Ораторское искусство Древней Греции
Поначалу они упражнялись в искусстве стройно излагать свои мысли между собой, постепенно появились желающие перенять навыки – первые ученики. Практическая подготовка сводилась к следующему:
- умение мыслить, используя логику;
- наблюдение за речью оппонента (опытного оратора);
- детальный анализ вероятных ошибок, их исправление;
- споры-состязания на остроумие, выдержку.
Сократ и его последователи
Прежде всего, философ придавал значение слову, его силе, стилю ведения диспута. Со временем особая манера, с помощью которой учитель вел беседу, получила нарицательное наименование «сократовского диалога». В определенном порядке задавая вопросы и подготавливая ответы, Сократ убеждал своих оппонентов в собственной правоте только силой слова, уверенной речью, аргументацией.
Аристотель – вывел 3 основополагающих принципа, определяющих успех выступления:
- характер оратора;
- кто его слушатели;
- качество речи (ритм, звучность, складность)
Искусство красноречия Древнего Рима
Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их.
Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:
1. Чтение классической литературы.
2. Правильное письмо на основе требований грамматики.
3. Овладение красноречием с сочинением собственных речей.
Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий.
История ораторского искусства России
Ломоносов это благодаря ему были созданы первые отечественные учебные заведения с обучением на русском языке. Большинство писателей, просветителей, ученых были также и блестящими ораторами: это Герцен, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Белинский. Последнему принадлежит блестящая фраза, характеризующая его отношение к России, родному языку: употребление чуждых слов, в то время, как есть русские, означает противоречить здравому смыслу и здравому вкусу.
В значительной степени становлению ораторской речи об истории родного края, возникновению российского стиля способствовали блестящие выступления адвокатов и судебных деятелей 19 века – Кони, Плевако, Арсеньева и других. Их труды, выдержки из заседаний составили для потомков историю развития ораторского искусства России кратко, являясь примерами для подражания.
2. Подготовка к выступлению
В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:
- рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
- составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
- текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.
Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
1. Вступительное замечание.
2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.
3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.
Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории. Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.
2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.
3.Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.
В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:
1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.
2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.
3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).