Почему мы написали эту книгу




Кто мы такие? Наш опыт

Позвольте представиться. Соавторы этой книги – преподаватели кафедры периодической печати Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), преподаватели профильного журналистского класса при СПбГУ в школе №309 Центрального района Санкт-Петербурга, практикующие журналисты, кандидат филологических наук Наталья Павлушкина и кандидат политических наук Егор Королёв.

Нам, казалось бы, хватает студентов, хватает практики в петербургских изданиях. Но это только казалось. Однажды мы с коллегами решили, что наши студенты могут быть ещё лучше и готовить их надо заранее. В нашей Высшей школе журналистики абитуриенты в 11 классе посещают подготовительные курсы, а в 10 классе занятия на Малом журфаке. Но это занятие раз в неделю, а после него все расходятся по разным школам. И в 2011 году было решено открыть профильный класс при журфаке в школе №309 Санкт-Петербурга, в который мы набираем желающих у нас учиться со всех школ Петербурга, а в последние годы и ребят из других городов.

Школьная редакция работает без отрыва от учёбы, занятия по «Издательской деятельности» сопровождают уроки по вёрстке, основам рекламы и связей с общественностью, усиленная подготовка по литературе, русскому языку, историю и обществознанию. Выпускники профильного класса становятся студентами факультетов журналистики самых разных вузов Петербурга. То, что многие ребята выбирают другие профессии – это тоже хороший результат. Во-первых, за два года учёбы они понимают, что журналистика – нечто другое, нежели они представляли в самом начале. Во-вторых, занятия в профильном классе помогают им выбрать профессии рекламиста, социолога или политолога, так как все эти темы плотно пересекаются с планом уроков. В-третьих, наши лучшие выпускники за два года достигают уровня второкурсников вуза и могут даже без журфака сотрудничать со СМИ, среди наших бывших старшеклассников есть такие примеры. Лучшие же поступают к нам в Высшую школу журналистики СПбГУ. Их материалы мы будем анализировать в этой книге и вы, надеемся, согласитесь с тем, что они недаром поступили на журфак.

Нашей команде удалось сделать так, чтобы газета «Эпиграф» стала одной из лучших школьных газет в России. И мы благодарны за признание коллегам с факультетов журналистики Московского и Челябинского государственных университетов за оценку труда наших ребят. На журфаке МГУ «Эпиграф» второй год подряд берёт дипломы. В 2016 году диплом от МГУ и Союза журналистов нам особенно дорог, так как коллеги отметили то, к чему мы и призываем всю детскую прессу: «за актуальную и доступную подачу социальной проблематики». На VII международном конкурсе детских и молодежных СМИ "ЮнГа+", который проводит факультет журналистики Челябинского государственного университета, победителем в номинации "Лучшая школьная газета" (лауреат первой степени) стал наш "Эпиграф".

Мы не зацикливаемся на нашем профильном классе. Нас окружает много проектов, у которых мы сами учимся. Авторы книги входят в состав жюри ряда петербургских конкурсов школьных СМИ, а также олимпиады СПбГУ по журналистике «Проба пера». Об этом и не только подробнее в главе «Конкурсы школьной прессы».

Мы отдельно благодарим нашу команду, тех людей, которые вели и ведут проект профильного класса при Высшей школе журналистики СПбГУ, его кураторов, преподавателей СПбГУ, учителей школы №309: Александра Петровича Кругликова, Ольгу Сергеевну Кругликову, Алёну Викторовну Малиновскую, Алёну Пахоменко, Инну Святославовну Тимченко, Юлию Рифовну Хакимову, Веру Михайловну Шаповалову…

 

Почему мы написали эту книгу

Во-первых, мы не обнаружили ни одного подобного труда, который был бы посвящён тому, как организовать детскую редакцию. Мы отдельно советуем вам найти книгу нашего коллеги Сергея Александровича Самолётова «Школьная газета», в которой есть подробный блок по дизайну, однако нет разбора содержания школьных изданий. Мы же предлагаем конкретный план уроков и новый подход к контенту. От школьных учителей из самых разных регионов мы не раз слышали просьбу: «Дайте что-нибудь почитать о том, как нам работать». Ваша просьба услышана.

Во-вторых, за эти годы нашей командой накоплен тот опыт, которым хочется делиться. Нашим ученикам порой не хватает достойных конкурентов. Мы не желаем почивать на лаврах, мы не всегда довольны своим продуктом, поэтому хотим поделиться опытом и вместе с вами понять, что из этого опыта пригодится для правильного выбора профессии, а что можно отбросить. Поэтому мы очень рассчитываем на обратную связь и ждем от вас отзывов и критики данного труда (почта).

В-третьих, и это главное, мы хотим, чтобы с каждым годом к нам на журфак приходили лучшие школьники со всей страны; чтобы среди них было мало тех, кто идёт в профессию ради славы и романтики и много тех, кто понимает миссию журналистики, её ответственность перед обществом, кто не боится проблем, свойственных сегодня нашей профессии, кто готов продолжать традиции отечественной публицистики. Мы уверены, что среди старшеклассников много таких ребят. Главное – развить все эти качества, посмотреть на профессию шире, чем это принято в школе, не дожидаясь поступления на журфак уже начать программу первокурсников и в конце 11 класса писать лучше первокурсников. Именно такой народ выходит после нашего профильного класса. И с теми, кто поступил в СПбГУ, уже легче. Они знают наши требования. В этой книге мы собрали все требования, которые предъявляем к будущим журналистам, как преподаватели и практикующие журналисты. Выполняйте упражнения и задания, пишите тексты, выпускайте газеты – и если у вас получится, то встретимся на журфаке.

 

Структура книги

Мы ничего не придумываем, мы просто делимся опытом, проверенным и испытанным в профильном классе при журфаке СПбГУ. Наши занятия идут в 10 и 11 классах, за два года мы готовим наших ребят не только к поступлению на факультет, но и к осознанному выбору – и многие из них выбирают другие специальности. Они понимают за эти два года, что их первоначальные представления о профессии оказались далеки от реальности. Именно этой реальностью мы предлагаем заняться. В книге подробно изложен план занятий в 10-м классе. Программа включает в себя общее знакомство с основами журналистики, анализ медиарынка, выпуск двух номеров школьной газеты. В 11-м классе программа продолжается, усложняясь – со школьниками мы пытаемся писать на более сложные темы, заниматься аналитическими жанрами. В данной же книге мы предлагаем план из 30 уроков (по школьной программе – 60 уроков), которые можно взять на вооружение в любом классе, без разницы – будут ли это первые ваши уроки или вы начнёте их уже после ваших занятий по журналистике. Что-то, безусловно, будет дублироваться, и тогда вы можете какие-то уроки или упражнения пропускать. Мы предлагаем вам матрицу, по которой вам будет легче говорить о профессии то, о чем с детьми, судя по нашему опыту, говорится редко и мало. Вполне возможно, что вы будете не укладываться в график, или, напротив, опережать его – это тоже не страшно, в книге мы не указываем точный путь, лишь примерный. Понимаем, что в каждом коллективе будет свой опыт. Тем, у кого в группе изначально пишущие ребята, будет легче, чем тем, к кому пришли школьники, которым пока сложно облечь свои мысли в слова.

По примерному плану первые уроки начинаются в сентябре, в конце декабре проходит 16-й урок и после каникул начинаем с 17 урока. Занятия рассчитаны так, чтобы завершить их в конце апреля. Мы освобождаем наших старшеклассников в мае, чтобы у них была возможность подготовиться к экзаменам.

Занятия в нашем профильном классе проходят по университетской системе – два урока совместно, «пара» в полтора часа, один раз в неделю. С 10 класса приучаем школьников к университетскому графику. За 45 минут невозможно написать тексты, обсудить их, сделать выводы. Поэтому советуем занятия также объединять в такой промежуток времени, возможно, с небольшой переменой посередине двух уроков.

В книге представлен план уроков по предмету «Издательская деятельность». Параллельно в нашем проекте каждый класс раз в две недели занимается на двух уроках по предмету «Вёрстка и дизайн», так как на основных уроках просто нет времени ещё и верстать. Мы понимаем, что в вашей школе или центре творчества может не быть отдельного преподавателя по вёрстке. В этом случаем вы, скорее всего, будете включать эти темы в основные уроки по журналистике, тогда количество уроков увеличится. Отдельную главу нашей книги написала наша коллега, Алёна Малиновская, преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, которая научила наших школьников как минимум верстать. Теперь лучшие из них верстают уже на факультете. Если ваше школьное издание нуждается в редизайне, наши студенты могут вам в этом помочь, обращайтесь с заявками (почта).

Кроме плана уроков, отдельные главы посвящены таким темам, как:

  • общая программа занятий;
  • собеседование в школу или кружок журналистики;
  • школьная редакция: как быть новичкам;
  • подводные камни детской журналистики (мы советуем пути решений следующих проблем: если срываются дедлайны, если лютует цензура, если ваша редакция находится в маленьком городе или посёлке);
  • творческий конкурс (как набрать максимальные баллы);
  • обзор конкурсов школьной прессы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: