Автоматс магазинной памятью – это распознаватель, имеющий рабочую память, в которой данные хранятся и используются как патроны в магазине автоматического оружия, т.е. в данный момент доступен только верхний элемент магазина.
Автомат с магазинной памятью (МПА)– это семерка
M = (Q, S, T, d, q 0, Z 0, F),
где Q = { q 0, q 2, …, q n}– конечное множество состояний устройства управления (УУ);
= { a 1, a 2, …, a k} – конечный входной алфавит;
T – конечный алфавит магазинных символов;
d – функция переходов, отображающая Q T во множество конечных подмножеств множества Q T*;
q 0 – начальное состояние устройства управления, q 0 Î Q;
Z 0 – начальный символ магазина, Z 0 Î T;
F – множество заключительных состояний, F Í Q.
Автомат с магазинной памятью имеет две ленты: входную, которую можно только читать и которая содержит распознаваемую входную цепочку, и рабочую, содержащую магазинные символы, которые можно как читать, так и писать. Управляющее устройство находится в одном из состояний Q, устройство имеет две головки: одну для работы с входной лентой, другую – с рабочей, причем эта головка всегда указывает на верхнюю ячейку магазина. За один такт автомат может выполнить следующие действия над символами магазина:
q стереть символ из верхней ячейки магазина, при этом все символы магазина смещаются вверх на одну ячейку;
q стереть символ из верхней ячейки магазина и записать в магазин цепочку символов, при этом содержимое магазина сдвигается вниз на длину записываемой цепочки.
Ниже схематично изображен автоматс магазинной памятью
Рассмотрим интерпретацию функции d для автомата. Эта функция представляется совокупностью команд следующего вида:
d(q, a, Z) = {(q 1, a1), (q 2, a2), …,(q n, an)},
где q, q1, q2, …, qn Î Q, a ÎS, ZÎT, aÎ T*.
При этом считается, что если на входе читающей головки автомата находится символ а, автомат находится в состоянии q, а верхний символ рабочей ленты Z, то автомат может перейти к состоянию qi, записав при этом на рабочую ленту цепочку ai(1 <i<n) вместо символа Z, передвинуть входную головку на один символ вправо. Крайний левый символ aiдолжен при этом оказаться в верхней ячейке магазина. Команда
d(q, ε, Z) = {(q1, a1), (q2, a2), …,(qn, an)}
означает, что независимо от входного символа и, не передвигая входной головки, автомат
перейдет в состояние qi, заменив символ Z магазина на цепочку ai(1 <i<n).
Конфигурацией МПА называется тройка (q, w, a)ÎQ S* T*,
где q Î Q – текущее состояние устройства управления;
w Î S* – неиспользованная часть входной цепочки, первый символ которой находится под входной головкой; если w = ε, то считается, что вся входная лента прочитана;
a – содержимое магазина; самый левый символ цепочки a считается верхним символом магазина, если a= ε, то магазин считается пустым.
Такт работы автомата будем представлять в виде бинарного отношения ├, определенного на конфигурациях. Например, если d(q 1, a, Z) содержит (q 2, g), то, выполнив такт, автомат перейдет от конфигурации (q 1, aw, Z a) к конфигурации (q 2, w, ga), здесь q 1, q 2 Î Q, w Î S*, a Î S, Z Î T, a, g Î T*. Если а не пустой символ (a ¹ ε), то запись
(q 1, aw, Z a) ├ (q 2, w, ga)
говорит о том, что автомат, находясь в состоянии q 1 и имея а в качестве текущего входного символа, расположенного под входной головкой, a Z – в качестве верхнего символа магазина, может перейти в новое состояние q 2, сдвинуть входную головку на одну ячейку вправо и заменить верхний символ магазина цепочкой gмагазинных символов. Если g = ε, то верхний символ удаляется из магазина, и тем самым магазинный список сокращается.
Если а = ε, будем называть этот такт ε - тактом. В ε-такте текущий входной символ не принимается во внимание и входная головка не сдвигается. Однако состояние управляющего устройства и содержимое памяти могут измениться. Заметим, что ε-такт может происходить и тогда, когда вся входная цепочка прочитана. Если же магазин пуст, то следующий такт невозможен.
Начальной конфигурациейМПА называется конфигурация вида (q0, w, Z 0), где w Î S*, т. е. управляющее устройство находится в начальном состоянии, входная лента содержит цепочку, которую нужно распознать, а в магазине есть только начальный символ Z 0. Заключительная конфигурация – это конфигурация вида (q, ε, a), где q 2 Î Q, aÎ T*.
Входная цепочка w допускается МПА, если найдется последовательность тактов, переводящая автомат из начальной конфигурации (q 0, w, Z 0) в заключительную (qf, e, a), здесь qf – некоторое заключительное состояние q f Î F, a Î T*, e - пустая цепочка, или по-другому:
(q0, w, Z 0) ├*(qf, ε, a).
Языком, определяемым (или допускаемым) автоматом Р (обозначается L (Р)), называют множество цепочек, допускаемых автоматом Р.
Рассмотрим детерминированный автомат c магазинной памятью М1, определяющий множество цепочек вида {0n1n | n ³ 0 }.
M1=({ q0, q1, q2 }, {0, 1}, { Z, 0}, d, q0, Z, { q0 }),
где d имеет вид
d(q0, 0, Z) = {(q1, 0Z)}
d(q1, 0, 0) = {(q1, 00)}
d(q1, 1, 0) = {(q2, ε)}
d(q2, 1, 0) = {(q2, ε)}
d(q2, , Z) = {(q0, ε)}
Автомат сохраняет в магазине подцепочку, состоящую из нулей, затем выталкивает из магазина по одному нулю на каждую единицу, считанную с входной ленты. Пока автомат читает нули, он находится в состоянии q 1, как только автомат сосчитает первую единицу, он попадает в состояние q 2, появление нулей в этом состоянии запрещено автоматом.
Теперь мы слегка расширим определение МПА, позволив ему заменять за один такт цепочку символов ограниченной длины, расположенную в верхней части магазина, другой цепочкой конечной длины. Напомним, что МПА в первоначальной версии мог на данном такте заменять лишь один верхний символ магазина.
Расширенным МПА назовем семерку
Р = (Q, S, T, d, q 0, Z 0, F),
где d - отображение конечного подмножества множества Q (S È {ε}) ´T* во множество конечных подмножеств множества Q T*, а все другие символы имеют тот же смысл, что и раньше.
Конфигурация определяется так же, как прежде, и мы пишем
(q 1, aw, ag) ├ (q 2, w, βg)
если d(q 1, a, a) содержит (q 2, β), где q 1, q 2 Î Q, w Î S*, a Î S È {ε}, Z Î T, a, β, g Î T*. В этом такте цепочка a, расположенная в верхней части магазина, заменяется цепочкой β. Как и прежде, языком L(P), определяемым автоматом Р, называется множество
{ w | (q0, w, Z 0) ├*(qf, ε, a) для некоторых q f Î F, a Î T*}
Заметим, что в отличие от обычного МПА расширенный МПА обладает способностью продолжать работу и тогда, когда магазин пуст.
Пусть P = (Q, S, T, d, q 0, Z 0, F) -МПА или расширенный МПА. Будем говорить, что Р допускает цепочку w Î S* опустошением магазина, если (q0, w, Z 0) ├+(q, ε, ε) для некоторого q Î Q. Пусть Le(P) - множество цепочек, допускаемых автоматом Р опустошением магазина.
Доказано, что если L (G2) - бесконтекстный язык, порождаемый грамматикой G2 = (N, S, P, S), находящейся в нормальной форме Грейбах, то существует недетерминированный магазинный автомат М такой, что Le(M) = L (G2). При этом
M = (Q, S, T, d, q 0, Z 0, Æ),
где алфавиты S в грамматике и автомате совпадают; Q ={ q 0}, Z 0 = S, T = N,
а d определяется следующим образом:
если A ® aa принадлежит множеству правил P грамматики G2, то d(q 0, a, A) = (q 0, a)
если A ® a принадлежит множеству правил P грамматики G2, то d(q 0, a, A) = (q 0, ε)
Аналогично для любого недетерминированного магазинного автомата М, допускающего язык Le(M), можно построить бесконтекстную грамматику G такую, что L(G) =
Le(М).
Пример. Грамматика в нормальной форме Грейбах, порождающая язык L={0n1n| n 1} задается следующим образом: множество N = {S, A }, множество S = {0, 1},а множество продукций:
S 0SA
S 0A
A 1
Для этой грамматики построим соответствующий ей МПА M = (Q, S, T, d, q 0, Z 0, Æ),
где алфавит S={0, 1}, Q ={ q 0}, T = {S, A }, Z 0 = S,
d(q 0, 0, S) = (q 0, SA)
d(q 0, 0, S) = (q 0, A)
d(q 0, 1, A) = (q 0, ε)