из нас не является секретом тот факт, что уже сегодня современная история России может быть расценена как один из самых драматических периодов ее развития, сравнимых с наиболее крутыми переходными эпохами. Содержание ее и смысл будут предметом пристального внимания и острых дискуссий многих поколений исследователей. Время высветит еще новые, ныне потаенные, оттенки, тенденции, сущностные характеристики современных нам событий, расширит возможности более глубокого и всестороннего понимания исторической эпохи, в которой мы, ее современники, являемся действующими, а посему заинтересованными в том или ином повороте событий, лицами. Поэтому с задачами совершенствования политического знания в настоящее время связаны демократические ожидания граждан России, их надежды на творческое развитие политического разума, на возможности политического диалога между политиками в целях избежания новых глубинных потрясений[1].
К мнениям политологов уже постепенно начинают прислушиваться, потому что начинают понимать: политология - очень жизненная, современная наука и она будет актуальной до тех пор, пока есть политика, то есть всегда.
Заключение
Итак, на основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука) – это наука о политике, её взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях. Иначе говоря, объект политологии – политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы; предмет политологии- закономерности отношении социальных субъектов по поводу власти, механизм властеотношений между управляемыми и управляющими.
Будучи единой и интегрированной наукой о политике, политология включает в себя ряд частных научных дисциплин, каждая из которых исследует какую-либо одну конкретную сторону, явление, процесс и т.д. политической действительности. Такими частными по отношению к политологии науками (научными дисциплинами), составляющими целостную систему политологического знания, являются: политическая философия, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, история политических учений и пр1.
Особое значение изучение политического знания приобретает в современных российских условиях, поскольку от политических позиций подрастающих поколений будет зависеть ее будущее. Политическая наука занимает одно из важных мест в современном образовании, что определяется ролью политики в жизни общества.
Список использованных источников и литературы
1. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Дрофа, 1997. - 384 с.
2. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М-Норма, 1997. - 736 с.
3. Основы политологии: курс лекций / Под ред. В.П. Пугачева. – М.: БЕК, 1994. – 196 с.
4. Политология и политологи в современном мире: материалы круглого стола // Вестник российского университета Дружбы народов. Серия «Политология». – 1999. - № 1.
5. Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-политические науки. – 1991. - № 5. – С. 64-67.
1 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М.Норма, 1997. – С. 317.
1 Фарукшин М.Х. Политическая система общества. // Социально-политические науки. – 1991. - № 5. – С. 65.
1 Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Дрофа, 1997. – С. 5.
[1] Политология и политологи в современном мире: материалы круглого стола // Вестник российского университета Дружбы народов. Серия «Политология». – 1999. - № 1.
1 Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Дрофа, 1997. – С. 84.