Пространство и время в творчестве М.Ю.Лермонтова




Куменко Е.О.

Кубанский государственный университет
им. И.Т. Трубилина,
г. Краснодар

АННОТАЦИЯ: В статье представлены данные о хронотопе в произведениях М.Ю. Лермонтова.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хронотоп, время, пространство, творчество, М.Ю. Лермонтов.

В каждом литературном произведении перед нами открывается абсолютно новый мир образов, которые помогают создать воздействие, желаемое автором. Наше восприятие художественной действительности зависит в первую очередь от времени и пространства, созданного автором. М.М.Бахтин в своих трудах ввел такой термин, как «хронотоп», который объединяет в себе понятия времени и пространства[1].

В романе «Герой нашего времени» пространство в большей степени приобретает величественный, слегка пугающий и загадочный характер: «Со всех сторон горы неприступные...» [3, с. 8]; «Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор...». Высота в произведении метафорически проявляется не только в природе, но и в человеческой душе, например, Печорина манит небо: «какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром» [3, с. 26].

В романе противопоставляется путь реальный и путь мысленный, происходит оппозиция с помощью пространства и времени: «неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога...» [3, с. 45]; «отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою».

Сюжетообразующее значение обретает пространственная часть хронотопа, хронотоп дороги, основные события с главным героем происходят либо в пути, либо в моменты временных остановок. Так, Печорин сталкивается с людьми, которые впоследствии сыграют важнейшую роль в его истории, например, Бела, княжна Мери, Грушницкий. Все основные эпизоды романа происходят с главным героем именно в дороге: направляясь в Персию, Печорин встречает Максима Максимыча, с котором обходится грубо, хотя им обоим пришлось пережить страшную утрату; именно по пути в Пятигорск, Печорин рыдает над трупом загнанного коня, так и не сумев догнать Веру.

Важно отметить, что все движение героя носит скорее отрицательный характер, в ходе своих скитаний он так и не приходит ни к каким выводам для собственного спокойствия и удовлетворенности жизнью, вечное перемещение как единственная возможность сбежать от себя: «<...> мне пора... я спешу...» [3, с. 45]; «<...> солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? <…> Однако пора...» [3, с. 58].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что пространственная часть образов дает нам возможность увидеть главного героя как снаружи, так и внутри, заметить и понять его душевные и физические скитания.

Важно обратить внимание, что движение Печорина носит скорее поступательный характер, он движется прямо, стараясь не возвращаться назад, в отличие от времени, оно становится для него тянущимся, бесконечным, само повествование изложено в нарушенном, инверсионном порядке.

Помимо хронотопа дороги, в произведении можно заметить авантюрно-бытовой хронотоп: некоторые герои встречаются с событиями, которые, казалось бы, их преследуют, например, Максим Максимыч постоянно сталкивается с опасностью в виде горцев, это достаточно обширно характеризует и описывает жизнь героев.

В романе присутствует биографический хронотоп. Для каждого героя это проявляется по-разному, например, княжна Мэри приобретает биографический опыт при встрече с Печориным, его внутренний мир так сильно затронул героиню, что ее внутренняя организация уже не сможет вернуться к прошлому восприятию жизни.

Исследуя роман «Герой нашего времени», мы смогли обнаружить в нем такие виды хронотопа, как хронотоп дороги, биографический и авантюрно-бытовой хронотоп, все они имеют ряд характерных особенностей. К ним можно отнести: инверсиальность, то есть связь эпизодов, которые, казалось бы, не имеют ничего общего между собой; метафоричность, связь реального и мысленного пути; сюжетообразующее значение, все важные события происходят с главным героем, когда он находится в пути; противопоставление, герой движется в реальном мире, но внутри он остается абсолютно неподвижным.

В заключение хочется сделать вывод о том, что хронотоп является важным средством для оказания влияния на читателей, посредством его можно достичь максимального отображения образов героев, создать целостную картину в произведении. Именно этот художественный образ дает возможность читателю открыть для себя особо скрытые, но важные тонкости романа, что позволяет обрести умение рассматривать произведение как часть великого и красивого явления искусства слова.


Список литературы:

1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

2. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1965. 520 с.

3. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени/ М.Ю. Лермонтов. ─ М.:Просвещение,1984. ─ 400с.

4. Тангалычев К. А. Лермонтов читает Россию // Его отчизна в небесах: материалы шестых Лермонтовских чтений. Ярославль: [б.и.], 2007. с. 4-10

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: