Урок № 33. Что такое российская история?
Цели урока по линиям развития личности.
ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
Сформировать представление об истории России как многонационального государства. Уточнить и закрепить понятия народ, государство.
ЛР. Историческое мышление.
Выделить основные события российской истории, показав, что некоторые из них изменили судьбу цивилизации.
ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны. Толерантно определять своё отношение к иным народам нашей страны.
План урока:
I. Проблема урока: Что же такое история России?
II. Поиск решения проблемы.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1 – Сегодня перед вами новый учебник. Обратите внимание на его название. Встречались ли вы раньше с таким на уроках истории? Слайд 2 – Давайте прочитаем текст на с. 8. (На слайде текст разбит на смысловые абзацы, при наличии времени.) 1 2 4 – Сравните главные мысли абзацев документа, какой возникает вопрос? 1 2 2 | – Учебник российской истории мы начинаем изучать впервые. До этого мы изучали Древний мир и Средние века. Ученики могут сказать, что, кроме русских, на территории нашей страны проживает множество народов и у каждого региона, входящего в состав нашего государства, существует своя история. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | Слайд 3 – Какую проблему урока нам предстоит решить? – Какие у вас есть предположения решения проблемы? 2 2 | – Что такое история России? Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная). | |
III. Актуализация знаний. | Слайд 4 – На слайде вы видите понятия, которые мы будем использовать, пожалуйста, выполните задание. 3 2 Слайд 5 – На с. 9 изображена река времени российской истории. – Какие этапы российской истории вам знакомы? – Сколько раз река резко меняла течение? – Что влияло на изменение русла реки? 1 2 4 2 | Ученики выполняют задание слайда. Ученики могут назвать следующие этапы: Древняя Русь, Монгольское государство, Российская империя, СССР, Современная Россия. Названия этапов могут быт указаны по-другому. | |
IV. Планирование деятельности. | – Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать? 2 3 | Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо вспомнить, с какими событиями связана история России. | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Слайд 6 – Используя рисунок, давайте вспомним, какие события происходили на самом первом этапе российской истории и какие известные люди жили в эту эпоху. – Это первый этап истории нашего государства. 1 2 2 3 Иллюстрации слайда могут служить подсказками для учеников. Использованы события: призвание варягов, Крещение князя Владимира, основание Москвы, Ледовое побоище, осада монголами Владимира. Слайд 7 – Вы видите второй этап российской истории. Как мы можем его назвать? – Какие события и исторические деятели этой эпохи вам известны? 1 2 2 3 4 – Иллюстрации на слайде: Куликовская битва, поединок Пересвета с Челубеем, стояние на Угре, Иван Грозный, памятник Минину и Пожарскому, Медный всадник. Слайд 8 – Третий этап истории нашей страны мы называли… Какие события и исторические деятели этой эпохи вам известны? 1 2 2 3 4 Использованы иллюстрации: Московский университет, переправа войск Наполеона через Неман, чтение манифеста 19 февраля, воздушный бой, 1-я Мировая война, крейсер «Аврора». Слайд 9 – С каким веком совпадает следующий этап истории России и как он называется? Это эпоха, в которой жили ваши бабушки и дедушки, родились ваши родители. О каких событиях и исторических деятелях вам известно? 1 2 2 3 4 Использованы иллюстрации: герб СССР, плакат «Родина-мать зовёт», фотография Юрия Гагарина и Белого дома. Слайд 10 – И наконец, последний этап – это… В эту эпоху живём мы с вами. Какие события вам известны, каких исторических деятелей вы можете назвать? 1 2 2 3 4 Использованы иллюстрации: Белый дом после кризиса 1993 г., ваучер, Грозный во время чеченского конфликта, Олимпиада в Сочи. 1 2 2 3 4 | Ученики могут назвать как события, используя иллюстрации слайда и учебника, так и имена, используя свои знания. Ученики вспоминаю название этапа: Московское государство. Ученики должны вспомнить название «Российская империя», могут назвать события и исторических деятелей, в том числе и не указанные на слайде. Ученики должны вспомнить название «СССР», могут назвать события и исторических деятелей, в том числе и не указанные на слайде. Ученики должны вспомнить название «Современная Россия», могут назвать события и исторических деятелей, в том числе и не указанные на слайде. | |
VI. Выражение решения проблемы. | – Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (Слайд 11) 2 3 4 – Какой из этих этапов мы будем изучать? | – История России – это история нашей страны, народов, её населяющих. Она состоит из нескольких этапов. Ученики должны указать, что изучать будут первый этап истории России. | |
VII. Применение нового знания. | Слайд 12 – Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде. 6 2 3 | ||
VIII. Домашнее задание. | – История народов нашей страны – это часть тысячелетней истории человечества. Поэтому на следующем уроке мы вспомним, что такое всемирная история. Домашнее задание: с. 10–15, опережающее чтение. |