История ораторского искусства России




Ораторское искусство Древней Греции

Поначалу они упражнялись в искусстве стройно излагать свои мысли между собой, постепенно появились желающие перенять навыки – первые ученики. Практическая подготовка сводилась к следующему:

  • умение мыслить, используя логику;
  • наблюдение за речью оппонента (опытного оратора);
  • детальный анализ вероятных ошибок, их исправление;
  • споры-состязания на остроумие, выдержку.

Сократ и его последователи

Прежде всего, философ придавал значение слову, его силе, стилю ведения диспута. Со временем особая манера, с помощью которой учитель вел беседу, получила нарицательное наименование «сократовского диалога». В определенном порядке задавая вопросы и подготавливая ответы, Сократ убеждал своих оппонентов в собственной правоте только силой слова, уверенной речью, аргументацией.

Аристотель – вывел 3 основополагающих принципа, определяющих успех выступления:

  • характер оратора;
  • кто его слушатели;
  • качество речи (ритм, звучность, складность)

Искусство красноречия Древнего Рима

Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их.

Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:

1. Чтение классической литературы.

2. Правильное письмо на основе требований грамматики.

3. Овладение красноречием с сочинением собственных речей.

Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий.

История ораторского искусства России

Ломоносов это благодаря ему были созданы первые отечественные учебные заведения с обучением на русском языке. Большинство писателей, просветителей, ученых были также и блестящими ораторами: это Герцен, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Белинский. Последнему принадлежит блестящая фраза, характеризующая его отношение к России, родному языку: употребление чуждых слов, в то время, как есть русские, означает противоречить здравому смыслу и здравому вкусу.

В значительной степени становлению ораторской речи об истории родного края, возникновению российского стиля способствовали блестящие выступления адвокатов и судебных деятелей 19 века – Кони, Плевако, Арсеньева и других. Их труды, выдержки из заседаний составили для потомков историю развития ораторского искусства России кратко, являясь примерами для подражания.

2. Подготовка к выступлению

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;

заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории. Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

3.Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.

2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.

3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: