Из воспоминаний донецких поэтов- бардов.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Сценарий мероприятия, посвященного

Дню Победы в Великой Отечественной войне

«Никто не забыт. Ничто не забыто.

День памяти и общей радости»

Г.Донецк, 2019

Цель: формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, гордости и уважения к своим соотечественникам, проявившим мужество в тяжёлые военные годы.

Задачи:

Образовательные: сохранение ипередача исторически правдивых знаний о событиях Великой Отечественной войны;

Воспитательные: воспитание чувства уважения и почтения к героям ВОВ; привитие любви и уважения к своему народу, к истории своей страны;

Развивающие: формирование таких навыков, как смекалка, сообразительность, умение работать в команде.

Характеристика группы: возрастная категория 8-12 лет.

 

Продолжительность: 2 часа.

Оборудование и материалы:

мультимедийное оборудование(проектор, ноутбук, экран);

столы – 2 шт.

на столе чистые листки и ручки.

мольберт - 2 шт.;

магниты - 4 шт.;

2 листа с названиями команд;

2 листа с нумерацией заданий для приклеивания звезд;

звезды - 56 шт.;

песочные часы;

дипломы (2 шт.)

Конверты №1 (задание №1) – 2 шт.

Конверты №2 (задание №2) – 2 шт.

Конверты №3 (задание №3) – 2 шт.

Конверты №4 (задание №4) – 2 шт.

Конверты №5 (задание №5) – 2 шт.

Конверты №6 (задание №6) – 2 шт.

Для задания №4:

На столике, за которым будет располагаться разведчик, лежат следующие предметы, накрытые тканью: ложка, фляжка, котелок, карандаш, бинокль, таблетки, расчёска.

Музыкальное и видео – сопровождение (Песни военных лет, звук метронома, мультфильмы о ВОВ).

 

Оформление помещения: На стенах комнаты плакаты, нарисованные детьми «Мы за мир»; плакаты с государственной символикой СССР и ДНР. Уголок памяти: распечатанные слайды презентаций, созданных воспитанниками студии, фотографии военных лет, книги и периодические издания. Книга памяти, в которую все желающие могут написать фрагменты воспоминаний, передаваемых в семьях о годах ВОВ, пожелания будущим поколениям.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте! Мы приветствуем вас на импровизированных военных сборах. Ребята, а вы знаете что означает памятная дата 9 мая? (ответы детей).

Ведущая: В этот день мы чтим воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества.

В комнате выключается свет и на экране запускается видеоролик о начале ВОВ.

Ведущий:

Сигнал тревоги
Над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.


Ведущая:

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби молча постоим.

– Минута молчания

(Минута молчания. Звучит метроном.)

 

Педагог: Советские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Со старшими ребятами мы открыли работу архива памяти событий ВОВ и пусть не так много пока собрано в ней информации, но считаем своим долгом поделиться с каждым из вас искрами живой пока еще истории. Истории не расчерченной политическими играми, историей живущей в сердцах родных и близких тех людей, которые становились участниками, героями страшных тех дней. Для этого в кабинете на стенде мы разместили несколько историй и фотографии. Приглашаем всех вас к знакомству с документами.

 

Ведущий: Сегодня, мы с вами станем юными защитниками Отечества. Вас ждут испытания и разнообразные задания, для выполнения которых понадобятся смелость, ловкость, меткость, аккуратность, выносливость, смекалка и многие другие качества настоящих воинов.

 

Ведущая: Перед началом нашего занятия, вы разделились на 2 команды, выбрали капитанов. Давайте познакомимся!

Капитан команды №1 – произносит свои Ф.И.

Капитан команды №2 – произносит свои Ф.И.

Также вы выбрали девизы команд:

Команда №1,

Команда №2.

На этих мольбертах мы будем отмечать успехи команд. За каждое выполненное задание вы будете получать награды (медали или звезды). У кого больше – тот и победил.

 

Ведущий: Вам предстоит пройти 5 этапов конкурса. После каждого испытания капитанам будет вручаться конверт. В каждом конверте будет лежать 2 фрагмента картины – пазл. После выполнения всех заданий, из пазлов надо собрать картину – это будет последнее 6 задание.

 

Задание №1.

Ведущая: Будущие воины должны быть не только сильными, ловкими, смелыми, но и людьми грамотными. Свои познания в истории Отечества вы сможете проверить, ответив на вопросы кроссворда и отгадав ключевое слово.

На задание дается 5 минут. За каждое отгаданное слово, вам будет вручаться 1 звезда. (Максимальное количество звезд – 6 шт.)

 

Задание №2.

Ведущий: В годы войны солдаты отправляли сообщения с полевой почтой, с почтовыми голубями и другими способами. Конечно же, каждое послание было зашифровано, чтобы враг не понял планы противника.
В конверте с заданиями лежат зашифрованное послание.

На задание Вам дается 5 минут. За выполненное задание вручается 2 звезды.

 

Ведущий: Пока учащиеся студии выполняют задание по расшифровке послания, гостям предлагается посмотреть мультипликационный фильм «Письмо на фронт» по одноимённому стихотворению Елены Благининой.

 

Ведущая: Команды хорошо справились с заданиями. А теперь проверим как капитаны выполнят свои задания. Капитаны команд, прошу Вас, выходите!

Солдаты писали письма домой, родным и близким. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно.

Капитаны, перед вами стоит задача – сложить письмо по схеме. На задание даётся 2 минуты. За правильно сложенное письмо – 2 звезды. Капитаны могут воспользоваться «подсказкой друга», одного из членов команды, но за эту подсказку будет вычитаться 1 звезда. (Максимальное количество звезд – 2 шт.)

Задание №3.

Ведущая: Вам хорошо известно, что противника можно победить не только силой, но и умом, смекалкой, а также логическим мышлением.

На выполнение задания Вам даётся 3 минуты. В пакете лежит задание с загадками. За каждую отгаданную загадку выдается 1 звезда. (Максимальное количество звезд – 6 шт.)

Загадки расположены в приложении к мероприятию.

 

Задание №4.

Ведущий: Любая военная операция невозможна без разведки. Пройдите в указанное место и выйдите на связь с нашим разведчиком. Узнать его вы сможете, только задав ему пароль-вопрос и получив правильный отзыв. Вы получите отзыв только в том случае, если произнесете верный пароль. Будьте внимательны и осторожны. Ведите себя крайне тихо, чтобы не упустить нужного вам разведчика.

После этого разведчик даст вам задание, выполнив которое, вы получите максимум 7 баллов.

Задание №5.

Ведущая: Игроки делятся на две команды. Одна команда поет любую известную военную песню, а другая должна в это же время показывать действиями звучащие слова, разыгрывая своеобразную сценку по тексту песни. Затем команды меняются ролями. Команду-победителя, лучше справившуюся с задачей, определяют зрительским голосованием или по силе аплодисментов.

 

Задание №6.

Ведущий: Ребята, в каждом конверте с заданием лежали пазлы. Таким образом, у каждой команды по 10 пазлов.

Задание – соберите картину, напишите название картины и фамилию автора. На выполнение задания Вам даётся 2 минуты. За полный ответ с названием картины и автора – 2 звезды, за неполный ответ – 1 звезда. Можно пользоваться подсказками в нашем литературном уголке.

 

Подведение итогов.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы были очень отважными, с честью выдержали все испытания.

Ведущая: А сейчас пришло время подвести итоги игры. Победителями становится….

Вручаются дипломы.

 

Приложения

Задание № 1.

Конверт для команды №1:

 

1. Исписанный лист бумаги в конверте.

2. Высшая награда за достижения во время войны.

3. Несчастье, неприятность, ужасное происшествие.

4. Народ, с которым воевали русские во время Отечественной войны.

5. Кто помогал взрослым во время войны в тылу (работал на заводах, в госпиталях, писал солдатам письма, вязал носки и варежки).

6. Наступление на врага.

По вертикали получается очень значимое для русского народа во время войны слово ПОБЕДА.

 

 

Конверт для команды №2:

 

1. Огнестрельное оружие, которым пользовались солдаты во время войны.

2. Столица нашей Родины.

3. Средство для обработки ран и ссадин.

4. Люди, которые жили в лесу в землянках, разведывали расположение войск и орудий врага, подрывали немецкие поезда и заводы.

5. Страна, с которой воевал Советский Союз с 1941 по 1945 годы.

А теперь посмотрите, какое слово получилось по вертикали.

Молодцы, ребята!

Задание № 2.

Карточка с ключом шифра:

А - 1 И - 9 Р - 17 Ш - 25
Б - 2 Й - 10 С - 18 Щ - 26
В - 3 К - 11 Т - 19 Ъ - 27
Г - 4 Л - 12 У - 20 Ы- 28
Д - 5 М - 13 Ф - 21 Ь - 29
Е - 6 Н - 14 Х - 22 Э - 30
Ж - 7 О - 15 Ц - 23 Ю - 31
З - 8 П - 16 Ч - 24 Я - 32

 

Шифровка: 25 19 1 2 3 12 6 18 20, 18 12 6 3 1 15 19 4 15 17. 15 22 17 1 14 32 31 19 5 3 6 16 20 25 11 9, 15 5 9 14 19 1 14 11. Текст шифровки: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________

 

Карточка для проверки: Текст шифровки: Штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки, один танк.

Задание № 3. Загадки

Конверт для команды №1:

Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Да это же...

(Противогаз.)

 

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

 

Говорят, что я ручная.

Почему — сама не знаю:

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки.

(Граната).

 

Дальнозоркого мне дали —
Он ко мне приблизил дали.
(Бинокль)

 

Имя девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная …

(Катюша)

 

Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно.

(Герой)

Конверт для команды №2:

 

Два брата, ростом по колено,
Везде с нами гуляют и нас защищают.
(Сапоги)

Сотворил в минувший век
Чудо-ухо человек.
За сто вёрст оно услышит,
Как медведь в берлоге,
Дышит.

(Радар)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)

Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)

 

Как называется подросток,
Изучающий морское дело?
(Юнга)

 

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)

Задание №4.

Конверт для команды №1:

В зале среди гостей находится ваш связной. Чтобы его обнаружить необходимо найти всех, кто держит в руках карточку с названием городов ДНР. У одного из них есть ответ на ваш пароль-вопрос. Правильный же ответ вы найдёте заглянув под прибор, который помогает согреваться солдатам в холода. Только не забывайте о времени и осторожности. Не доверяйте всем найденным связным, среди них могут быть шпионы. Задавайте вопрос всем пока не получите правильный ответ на пароль.

Пароль для связи: «Неужели в этом году будет такое же жаркое лето?»

Ответ разведчика: «Если тучи не заслонят горизонт».

Карточки с названием городов, которые перед началом мероприятия раздаются гостям. Города: Дебальцево, Горловка, Снежное, Макеевка, Торез. И с неверными названиями: Днепродзержинск, Алчевск, Киев, Воронеж,Ростов.

Карточки с ответами на пароль у тех гостей, которые держат правильные названия городов: «Не думаю, что такое же»; «Еще неизвестно»; «Если не помешают туманы»; «Поживём-увидим»; «Если тучи не заслонят горизонт».

Конверт для команды №2:

В зале среди гостей находится ваш связной. Чтобы его обнаружить, необходимо найти всех, кто держит в руках карточку с цветами флага ДНР. У одного из них есть ответ на ваш пароль-вопрос. Правильный же ответ, вы найдёте, заглянув в предмет, который является спутником солдата. Только не забывайте о времени и осторожности. Не доверяйте всем найденным связным, среди них могут быть шпионы. Задавайте вопрос всем пока не получите правильный ответ на пароль.

Пароль для связи: «Когда возвратились птицы?»

Ответ разведчика: «Они прилетают завтра».

Карточки с верными(5) и неверными(5) цветами флага.

Карточки с ответами на пароль у тех гостей, которые держат правильные названия городов: «В апреле»; «Сезона еще не прошло»; «Они прилетают завтра»; «Поживём-увидим»; «Их прячут облака».

Ведущая: «Ребята, в течение одной минуты вам надо изучить и запомнить представленный набор предметов (ложка, фляжка, котелок, карандаш, бинокль, таблетки, расчёска) ».

Ведущая снимает ткань с предметов, расположенных на столе и засекает с помощью песочных часов 1 минуту. Затем снова закрывает предметы тканью, выдает командам по листку бумаги и ручке и снова засекает 2 минуты, на то чтобы участники записали предметы, которые увидели.

После того, как участники выполнили задание, ведущая отправляет их обратно в зал.

Задание №5:

Смуглянка. Музыка: А. Новиков Слова: Я. Шведов. 1944

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там смуглянка-молдаванка
Собирала виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать:
Станем над рекою
Зорьки летние встречать!

Припев:
Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой.
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной!

А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню в лад:
- Партизанский, молдаванский
Собираем мы отряд.
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной.
Ждет тебя дорога
К партизанам в лес густой.
Припев.

И смуглянка-молдаванка
По тропинке в лес ушла.
В том обиду я увидел,
Что с собой не позвала.
О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам...
Вскоре вновь смуглянку
Я в отряде повстречал.

Припев:
Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
- Здравствуй, парень, забубенный, мой родной,-
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной!

Некоторые архивы, собранные по рассказам участников боевых действий, ветеранов и потомков тех людей, что стали свидетелями страшных событий ВОВ.

Интервьюируемый: Гулевский Вячеслав Петрович, 50 лет, г.Донецк.

1. Майбородина Екатерина Дмитриевна. Воронежская область.

2. Год рождения 1890. Год смерти 1973.

3. Бабушка (по матери).

4. Войну бабушка встретила в родном селе Грань, Воронежской области. Дедушка ушел на фронт еще в самом начале войны и погиб во время Смоленского сражения в августе 1941г. Екатерина Дмитриевна осталась одна с детьми и внуками. Их дом находился четко на линии фронта. Окопы шли по заднему двору (с 1941 по 1943 года), разделяя двор и огород. Рыли их всей семьёй вместе с солдатами красной армии. В этом же селе находились боевые силы советской армии. До расположения немецко-фашистских подразделений было 1,5 км.

Немецкие подразделения находились на возвышенности, и село было как на ладони. «Я сам, когда ездил в гости к бабушке, был на той возвышенности и смотрел в бинокль на село. Чётко видно каждый двор. Кто на улице и что делает». Так что, стреляли тогда хаотично и именно по мирным жителям. Каждый день немцы производили обстрелы села. Миномётные, т.к. для работы снайперов было большое расстояние. Между противоборствующими сторонами располагались природные преграды: лесная полоса, озёра, река. Огород всё равно приходилось засаживать картошкой между обстрелами. Иначе нельзя было, потому что кормилась с него вся семья. Вот так однажды, копая картошку, бабушка попала под минометный огонь. С трудом и риском ей удалось добраться к дому и укрыться в погребе с детьми. Чудом она тогда спаслась. А тёте не совсем повезло (Калашникова Любовь Дементьевна). Она вышла на улицу с детьми, чтобы они могли погулять на воздухе, но опять таки, начался внезапный минометный обстрел. Любовь Дементьевна одной рукой обнимала ребенка и только это спасло ему жизнь, потому что осколок мины вошел в руку тёти и застрял, не причинив вреда самому ребенку. Так в память о том дне она до конца своей жизни и носила осколок в руке.

 

На фотографии обычные жители, бывшие во время войны в родном селе и помогавшие солдатам красной армии держать оборону. День победы -09.05.1945г.

 

Дедушка – Гулевский Степан Стефанович. Сестра его и племянник

 

 

отец – Гулевский Петр Степанович.

Бабушка- Гулевкая Василиса Петровна.

1. Дедушка родился в 1886г -1890г. Бабушка, предположительно тоже.. Архивные документы и метрики были уничтожены немцами при оккупации. Отец 1926-1983г. Почетный шахтер нашего города.

6. Дедушка с бабушкой и детьми жили в с. Жемчужное Днепропетровской области, Юрьевского района. Дедушка состоял в коммунистической партии и служил на железной дороге. Бабушка занималась детьми и домом. Когда в село зашли немецкие войска, начались облавы и допросы. Искали коммунистов. Кто-то написал донос на деда и его забрали в плен. По сей день судьба и место захоронения его неизвестны. Бабушка осталась одна с 6 детьми.

Отцу-самому младшему- на момент начала войны было 14 лет. Жизнь во время оккупации была напряженной, опасались доносов, недоедали, колхозные поля не засаживали. Селяне обрабатывали свои огороды и тем выживали. Село находилось в оккупации с 1941 по 1943

Отца забрали немцы когда отступали. Угнали в составе подростков до 16 лет в Германию в 1942. Там он и находился до 1950г. Когда вернулся, отслужил 5 лет в рядах советской армии. После армии, он приехал жить и работать в Донецк. Стал шахтёром. Здесь и встретился с мамой, с которой они вместе участвовали в восстановлении послевоенного города.

Интервьюируемый: Белоусова Светлана Владимировна, 43 года, г. Донецк.

1. Латынина (Пилипенко) Анна Ивановна

2. 1918- 2013г.

3. Бабушка

4. Бабушка родилась в многодетной семье. Жили они в хуторе Звонецкое, Солонянского района, Днепропетровской области.

В 1932 г. бабушка начала работать на телеграфном пункте в городе Днепропетровске. О событиях 1941г. бабушка говорила так: «Прихожу я на работу утром, а там всюду бумаги валяются, беспорядок страшный, а такого никогда раньше не было. И никого нет. Когда я вниз спустилась (а телеграф наш был на 2 этаже), увидела, что все в суматохе бегают, собирают документы, вещи. Я сразу даже не поняла. А оказалось, что началась война».

Бабушка осталась без работы. Она вернулась в хутор. Голодно было. Поля не засеивались колхозные. Практически все мужчины ушли добровольцами на фронт. Прадедушку признали непригодным и оставили для работы в тылу. Когда немцы вошли в хутор, они выискивали коммунистов, устраивали показательные казни для запугивания селян. Бабушкину семью выгнали из дома и на его крыше установили пулемёты. (Их дом после войны изобразили в центре панорамы, которая находится в музее военной славы г.Днепропетровска). Дом располагался на перекрёстке дорог на возвышенности так, что являлся хорошей наблюдательной и огневой точкой для фашистов (освободить его для советской армии означало ослабить силы противника). Немцы просто так стреляли днём и ночью по людям, которые находились на улице. Без повода и без системности. Прадедушка и некоторые односельчане собрали свои семьи и вывезли в лесную полосу под покровом ночи на «брычках». Вывозили так, чтобы не могли найти. Заметая ветками след. Их не сразу кинулись искать.

В лесу люди выкопали землянки близко друг к другу. Питались теми скудными запасами круп, которые удалось вывезти. А это малость. Детям не давали сильно шуметь, чтобы проезжающие по шоссе машины или собаки-ищейки не услышали. Кушать готовили быстро под покровом ночи, стараясь прикрыть огонь со всех сторон. А дым ночью не был виден в хуторе. Но и ночью, старики разрешали разводить костер в самодельных земляных печах ненадолго. Боялись даже того, что запах пищи дойдет в село. Поэтому еда чаще была недоваренной. И ее было ровно столько, чтобы не умереть от голода. Старались в первую очередь кормить детей и стариков. Каждый день кто-нибудь делал вылазку к хутору, в надежде, что там уже советские войска. Видимо, в одну из таких ночей и вычислили немцы стоянку беглецов. Утром приехали за ними с собаками. Людей гнали толчками в спину, не обращая внимания на то, кто перед ними старый или маленький, женщина или мужчина. Одну семью расстреляли на месте. Видимо, чтобы вселить жуткий страх во всех.

Чудо спасло прадедушку с семьей. Настоящее чудо. Все они спрятались в землянке. Прабабушка и бабушка молились, чтобы собаки их не учуяли. И так и вышло. Собаки чудом прошли мимо, а семейная бездетная пара, которая жила рядом, их не выдала. Многих тогда расстреляли…

5. Чтобы как-то прокормится нужен был хоть один паёк на семью и бабушку забрала знакомая работать в столовую для военнопленных советских солдат, которых заставляли работать сутками, пытали и расстреливали. Работая там, она могла получить паёк хлеба на работе и поделиться им с семьей. Работники столовой изо всех сил старались дать больше порцию, выкроить что-нибудь из провианта для немцев и украдкой подкормить изможденных наших солдат. Потому что немцы, охранявшие военнопленных, питались совершенно иначе. Им готовили из хороших продуктов и немецкие пекари пекли хлеб из настоящей муки. В пайке же, которым питались работники столовой и пленные были в основном опилки и отруби. Только работавшим в столовой давали еще чай чуть подкрашенный, а военнопленным просто стакан воды к пайке. Если немцы ловили на краже, то могли заключить под стражу, избить или вообще убить на месте. Бабушка, работая там, очень сильно заболела. Боли в животе были такими, что она пряталась в подсобку и корчилась от боли. Заведующая столовой, рискуя жизнью, стала отливать из офицерских кастрюль бульон и им отпаивала бабушку. Строгая она была, но человечная. И именно благодаря ей, бабушку не увезли в Германию. Хотя все её документы были подготовлены для отправки. Когда она, понимая, куда её ведут, плакала, заведующая отозвала в сторону офицера и сказала ему, что это её лучшая работница и уговорами, и требованиями отстояла бабушку. Её оставили в городе.

В Донецк бабушка и дедушка приехали с детьми в 1950г. Дедушка работал на мельнице и строил дом. Мама в 1954 году пошла в школу №55 г. Сталино, которую окончила в 1965г. Она рассказывала, что только в 1965 году осенью в подвалах школы нашли снаряды немецкие. Вот так и учились как на пороховой бочке. Ещё мама из детских воспоминаний рассказывала, как на территории нынешнего парка Славянской культуры находили фрагменты костей людей, замученных в концлагере на том самом месте, где сейчас стоит памятник жертвам фашизма и горит вечный огонь. Такими же воспоминаниями с нами делились старушки, жившие там в годы войны и приходящие по сей день к вечному огню почтить память погибших в то страшное время. Они рассказывали как украдкой пробирались их родители к забору во время выгула заключенных и старались дать им куски хлеба. За это немцы могли схватить и бросить в тот же лагерь, или расстрелять на месте. А еще вспоминали, как заключенных заставляли копать ров у забора и, когда работа была закончена, их ставили по краю и расстреливали. Ужасные вещи видели, тогда еще маленькие девчонки и забыть этого не смогли за всю жизнь.

Мама также участвовала в субботниках, когда восстанавливали город. Потому что его восстановление шло медленно. Многие участки требовали разминирования, сноса и новой застройки.

 

На фотографии бабушка с сестрой и своей племянницей перед самым началом войны.

Из воспоминаний донецких поэтов- бардов.

Мой прадед, Колесников Василий Пантелеевич, в годы Великой Отечественной войны защищал нашу землю, наш Донбасс.

Родился прадед в 1915 году в селе под Новосибирском. После окончания школы был призван в ряды Советской Армии в Донбассе. Здесь же, в тогда еще г.Сталино, познакомился с моей прабабушкой. По окончании службы остался здесь работать на шахте и учился в техникуме на бухгалтера, в будущем хотел учиться дальше. Закончив техникум в начале июня, еще до войны, они с прабабушкой поженились и мечтали жить долго и счастливо, но гром войны помешал их счастью. В первые дни войны (не смотря на бронь) он, как и многие другие, добровольцем ушел на фронт.

В августе был сформирован батальон, в котором воевал мой прадед в звании старшего сержанта. Они держали оборону под Марьинкой с.Максимельяновка. Когда пришел приказ отступать, то должен был остаться отряд и держаться до последнего, пока шла эвакуация. Это был отряд, которым командовал мой прадед. Несколько дней отряд сдержывал врага, когда осталось несколько человек, каждый из солдат выходил один на один с танком. Сколько оставалось солдат, столько и было остановлено танков врага. Они погибли все, но свою задачу бойцы вывполнили до конца.

После, местные жители похоронили солдат и на могиле установили самодельный крест из веточек, а документы и вещи, которые уцелели, хранили в тайне. Жетон моего прадеда был заполнен. Он погиб в начале войны, в августе 1941 года, а через полгода у него родился сын.

После войны, на месте захоронения, жители села, вместо самодельного креста, установили обелиск, а чуть позже, на месте сражения, был установлен памятник с именами погибших в жестоком бою. В памятные дни, на протяжении многих лет люди приносят цветы солдатам, защищавшим свою землю.

 

Есть бессмертье у павших,

Вечность есть у солдат,

Вдоль поселков и пашен

Обелиски стоят.

На просторах Российских,

Посреди тишины

Обелиски, как память,

Не пришежших с войны.

Пали парни в сраженьях,

Став легендой тех дней,

Есть свое продолженье

В песнях их сыновей.

От России неблизко,

Всюду звезды видны-

Обелиски, как память,

Не пришедших с войны.

Время ливнями смыто,

Память все сохранит.

Нет! Ничто не забыто!

И никто не забыт!

Люди, кланяйтесь низко

Алым звездам весны-

Обелискам, как спискам,

Не пришедших с войны!

В.У.Куржев

 

 

Мой прадед, Кириллов Андрей Федорович, родился в 1894г. в Великоновоселковском районе в с.Старый Комар. Прошел гражданскую войну гринадером. В Великую Отечественную войну был призван в 1943г. в пехоту. Участвовал в боях за освобождение г.Мелитополь. Погиб от разорвавшегося рядом снаряда при штурме г.Мелитополь в 1943г. Похоронен в братской могиле в г.Мелитополь.

День победы 9 Мая-

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи в войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

Н.Томилина

Интервьюируемый: Татьяна Степановна Муляр, 67 лет, г.Донецк 67 лет, г.Донецк.

 

1. Муляр Степан Федорович.

2. 1904- 1985г.

3. Отец.

4. Папа прошел всю войну. А в 1944 он чудом уцелел во время штурма Сапун-горы. К решающему штурму, сыгравшему главную роль в освобождении Севастополя советские войска готовились основательно.. Необходимо было провести тщательную разведку. Немцы тогда хорошо укрепили свои позиции. Да и природные особенности возвышенности (Сапун горы), позволяли делать дополнительные блендажи и укрытия, из которых во время боя вёлся прицельный огонь по нашим солдатам. Но тогда, накануне штурма командование построило всех солдат. Объяснили задачу, не скрывая того, что вернуться немногие. И все ведь были готовы на тяжёлый бой у горы, где было очень сильное укрепление немецких солдат. Бой начался еще утром около 10 часов и длился до самого вечера. Один из пришедших подбодрить солдат командиров спросил:" Кто может шить сапоги?" Никто не умел. Но не идти же в бой босыми! И мой отец Степан Федорович сделал шаг вперёд и сказал: "Я умею" Хотя, только видел как управлялся с обувью его брат Терентий Фёдорович. И правда он это сделал. Да так, что ему после этого было очень много заказов. Вот так если очень захочешь что-то сделать, у тебя обязательно всё получиться. В тот день было очень много убитых и раненных. Отец имел 5 наград (к сожалению, данных не сохранилось) Папа и после войны остался работать в военкомате. Потом он работал в Новожелановской колонии для сирот войны.

5. После войны восстановление городов разрушенных во время боёв шло всем миром, как говорится. Формировались стройотряды. Люди даже после работы участвовали в разборе завалов разрушенных зданий, разминировании порой неразорвавшихся снарядов, вели поисковые работы, производили перезахоронения и помогали устанавливать мемориалы. Мои дяди, тоже прошедшие войну и восстанавливавшие города, останутся навсегда в памяти как Герои. И мне выпало в составе комсомольского стройотряда медицинского института, принимать участие в восстановлении города Севастополя.

 

6. На фотографии Муляр Степан Фёдорович уже в 1950г.

А здесь фото прошлых лет. Дяди Татьяны Степановны

Интервьюируемый: Фалин Александр Михайлович, 62года, г. Санкт-Петербург.

Народный художник, г. Санкт-Петербург.

 

1. Серова (по мужу) Александра Степановна.

2. Она примерно с 1928 - 1929 г.р..

3. Теща.

6. Во время войны была почти ребенком, и жили они с матерью в деревне Заозерье Гдовского района Псковской области. Там кругом леса, болота и озера. Ее мама (уж не знаю имени) была связана с местными партизанами и тайком пекла хлеб для них. Немцы часто наведывались в деревню и приходилось быть очень осторожной. В определенное время приходили партизаны и получали хлеб и информацию, которая их интересовала: где немцы, что делают и т.п. А после их ухода (это все ночью) она тщательно убирала все следы их прихода в доме и на дороге, потому как говорила Александра Степановна: «Немцы расстреляли бы всю семью только за одно подозрение». Там шла партизанская война и пощады бы не было. Жили голодно, фашисты грабили население, впрочем как и везде. Тем не менее, каким-то образом находились силы помогать партизанам, которым было еще тяжелее.
Фотографий тех лет, к сожалению, не осталось.

 

1. Фалин Михаил Ильич и Фалина Зоя Егоровна.

2. Оба 1929г.р.

3. Отец и мать.

4. Они не были в оккупации, но были недалеко от фронта в одной деревне среди лесов в Калининской области. Фронт до них не дошел километров 70. Они видели ночами зарево, как горел город Калинин. Осенью 1941 мой отец в 12 лет был в поле возле деревни и видел как немецкий самолет на низкой высоте летел в его сторону и, увидя его, еще явно мальчишку, обстрелял из пулемета. Отец рассказывал как по полю в его сторону начали взлетать фонтанчики от пуль. Летчик промахнулся, но продолжив стрелять попал в угол одной избы. Видимо были зажигательные, потому что угол загорелся. Правда его жители быстро потушили. Вот пожалуйста пример, что немецкий летчик стрелял даже по детям. (помните картину Пластова "Фашист пролетел"?). Ну вот та же история, только без убийства.

Той же осенью мама была на несколько дней у тетки на станции Сонково - это километрах в тридцати. Станция узловая, большая а дом тетки был совсем рядом с путями на которых стояли и проходили эшелоны. Ночью был авионалет и немцы сильно разбомбили станцию. Мама натерпелась страху в доме, который весь подпрыгивал от взрывов рядом. Только чудом в дом не попала бомба и она осталась жива. Рассказывали также, что через их деревню проходили беженцы, гнали много скота. Отца через год или два поставили бригадиром, поскольку все мужики ушли на фронт. Жили очень бедно. У отца было еще четыре брата и три сестры. Двое старших тоже потом воевали. Отец его (мой дед) погиб еще в Смоленском сражении в августе 1941. Осталась его жена с восемью детьми. Мне бабушка, помню на память, рассказывала, что от Ильи пришло всего одно письмо, коротенькое: "Здравствуй, Анна. Завтра бой. Буду жив или нет - не знаю. Привет новорожденному. " Он так и не узнал, кто в это время родился. А родилась в эти дни его дочь - Вера. Когда в июле он уходил на войну, моя бабушка была уже на последнем месяце беременности.

​ Фото тех лет не сохранились потому что дом сгорел при пожаре в 1964 году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: