Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомиться с историей применения лекарств, изучить связь химии и медицины, повторить правила личной безопасности при применении лекарственных препаратов.
Основные понятия: алхимия, анестезия, наркоз, химиотерапия, антибиотики.
Используемая литература:
Учебник Химия 10 класс О.С. Габриелян Москва, Дрофа. 2018 г
Интернет – ресурсы: https://multiurok.ru/files/khimiia-i-zdorov-ie-chielovieka-liekarstva-problie.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Ход урока.
1. Организационный этап
Кто такие алхимики, какими исследованиями они занимались. Кто впервые применил веселящий газ в качестве анестезии и что такое химиотерапия. Ответы на эти вопросы вы получите изучив материал урока. А так же узнаете почему не следует заниматься самолечением антибиотиками.
2. Основная часть.Лекция.
Лекарства известны человеку с глубокой древности. Первые применяемые препараты - это лекарственные средства растительного происхождения, некоторые из которых используются и в наши дни.
Гиппократ описал более 200 лекарственных растений и способов их употребления. Недаром его называют «отцом медицины».
Клавдий Гален широко применял различные извлечения из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Спиртовые вытяжки называют «Галеновыми препаратами».
Основоположником медицинской химии является швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс, сочетавший в себе талантливого врача и алхимика. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения болезней минеральные воды и многочисленные химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца и ртути. Парацельс заложил основы медицинской химии, открыл новое направление в науке. Актуально до сих пор утверждение Парацельса об огромной важности количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».
|
Гемфри Деви изучая оксид азота(1) N2O, обнаружил, что вдыхание небольших количеств этого газообразного вещества вызывает опьянение, беспричинное веселье и судорожный смех, вдыхание больших количеств снимает зубную боль, еще большие количества оксида азота(1) вводят человека в состояние наркоза – полной потери чувствительности и сознания. Открытие Г.Деви анестезирующих свойств этого вещества позволило применять его в хирургической практике.
В начале 19 века были открыты первые алкалоиды - биологические активные азотсодержащие органические соединения растительного происхождения.
Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ, диэтиловый эфир, нитроглицерин.
Во второй половине 19 века Луи Пастер открыл анаэробные бактерии и способ обеззараживания и сохранения пищевых продуктов – пастеризация, и разработал пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины.
В 1909 г. Немецкий учёный Пауль Эрлих получил соединение мышьяка – сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса. Работы Эрлиха заложили основы химиотерапии – лечения инфекционных, паразитарных и онкологических заболеваний лекарствами, подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток.
1928 год – открытие А.Флемингом пенициллина – антибиотика. Антибиотики – попадая в организм они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы. Нельзя заниматься самолечением антибиотиками.
Лекарственные препараты, классификация по спектру действия: