ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Основополагающие слагаемые имиджа
Слово «имидж» переводится на русский язык как «образ».
Играет ли значительную роль в достижении человеком успеха в жизни его позитивный образа в сознании людей?
Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности.
Рассмотрим, как влияют различные обстоятельства и факторы на создание образа делового человека.
Как вы оцените следующий прием, описанный Марком Твеном в рассказе «Как меня выбирали губернатором». Во время предвыборного выступления кандидата на сцену выбежало множество малышей разных национальностей с криками: «Папочка, зачем ты нас бросил?!»
Успеху делового человека способствует имидж порядочного человека. Выдающийся американский писатель в упомянутом рассказе показал, что в политической жизни это обстоятельство усвоено давно, и что скомпрометировать конкурента - значит уничтожить его.
Как сказываются на имидже телосложение и рост?
Крупные люди воспринимаются как более значительные. Они изначально выделяются. Это, безусловно, способствует их продвижению по службе. Но вот парадокс. Среди выдающихся личностей были люди небольшого роста: Ленин, Сталин, Наполеон, Суворов, Жуков, Пушкин, Лермонтов, Чаплин и другие. Существует даже изречение: «Бог любит маленьких».
Причина не в Боге, а в людях. Свои маленький рост многие мужчины воспринимают как вызов судьбы. Они начинают жить в трех измерениях: работают, работают и еще раз работают над собой. И добиваются всего.
В деловом общении должны ли видеть в вас только делового партнера: пол при этом не имеет значения - «деловое общение бесполо»?
|
В деловом общении пол имеет большое значение. Если мужчина не видит в собеседнице женщину, то это резко ухудшает ее имидж, в том числе и как делового партнера. Если женщина не видеть в собеседнике мужчину, то это наносит урон деловому имиджу партнера.
Какие качества ценят мужчины в деловой женщине?
Мужчины ценят в женщине, кроме деловых качеств, внешнюю привлекательность и женственность, поэтому производить впечатление «синего чулка» не стоит.
А женщины — в мужчине?
Женщины особо ценят в мужчине ум, благородство, щедрость и мужественность.
Должен ли деловой человек производить впечатление заботящегося о своей внешности?
Установлено, что когда человек видит, что другой ради него постарался, чтобы произвести хорошее впечатление, он воспринимает это как комплимент. Ведь этот другой как бы говорит: «Я уважаю тебя, дорожу твоим мнением». Возникшие по этому поводу положительные эмоции переносятся на человека, их вызвавшего, повышают привлекательность его образа.
Конкретным проявлением заботы о том, как человек выглядит, является то, что он не забывает гладить костюм, стричься, доводит до блеска обувь, всегда чисто выбрит и т.д. Все это требует постоянных усилий.Забота о своей внешности - скрытый комплимент окружающим.
Влияет ли наличие большого количества средств связи на имидж их обладателя?
Наличие телефонов, факса, электронной почты повышает имидж их обладателя. Все эти технические средства свидетельствуют о том, что он серьезен и заботится о своих партнерах, облегчая возможности коммуникации.
|
О чем могут «сказать» письменные принадлежности делового человека?
Стоимость пишущей ручки, делового блокнота свидетельствует о благосостоянии человека. Поэтому деловые люди стараются пользоваться письменными принадлежностями от известных фирм, например, покупают авторучки «Паркер».
Имидж и общение
Следует ли быть максимально серьезным в деловом общении?
Хорошая шутка нередко спасает в самых затруднительных ситуациях. Окружающие благодарны тем, кто умеет поднять им настроение. Умение пошутить повышает имидж.
Облегчают ли шутки взаимопонимание в беседе с малознакомым собеседником?
Лучше шутить с хорошо знакомыми людьми, знающими друг друга, по крайней мере, в части того, понимает ли собеседник шутку или нет. Есть люди, которые полностью лишены чувства юмора. С такими людьми, как говорят, шутки плохи. Поэтому с малознакомым собеседником лучше не рисковать.
Вы позвонили в офис фирмы. Вам посоветовали перезвонить по такому-то телефону и спросить Сергея Петрова. Отразится ли такой ответ на имидже данной фирмы?
Имидж фирмы резко падает, когда мы видим, что серьезные вопросы (а мы считаем свои вопросы именно такими) поручено решать людям, не заслужившим даже обращения по отчеству.
В своем кругу можно обращаться друг к другу как угодно. Но в присутствии партнеров - лучше по имени и отчеству.
В каком случае ваш имидж укрепится? Если действовать по принципу:
а) будьте мягки, говоря о проблеме, но тверды с людьми;
б) будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
|
Твердость в отношении с партнерами понижает имидж, ибо воспринимается как бездушие. В современном менеджменте утвердился другой принцип делового взаимодействия: будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми. Облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения.
Как лучше действовать, осуществляя деловой контакт? Необходимо:
а) примирить позиции, а не интересы;
б) примирить интересы, а не позиции;
в) примирить и интересы, и позиции.
Люди крайне трудно отходят от своих позиций, ведь позиции основываются на их мировоззрении. Примирить позиции бывает гораздо труднее, чем интересы. Но взаимное удовлетворение интересов и служит обычно целью переговоров. Приведем следующую поучительную историю.
Директор крупного государственного предприятия очень плохо относился к новоявленным бизнесменам. Но вот один из них позвонил директору и сообщил, что может вывезти отходы производства, которыми был забит весь двор предприятия. Городские власти просили большие деньги за вывоз их на свалку. Таких денег у завода не было. По поводу отходов у завода возникали проблемы: пожарные штрафовали за отсутствие проезда на случай пожара, да и осуществлять внутренние перевозки было неудобно.
— Сколько это будет стоить? - спросил директор.
— Вам - нисколько, мы еще вам заплатим. Мы нашли им применение.
Договор был заключен. Работа выполнена. Все остались довольны.
Поучительный пример, иллюстрирующий правило: В деловом контакте достаточно, примирить интересы, а не позиции. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела, но может ему помешать.
В деловом контакте предпочтительно использовать:
а) утверждения;
б) вопросы.
Собеседник, злоупотребляющий утверждениями, воспринимается, как безапелляционный, категоричный, резонер. Такая манера вести беседу является чреватой конфликтом. Имидж резонера страдает. Наоборот, задавая вопросы, мы демонстрируем интерес к собеседнику, к его мнению. Это является скрытым комплиментом. Имидж спрашивающего партнера по общению повышается. К тому же психологическое преимущество всегда на стороне человека, задающего вопросы, а не отвечающего на них.
Общаясь, следует:
а) показывать свою открытость для критики;
б) избегать этого.
Открытость для критики демонстрируется словами: «Прав ли я, считая, что...», «Если я не прав, поправьте меня...» и т.п. Такая тактика уважительна по отношению к собеседнику и повышает его мнение о партнере.
В Ваш адрес сделано нетактичное, задевшее вас высказывание. Что лучше?
а) дать моментальный и эффектный отпор;
б) сделать паузу перед ответом.
Не следует торопиться с ответом на нетактичный выпад. Чем более эффектно вы ответите, тем больше обидите собеседника, и ваш имидж «как обидчика» упадет, а противостояние только усилится.
Сделайте паузу. Дайте тем самым возможность обидчику одуматься и взять свои слова назад. Ведь нередко в таких случаях говорят: «Извините, я погорячился...» Это наилучший выход из начавшегося противостояния. Ответив же конфликтогеном на конфликтоген, мы в силу закономерной их эскалации получим конфликт.
Стоит ли в беседе с деловым партнером подчеркнуть, что только письменное соглашение имеет ценность?
Слово делового человека значит не меньше, чем подписанный договор. Верность слову - лучшая характеристика делового человека. Поэтому подчеркивать преимущества письменного соглашения перед устным и тем более принижать ценность устного соглашения, значит усомниться в порядочности своего партнера. При этом Ваш имидж пострадает, т.к. подозревают других в нечестности больше те, кто сами нечисты на руку.
Наши предки дают нам прекрасные примеры. Купцы очень гордились тем, что слово купца - надежнее любого договора.
Эффекты социального восприятия
Эффекты социального восприятия играют важную роль в создании имиджа.
Эффект ореола: если человек добьется больших успехов в какой-то конкретной области, то окружающие его люди будут считать его способным на большее и в других областях.
Так ли это? Данный эффект основан на заблуждениях. Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой. Взять, к примеру, спортсменов. Закончив выступать в сравнительно молодом возрасте, имея высшее образование, имя, поклонников, связи, многие из них не только не достигли успехов в других видах деятельности, но и закончили жизнь плачевно. И это несмотря на наличие у них сильной воли, работоспособности, умения достигать победы.
Есть множество других примеров, когда люди, которые блестяще делают свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.
По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого человека она деморализует. Сильного - мобилизует.
Многие известные люди не раз утверждали, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа - расслабляет, а поражение - заставляет действовать. Поражение - это когда ты с смирился с тем, что проиграл. А если не смирился, то это временная неудача.
А в сознании большинства действует эффект неудачника: человека, потерпевшего неудачу в какой-то одной области, окружающие люди преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Психологической основой этого эффекта является факт угнетающего воздействия неудачи.
Неудачников никто не любит. Представим себе такую ситуацию. Клиент приходит в банк и просит кредит: «Мне в Сбербанке отказали, в Агропромбанке отказали, может, вы мне дадите?» Всякий скажет, что и здесь ему откажут. Потому, что он неудачник.
В бизнесе указанные эффекты работают. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи, особенно плохое финансовое положение.
В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос «Как дела?» ответит только бодрым «О'кей» и никогда не станет плакаться о своих неудачах.
Эффект проекции: приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному - недостатки.
Действительно, когда человек приятен, то все в нем представляется хорошим, недостатки кажутся милыми или не замечаются. Говорят же: «Любовь слепа». И даже когда окружающие указывают на недостатки объекта любви, влюбленные не хотят этого слышать и видеть. Потом уже, когда любовь ослабеет: «Ах, мама, как ты была права!»
Эффект опережения: информация о незнакомом человеке, полученная людьми до начала общения с ним, прочно ими усваивается и в дальнейшем длительное время определяет характер взаимодействия с ним.
Имидж и одежда
Влияет ли одежда на деловой успех?
Один из впоследствии самых богатых людей на Земле начинал свою карьеру мелким служащим. Он почти весь свой скромный заработок, живя впроголодь, тратил на приобретение дорогих костюмов.И, кроме того, он ухитрялся оплачивать ежегодные взносы в престижный деловой клуб. Именно в этом клубе он получил информацию, позволившую ему провести серию удачных сделок, давших толчок его предпринимательской карьере, началу состояния.
О ком идет речь? Речь идет об Аристотеле Онассисе.
Одежда человека влияет на его деловой успех (или неуспех). Психологическая основа этого - в «эффекте ореола».
Правда ли, будто бы хоккеистам НХЛ и баскетболистам НБА запрещено появляться в общественных местах в джинсах?
Спортсмены, представляющие знаменитые спортивные клубы НХЛ и НБА, по условиям контракта, не должны появляться неподобающим образом одетыми в общественных местах, ибо это может бросить тень на имидж и спортсмена, и его клуба. Нарушение такой «рекомендации» наказывается весьма строго, и первые спортивные легионеры из России, прибывшие в США и Канаду, несколько раз на этом «обожглись» (именно на джинсах). Однако быстро поняли, как надо относиться к «рекомендациям».
В фильме, снятом о жизни в США знаменитого российского хоккеиста Вячеслава Фетисова, есть сюжет, показывающий его сборы при отъезде на игру. В чемодан он кладет несколько костюмов, белых рубашек и галстуков. Сам он - в костюме, белой рубашке и галстуке. Ни джинсов, ни спортивного костюма он с собой не берет. В этой поездке он будет на людях. Дома он может расслабиться. На людях - нет: имидж свой и клуба превыше всего.
Спортсменам этих клубов не рекомендуют посещать «Макдональдс». Имидж человека связан с местами, которые он посещает, с людьми, с которыми он общается.
Возьмем два противоположных случая: один свободное время проводит в библиотеке или в театре, другой - в забегаловке, в подворотне. Данной информации достаточно, чтобы создать образы этих людей.
В развитых странах к местам посещений относятся очень щепетильно. Состоятельный человек не зайдет в дешевое заведение (магазин, ресторан, бистро). Это может бросить тень на его имидж — ведь знакомые могут подумать, что его дела плохи или что он знается с «неподходящими» людьми.
Должен ли деловой человек следить за модой? Конечно же деловой человек должен следить за модой. Речь не идет о сиюминутных «писках» моды и различных экстравагантностях. Однако общее направление - какие костюмы, галстуки модны, а какие выходят из моды - необходимо учитывать при очередных покупках.
Мы заостряем на этом внимание именно мужчин, потому что они несравненно консервативнее женщин в одежде. Им нравится то, к чему они привыкли. В магазине они останавливают свой выбор, как правило, на привычной модели. И могут купить то, что уже выходит из моды.
Поскольку следить за модой деловому мужчине некогда, то не упустите прекрасную возможность дать женщине отличиться. Спросите ее совет и Вы узнаете, что она в курсе не только женской, но и мужской моды. Ведь просматривая журналы мод, женщины не пропустят раздел мужской моды. Им все интересно! И слава Богу - есть с кем проконсультироваться.
Старомодно одетый деловой человек может угодить в глазах сотрудников в разряд консерваторов. Костюмы, покрой которых давно вышел из моды, могут навести на мысль о том, что и взгляды его также не соответствуют духу времени.
Какую одежду должен носить деловой человек?
Классическая одежда делового человека - белая рубашка, темный костюм, черный галстук?
Черный галстук с темными костюмом и белой рубашкой — классическая одежда для похорон. Исключение составляет офицерская форма некоторых родов войск и служб. Черный галстук нужно использовать с большой осторожностью, следя, за тем, чтобы другие элементы костюма не наводили людей на скорбные мысли.
Какие кроссовки можно одеть с пиджаком и с галстуком.
С пиджаком и галстуком нельзя надевать никаких кроссовок. Вопрос этот простой и поставлен лишь потому, что с момента, когда кроссовки вошли в моду, и до сегодняшнего дня приходится встречать «деловых людей», смешивающих в своей одежде разные стили: деловой и спортивный.
Деловые переговоры будут испорчены, если ваша голова будет занята не условиями сделки, а тем, куда бы спрятать ноги с носками, вызывающего цвета.
Светский раут (в реалиях нашей жизни обычно представлен презентацией): мужчины в смокингах и строгих вечерних костюмах прогуливают по холлу дам в элегантных платьях. Но кто-то робко жмется у стены: один — в черном смокинге, светлых носках и рыжих ботинках, другой к черному костюму надел цветную сорочку с ярким пестрым галстуком.
Но мы с вами знаем: вечерний костюм - одежда очень обязывающая: цветная или полосатая сорочка, яркий галстук, светлые или красные носки, светлые ботинки в сочетании с черным костюмом или смокингом недопустимы. Идеальное сочетание: белая (в крайнем случае — в тонкую полоску) сорочка, галстук классических расцветок, черные или темно-коричневые носки, черные туфли.
Деловой костюм менее капризен и допускает более свободные комбинации, но все же очень уж увлекаться ими не стоит. Прежде всего, обратим внимание на гамму: коричневый костюм не сочетается с синей, светло-розовой, светло-зеленой или салатного цвета сорочкой. Под синий костюм не стоит надевать розовую сорочку или ярко-коричневые ботинки. Будьте осторожны с галстуком: как бы ни были модны яркие расцветки, они подходят лишь к свободному стилю, но никак не к деловому. Галстук зелено-рыжих тонов к синему костюму не идет совершенно. К деловому костюму, какой бы расцветки он ни был, не подойдут и светлые носки — они уместны только летом.
Если ваша фигура не подходит под описание «высокий, стройный мужчина», то двубортный костюм из своего гардероба лучше исключить — он еще больше «укоротит» вас, а если вы еще и толстоваты — превратит в колобка. Выберите однобортный.
Джинсы, без сомнения, одежда очень удобная и универсальная. Но все же переборите в себе соблазн надевать их «и в пир, и в мир, и в добрые люди». А если классический деловой костюм вызывает у вас отвращение, то его прекрасно заменяют комбинации брюк более свободного, чем костюмные, покроя с пиджаками (в этом сочетании допустима водолазка, заменяющая сорочку).
Что можно класть в наружные карманы пиджака: ручку, карандаш, расческу?
В наружные карманы пиджака можно класть только носовой платок. Все остальное – только во внутренние.
Обращают ли женщины, внимание, начищены ли ботинки у мужчин?
На этот вопрос обычно большинство отвечает правильно: да, женщины замечают, начищены ли ботинки у мужчин. Знать-то мужчины знают, но в большинстве своем чистят обувь реже, чем требуется. Лень мужчин сильнее желания производить хорошее впечатление.
Повышает ли престиж перстень на руке делового человека:
Если перстень очень дорогой - это может быть расценено как желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой - указывает на ограниченность финансовых возможностей его обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж. Из украшений деловому человеку рекомендуется только обручальное кольцо.
Желающим блеснуть своими возможностями напомним, что настоящее богатство не афиширует себя. Наиболее преуспевающие деловые люди не кичатся роскошью, более того — поражают окружающих скромностью одежды и отсутствием всяческого расточительства.
Исключение представляют жители Ближнего Востока. У них дорогие украшения - знак процветания. В общении с ними дорогой перстень будет способствовать повышению вашего имиджа.
При посещении цехов руководство должно одеваться изысканно, чтобы, подкрепить свой статус:
а) да;
б) нет.
Руководитель не должен своей одеждой контрастировать с одеждой подчиненных. Изысканной одеждой руководитель будет подчеркивать, что он «страшно далек от народа», что комфортность его производственной среды намного выше, чем у работников цеха. Это может вызвать раздражение и отрицательно отразиться на его имидже.
Сочетание коричневых и синих тонов:
а) придает облику авторитетность;
б) ничего подобного.
Если оттенки коричневого и синего цветов подобраны удачно, то (как установлено психологами), такое сочетание придает облику авторитетность. Самая простая реализация такого сочетания — в галстуках.
Если Вам предстоит выступать перед аудиторией более трех минут, Вы:
а) откажетесь от яркого галстука;
б) не откажетесь.
Если выступление очень короткое и надо максимально привлечь внимание, выделиться среди других и запомниться, то костюм может помочь в этом, так как при кратком выступлении влияние непроизвольного внимания возрастает.
Синий костюм, белая рубашка; красный галстук — это элегантное сочетание вызывает как непроизвольное внимание, так и положительные эмоции.
Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимания и притупят интерес к выступающему.
При длительном выступлении яркие, привлекающие внимание детали одежды вызывают все нарастающее раздражение. Поэтому от них лучше отказаться.
Время более трех минут позволяет (при хорошей подготовке) привлечь внимание содержанием своего сообщения.
Все это надо учитывать в процессе подготовки и проведении деловых встреч, бесед.
Как воспринимается ношение дымчатых очков?
а) повышает имидж;
б) понижает;
в) не влияет.
Дымчатые очки, скрывая глаза, являются препятствием для общения, поэтому могут раздражать собеседника. Это раздражение подсознательно переносится и на человека, прячущего свои глаза.
Тот же вопрос про обычные очки.
Человек в очках (от близорукости) воспринимается окружающими как более начитанный, образованный, т.е. очки несколько повышают имидж. Поэтому некоторые деловые люди с отменным зрением носят очки без диоптрий, чтобы обратить себе на пользу этот стереотип восприятия очкариков. Особенно этим грешат японские бизнесмены.
Из предлагаемых вариантов ответов выберите правильные. Наиболее подходящая женская одежда для работы:
а) платье;
б) костюм;
в) блузка с юбкой;
г) брюки.
Наиболее способствует успеху деловой женщины следующая одежда, прежде всего — деловой костюм: юбка с пиджаком, жакетом, блузкой. В солидных фирмах работающей там женщине запрещено появляться в брюках. Платья допустимы только в жаркую погоду, причем только однотонные.
Одежде деловых женщин придается особое значение. Например, в вестибюле зданий ООН нередко дежурят дамы, в обязанности которых входит не пропустить на работу сотрудницу, если та одета «не по форме» или попросту безвкусно. Более того, при входе-выходе, в том числе и в конце рабочего дня, женщина может получить замечание, если не выглядит бодрой.
Стоит ли носить облегающие свитера, джинсы, подчеркивающие достоинства фигуры?
Одежда не должна быть облегающей, чтобы не вызывать у мужчин мыслей, далеко уводящих их от работы.
Прическа должна быть:
а) эффектной;
б) строгой.
По той же причине прическа должна быть строгой, но элегантной.
Украшений должно быть:
а) много;
б) как можно меньше;
в) отказаться от них вообще.
Украшения должны быть:
а) средней цены;
б) дорогие.
Украшений должно быть как можно меньше, но они должны быть, по возможности, дорогими.
Косметика должна быть заметна:
а) со среднего расстояния;
б) с близкого расстояния.
Косметика должна быть заметной лишь с близкого расстояния.
Следует сделать упор на косметику:
а) декоративную;
б) профилактическую.
Следует сделать упор на профилактическую косметику, не злоупотреблять декоративной.
Допустимы ли маленькие женские хитрости: «игра глаз», «случайно» обнаженное колено и т.п.? Как Вы оцените каждое из следующих действий женщины: «играет» своим кольцом, ожерельем, замочком сумки, накручивает на палец прядь волос».
Перечисленные в этих вопросах действия относятся к сексуальным жестам и могут вызвать соответствующее желание у мужчины.
Нередко после этого женщины жалуются, что начальник начинает приставать и настаивает на интимной близости, к которой она не расположена. В этом случае жаловаться ей нужно на свою непредусмотрительность.
Если же женщина не зависит по службе от делового партнера, то упомянутые «женские хитрости» могут и помочь ей решить вопросы.
Обязательно ли носить колготки, чулки в жаркую погоду?
В любую погоду женщина на работе должна быть в колготках или чулках.
Обязателен ли макияж?
Макияж является обязательным: накрашенные губы, ресницы, немного румян.
Правда ли, что в солидных фирмах женщина в обеденный перерыв должна переодеться?
Действительно, в солидных фирмах требованияк одежде особенно строгие. В частности, сотрудницам в обеденный перерыв рекомендуется сменить блузку и колготки.
Создадим краткий портрет преуспевающего делового человека.
На нем отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. У него начищенные до блеска ботинки и аккуратная прическа.
Приветливая улыбка на его лице свидетельствует о расположении к собеседникам и хорошем настроении.
Он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела. Сразу запоминает имена-отчества новых знакомых и использует их в разговоре.
Имеет все необходимые рабочие документы, которые хорошо исполнены, начиная с его визитки: все на отличной бумаге с четким текстом в соответствии с правилами деловой этики.