В чем отличие отметки и оценки?




Формы контроля

Выделяют пять основных форм контроля:

1) фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не может быть использована для глубокого выявления уровня знаний у учащихся. Цель фронтальной формы опроса – проследить процесс усвоения материала и насколько ученики готовы к восприятию новой темы. Эффективность фронтальной формы опроса зависит от того, насколько корректно составлены вопросы. При таком виде контроля вопросы не должны содержать подсказки, должны быть предельно ясными и простыми по форме. Рекомендуется обязательно включать несколько вопросов, которые требуют не просто логического осмысления материла, но и сопоставления его с другими темами, а, может быть, и предметами;

2) групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.

3) индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске. Чаще всего такая форма контроля знаний применяется к «сильным» ученикам, так как им легче справиться не только с заданием, но и с волнением. Однако это не исключает возможности вызова к доске «отстающего» ученика. В этом случае выполнение задания должно постоянно контролироваться учителем и всем классом;

4) комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников. При этом каждому ученику дается задание разной степени сложности (зависит от успеваемости учащихся);

5) самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. Эта форма контроля основывается на психологических критериях. Ее эффективность во многом зависит от профессиональной подготовки педагога.

Требования к организации контроля и проверки.

Как методически правильно организовать проверку результатов обучения?

1. индивидуальный характер контроля - дифференцированность (учет индивидуальных особенностей);

2. систематичность, регулярность;

3. объективность;

4. разносторонность (развитие, отношение, главное - знание);

5. гласность;

6. мотивированность, аргументированность.

7. разнообразие форм и методов;

8. стимулирующий характер (возможность завышения, занижения).

Психологические аспекты проверки:

1. доброжелательный тон;

2. атмосфера доверия;

3. доброжелательный взгляд;

4. внимание, радость успехам ученика;

5. учитывание типа нервной системы: устно - холерики, сангвиники; письменно - флегматик, меланхолик;

6. не путать силу ума и силу характера (медлительность, отсутствие быстрой реакции)

Учителю надо знать и соблюдать при проверке все эти требования.

Типичные субъективные ошибки оценивания

· Великодушие, снисходительность (завышение отметок)

· Намеренное занижение или завышение отметок

· Оценка по настроению

· Предвзятость

· Процентомания

· Отсутствие твердых критериев

· Центровая тенденция (не ставит «5» и «2»)

· Близость оценки той, которая была выставлена ранее на предыдущих экзаменах другими преподавателями

· Перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету

· Перенос симпатии или антипатии с ученика на отметку

При выставлении отметок должно быть единство предъявляемых требований к оценке результатов обучения, усвоенным ЗУН, согласование индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей.

В чем отличие отметки и оценки?

Оценка ЗУН это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонами, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах.

У педагога должны быть сформированы и определены показатели сформированности ЗУН.

По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на:

· парциальную;

· фиксированную;

· интегральную;

1. Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку. Чаще всего выражается в словесной, вербальной оценочной форме суждений и может быть сальной или осуждающей: «Молодец, Тимур. Сегодня ты хорошо подготовился».

2 Фиксированная оценка - оценивается промежуточный или завершенный успех. Обычно выражается в баллах (5-и бальная система)

«5» - владеет в полной мерю /отлично/

«4» - владеет в достаточной мере /хорошо/

«3» - владеет недостаточно /удовлетворительно/

«2» - не владеет /неудовлетворительно/

3. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики интегральной формы педагогической оценки, определяющей в целом личность и поведение школьника.

В науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания.

Ш.А. Амонашвили предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе.

В Германии был эксперимент по введению диагностических листов: словесные и цифровые оценки, мотивы учения, развитие мышления.

Беспалько В.П. предложил 12-тибалльную систему отметок.

Интересен характер проведения контроля у учителей-новаторов, особое внимание заслуживает опыт Р.Г.Хазанкина и В.Ф Шаталова.

6. Неуспеваемость учащихся /ну/

Под неуспеваемостью учащихся понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности - комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества

Причины школьных неудач:

1 группа Социально-экономические материальная необеспеченность семьи, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

  1. гр. Причины биопсихического характера - наследственные особенности, способности, черты характера.
  2. гр. Педагогические причины - результаты ошибок учителя, низкий уровень работы школы.

Есть более конкретные причины неудач в учебе:

  • жесткая, унифицированная система обучения; содержание образования одинаковое для всех.
  • недооценка эмоций в обучении, стереотипность в методах и формах обучения.
  • неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатом.
  • пренебрежение развитием учеников, ориентация на зубрежку.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть средства:

  1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных систем, применение новых методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
  2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем. Для этого имеются беседы учителя с учеником, родителями, наблюдение, тестирование учеников.
  3. Педагогическая терапия меры по устранению отставания в учебе /дополнительные занятия, группы выравнивания/.
  4. Воспитательное воздействие - индивидуально планируемая воспитательная работа с учеником и его семьей.

Словарь понятий

Контроль – наблюдение за процессом усвоения ЗУН (часть диагностики)

Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением (ЗУН); выявление и измерение ЗУН обучаемых

Оценка – определение степени усвоенности ЗУН

Отметка – количественное выражение оценки,

условное выражение количественной оценки ЗУН обучаемых в цифрах или баллах

Обученность – достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели

Обучаемость – способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Синонимы: «поддатливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: