Определение экономических показателей
По расчетным типам судов
Основными экономическими показателями для судов является их стоимость и текущие расходы на содержание в эксплуатации.
Применительно к задачам данной курсовой работы эти показатели необходимо определить в расчете на одни сутки эксплуатационного периода.
Определение расчетной стоимости транспортных судов
Расчетная стоимость судна может быть определена по укрупненному нормативу по выражению:
, руб (12)
где расчетная стоимость судна, руб.;
–регистровая грузоподъемность судна, т (мощность, л.с);
коэффициент для учета различий стоимости по бассейнам;
коэффициент для учета различий стоимости по видам флота;
коэффициент для учета класса судна и его конструктивных особенностей;
норматив удельной стоимости на 1 т грузоподъемности (1л.с мощ-
-ности), руб.
Величина коэффициентов и норматив удельной стоимости приведены в приложении 5.
Для существующих типов судов допускается использовать в расчетах их балансовую стоимость после переоценки по материалам пароходств и предприятий.
В расчете на одни сутки эксплуатационного периода показатель стоимости судна определяется по выражению:
руб/судо-сут. (13)
где – продолжительность эксплуатационного периода за навигацию, сут.;
– коэффициент использования времени навигации для транспортной
работы (или коэффициент рабочего периода), = 0,95 0,98.
Продолжительность эксплуатационного периода для транспортных судов в основном следует считать равным продолжительности навигации по магистрали (из задания). И лишь в том случае, когда малая река отделена от магистрали участками водного пути, требующими для организации перевозок судов класса «О», «М» и выше, эксплуатационный период для мелкого флота, используемого в границах малой реки, следует принимать по продолжительности навигации на этой реке.
Расчет текущих расходов по содержанию судов
Расчет текущих расходов по содержанию судов в эксплуатации определяются по укрупненным группам:
1) оплата труда плавсостава и отчисления на социальные нужды;
2) амортизация и ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы;
3) топливо и смазочные материалы;
4) прочие прямые расходы;
5) распределяемые расходы.
· 1. Расходы на заработную плату судовых экипажей и отчисления на
социальные нужды определяются исходя из выражения:
где кскоэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды,
кс=1,39;
кркоэффициент, учитывающий районное регулирование оплаты труда,
(по району плавания);
кдкоэффициент, учитывающий дополнительную зарплату, кд=1,15;
кгкоэффициент, учитывающий группу судна по оплате труда плавсостава;
кнкоэффициент, учитывающий все виды надбавок, доплат и льгот плав-
составу;
котротраслевой коэффициент по уровню оплаты труда, котр = 6;
кпкоэффициент, учитывающий премирование плавсостава за выполнение
производственных заданий, кп =1,10 – 1,20;
n , n штатный норматив по судну для эксплуатационного периода и
зимнего отстоя;
tэ, tвр, tзопродолжительность эксплуатационного периода, технического
вооружения и разоружения судна и его зимнего отстоя, соответственно,
сут. (tэ + tвр + tзо = 365);
mрмесячный норматив рациона коллективного питания, mр=1000руб/чел;
М минимальной размер оплаты труда (МРОП) - 300 руб./чел.;
t количество дней оплачиваемых отгулов, за работу сверх нормативной
продолжительности рабочей недели и в праздничные дни.
Количество отгулов можно рассчитать, в зависимости от несения вахт на судне, по выражению:
, сут (15)
где tВ –продолжительность вахты на судне в сутки для основных членов
плавсостава, час. Значение tВ зависит от штата работников на судне и составляет 7 часов в сутки при штате в эксплуатационный период 9 и более человек, 8 часов – при штате 6-7 человек, 12 часов – при штате 4 человека и менее;
k н – коэффициент, учитывающий возможность предоставления отгулов в
навигационный период, k н = 0,10;
b количество праздничных дней по календарю, приходящихся на
навигационный период, сут;
Ориентировочные нормативные значения коэффициентов приведены в таблицах 1-3 приложения 6.
· 2. Расходы на амортизацию и ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы можно определить по выражению:
Э , руб. (16)
где а норма амортизации на полное восстановление рассматриваемого типа
судна, %;
b норматив на ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы, %;
коэффициент, учитывающий расходы на амортизацию и ремонт
ценного судового инвентаря, 1,03.
Значения нормативов а, b по основным типам судов представлены в таблице 4 приложения 6.
· 3. Расходы на топливо и смазочные материалы могут быть определены по выражению:
Э3 = Вх·tх + Вст·tст , руб. (17)
где t время хода и стоянок (с расходом топлива) за период эксплуатации,
сут;
, удельные судо-суточные расходы на топливо и смазку за сутки
хода и стоянки, руб/ сут.
В курсовом проекте расходы на топливо и смазку удобно рассчитывать за одни сутки в зависимости от режима работы главных двигателей.
Расходы на топливо и смазку за сутки хода определяются по выражению:
, руб/сутки хода. (18)
где NГД суммарная мощность главных двигателей, кВт (л.с.);
,qм удельный эффективный расход топлива и смазки по главному
двигателю, г/кВтчас (г/л.с.-ч);
Цт, Цмцена топлива и масла с учетом транспортно-заготовительных
расходов, руб/т;
К ВСПкоэффициент, учитывающий увеличение расходов на вспомогатель
ные двигатели и котлы. К ВСП=1,00 1,10
Величина удельных судо-суточных расходов на топливо и смазку за сутки стоянки можно принять в размере 5% от величины, рассчитанной для ходового режима, т.е. определить по выражению:
=0,05 , руб/сутки стоянки (19)
Ориентировочные нормативные значения коэффициентов и других величин, входящих в формулы приведены в приложении 7.
· 4. Прочие прямые расходы определяются долей от суммы основных расходов по предыдущим статьям, т.е. по выражению:
Э , руб. (20)
где кПР доля прочих прямых расходов, кПР =0,020 0,025;
· 5. Распределяемые расходы определяются долей от суммы расходов по предыдущим статьям, т.е. по выражению:
Э , руб. (21)
где К РАСПР коэффициент, учитывающий долю распределяемых расходов,
- для буксиров К РАСПР =0,30 – 0,35;
- для остальных типов судов К РАСПР =0,20 – 0,25.
· Общая сумма текущих расходов по содержанию судов в эксплуатации
Эобщ = , руб. (22)
В курсовом проекте затраты на содержание судов, в расчете на одни сутки эксплуатационного периода, для ходового и стояночного режимов определяются по выражениям:
· для самоходных судов
, руб/судо-сут. (23)
, руб/судо-сут. (24)
· для несамоходных судов
, руб/судо-сут. (25)
где км – коэффициент, учитывающий увеличение расходов на топливо, смазку
на маневровых работах по сравнению со стоянками, его значение можно принять в размере:
– для грузовых теплоходов км = 2,7 3,5
– для буксиров-толкачей км = 3,3 4,6
По несамоходным судам, эксплуатируемым без баржевых команд, при определении Э1 учитывается только период зимнего отстоя и технического вооружения и разоружения исходя из штатного норматива для зимнего отстоя.
Результаты расчета экономических показателей по типам судов следует представить в табличной форме:
Таблица 4.4
Экономические показатели по типам судов
Показатель | Единица измере-ния | Значение по типам судов | |||||
самоходные грузовые | буксиры-толкачи | несамоходные грузовые | |||||
Индекс судна | - | ||||||
Номер проекта | - | ||||||
Стоимость судна | тыс. руб. | ||||||
Судо-суточный показатель стоимости | руб/сут. | ||||||
Штатная численность: - в эксплуатации - на зимнем отстое | един. | ||||||
Режим несения вахт | час. | ||||||
Эксплуатационный период | сут. | ||||||
Норма амортизации | % | ||||||
Норматив на ремонт судна | % | ||||||
Норматив на износ МЦБИ | % | ||||||
Оплата труда плавсостава | тыс. руб. | ||||||
Амортизация и ремонт судна | тыс. руб. | ||||||
Судо-суточные расходы на топливо и смазочные материалы - на ходу - на стоянке | руб/сут. | ||||||
Судо-суточный показатель всех расходов по судну: - на ходу - на стоянке | руб/сут. |