Свет невечерний. Закон аскетики радости, архим. Савва Мажуко




Беседы о духовной жизни православного христианина

(Практика Православия - аскетика)

ЦИКЛ БЕСЕД «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»

ТЕМА 1.3 «Что такое «аскетика» и зачем она нужна?»

ВОПРОСЫ:

Смысл аскезы в жизни христианина?

Аскетика - для всех или для избранных (может ли христианин обходиться без аскетики)?

Есть ли особенности православной аскетики в современных условиях?

 

ИСТОЧНИКИ:

 

1. https://azbyka.ru/asketika

Сайт «Азбука» (приводится в сокращении)

На языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли.

Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасе ния. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.

Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.

---

Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» - Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу. Радость пребывания с Богом превосходит телесные удовольствия.

___

 

2. https://www.pravmir.ru/postnoe-pismo-10-hronicheskaya-askeza-ostraya-forma

Постное письмо № 10. Хроническая аскеза (в сокращении), архим. Савва Мажуко

…В церковном словаре есть слово «аскеза», которое несведущие товарищи принимают за название болезни. Аскеза – не болезнь, а лечение. Слово греческое. Заимствовано из лексикона спортсменов. Глагол «аскео» имеет значение «упражняться» в чем-либо. Например, атлет упражняется в беге. Он упражняет тело. Путем долгих и проверенных упражнений подчиняет тело себе, заставляет его быть покорным и закрепляет эту покорность выработкой долгосрочного навыка.

Христианин – духовный атлет. Его цель – обожение, охристовление. Надо сделаться подобным Христу. Достичь этого можно только активными усилиями.

Нельзя просто сидеть и ждать, что божественные энергии, накапливаясь во мне благодаря длинным службам, акафистам и маслу с соборования сделают своё светлое дело, и я, наконец, просвещусь.

Аскеза – активное усилие. Аскеза – борьба. А раз борьба, значит, есть сопротивление, и сопротивление нешуточное, крайне опасное. Конечно, мы не старцы, и это утешает – по крайней мере, никто от нас не ждёт схватки с демонами лицом к лицу. Нам бы справиться с собственной испорченностью. И вот тут кое-что мы можем сделать.

Мы живём в хорошее время. У нас есть доступ к аскетической литературе на любом языке. Это очень много – способность читать Писание и творения святых отцов. Роскошь неслыханная для наших предков, большинство из которых были неграмотны. Преимущество этого времени ещё и в том, что христианство всё-таки сильно изменило наш мир: нравы стали мягче, жить стало безопаснее – например, для женщин и детей. В школах нет телесных наказаний, женщины могут не только получать образование и работать, но и просто безопасно идти по улице без охраны мужчины. Да, эти достижения весьма относительны...

Однако самое большое достижение последних лет – это открытие мирян. Оказывается, миряне тоже люди, им так же доступно спасение, как и монахам.

Они тоже могут заниматься богословием, спорить, создавать песнопения, сочинять духовную музыку, писать прекрасные иконы, и всё это не будет менее добротным только от того, что работал над этим не монах.

Сегодня мы знаем об аскезе больше древних отцов. Потому что на нашей стороне не только богословие и патрология, но и естествознание, психология и медицина. Это ни в коем случае не делает нас более духовными, но снимает массу надуманных проблем, над которыми уже не стоит биться, это сделали ученые…

 

---

3. https://tv-soyuz.ru/peredachi/svet-nevecherniy80

Свет невечерний. Закон аскетики радости, архим. Савва Мажуко

 

Каждый день в нашем церковном календаре отмечен каким-нибудь праздничным событием: память того или иного мученика, чудотворной иконы или какого-нибудь священного события, которое так отпечаталось в церковной памяти людей, что и спустя 1000 лет они никак не хотят с ним расстаться.

Я помню, как меня, когда я был школьником и только-только начал ходить в церковь, удивили бабушки, потому что они меня приветствовали каждый день одним и тем же приветствием: «С праздником!». И так все здоровались ежедневно, несмотря на то, что были будни, мне это очень удивляло, но потом я понял, что, пожалуй, нормальное христианское мироощущение должно быть праздничным.

Но ведь жизнь христианина – это «висение на кресте», не так ли? Мы привыкли к этой мысли, мы знаем, что должны сражаться с нашими страстями, каяться, какой же тут праздник, какая тут Пасха? С другой стороны, мы открываем календарь и видим, что значительная часть года – это длинные, затяжные посты, иногда утомительные постные бдения, когда нельзя себе позволить скушать лишнего, развлечься, пообщаться и т.д. Бывает даже и сил нет, а богослужение становится в эти дни достаточно интенсивным, насыщенным, строгим и при этом требует нашего келейного или домашнего молитвенного усилия. Вот выходя из этих постных дней и встречая большие церковные праздники, каждый христианин переживает своеобразный стресс, с одной стороны, облегчения, а с другой – испуга, потому что, к сожалению, мы должны признать, что плакать и сокрушаться мы зачастую умеем лучше, чем радоваться. Нам необходимо, знаете ли, освоить эту науку радости, о которой апостол Павел говорил в Первом послании к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь ».

Но современный христианин (может быть, я скажу о большинстве современных христиан) – это человек, который боится радоваться, который боится людей, потому что радость сопряжена в первую очередь с тем, что мы переживаем что-то вместе, сообща, а людей мы боимся – это правда! Не только людей, которые находятся вне церковной ограды, но и тех, которые молятся рядом с нами в церкви, потому что если ты общаешься с людьми, делаешь вместе с ними какое-нибудь дело, даже просто отдыхаешь, с ними нужно уметь ладить, а люди такие разные: у всех разные вкусы, представления о жизни, с ними нужно уметь общаться, уметь веселиться, поддерживать разговор, правильно и умело разрешать конфликты. Мы этого не умеем и не хотим уметь, ведь гораздо проще надеть на себя маску аскета и сказать, что надо молчать, надо избегать пустословия, трапез, суеты. Но вот пришел день рождения вашего друга или вашей мамы, и человека нужно поздравить. Как вы это сделаете? Нужно ведь так, чтобы и утешить его, и чтобы подарок был от души, с выдумкой, воображением, чтобы вы не стеснялись внимания, нежности по отношению к этому человеку.

Вот тут, друзья мои, и вступает в силу закон «аскетики радости». Как ни парадоксально это звучит, постом, готовясь к празднику, мы учились сокрушаться, каяться, отсекать какие-то свои желания, сдерживаться, «собирать себя», и в период праздника наша аскеза, наши духовные упражнения не прекращаются, мы продолжаем учиться, только теперь наши духовные усилия направлены не во внутрь, а вовне, в сферу общения с людьми. Понаблюдайте за собой: как вы здороваетесь с человеком, как вы приветствуете его, как поддерживаете разговор, насколько способны, поговорив с ним час или два, никого не осудить, никого не обидеть, избегать каких-то деликатных тем, сложных моментов или особенностей биографии, способны ли договориться с ним. И самое главное, понаблюдайте, как вы отдыхаете, ведь в период праздничных дней святок, или пасхальных дней мы не должны работать, а должны отдыхать – как мы это делаем? Как радуемся жизни, перед тем как сесть за праздничную трапезу?

Непременно нужно общаться с людьми, это просто завет Божий, призыв к общительности, который мы видим у апостола Павла в Посланиях.

Поэтому учимся всеми силами, наблюдаем за близкими людьми, которые умеют радоваться, умеют красиво, безгрешно, по-детски радоваться и застолью, и танцу, и театральному представлению, и музыке, и прогулке, и спорту, и просто общению с хорошим человеком на интересные темы. Необязательно кого-то осуждать, порицать, не обязательно ругаться – оказывается, можно просто мило, красиво поговорить о погоде, об истории, об интересах, о выращивании капусты или устриц, и получить от этого большое удовольствие.

Так что, друзья мои, наука о радости не менее важна, чем наука о покаянии.

---

4. https://www.pravmir.ru/iskusstvo-byt-lyubimym/

Искусство быть любимым ( выдержка ), архим. Савва Мажуко

В Писании немало текстов, пронизанных едва сдерживаемой радостью. Например, Послание к Филиппийцам, написанное Апостолом “из уз”, то есть из тюрьмы, названо библеистами “посланием радости”, о чём говорит даже такая статистика: слово “радость” и производные употребляются в этом довольно кратком послании 16 раз. Однако в том же Писании и в творениях Отцов, особенно столпов монашества, немало мест весьма печальных и пронизанных нескрываемым пессимизмом относительно человека и мира, в котором он живёт. Что касается пессимизма, то об этом очень хорошо высказался наш замечательный патролог А. Сидоров: «Понятие “пессимизм”, как и определение “пессимистический”, совершенно неприменимы к православному миросозерцанию и мироощущению, ибо Православие как целостное мировоззрение глубоко оптимистично. Взгляд преподобного Максима, а также и всех отцов Церкви на падшее состояние человечества, естественно, был скорбным, но эта “скорбность” являлась лишь частью всецелой “радостности”, которой и пронизано Православие как религия веры, любви и надежды. Ведь Господом сказано: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33) и вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин 16:20)»31. Не нужно путать этот мудрый скорбный взгляд подлинных святых с агрессивной угрюмостью и человеконенавистничеством, которые многими принимаются за образец аскезы. Такая аскеза сама несёт на себе следы первородной порчи и глубоко враждебна Евангелию.

 

5. https://pa-o-lina.livejournal.com/184335.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: