Тема. Формула успеха продуктивной культурно – массовой работы. Культурно – досуговая деятельность
В свете современных представлений понятие "культурно-досуговая деятельность" целесообразно рассматривать как ("досуг"), обладающее присущими ему признаками:
- она является результатом свободного выбора занятий,
- она осуществляется не с целью заработка.
Вместе с тем данное понятие включает в себя и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. В культурно-досуговой деятельности проявляется осознанное отношение человека к природе и социальной жизни. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Формы культурно – досуговой деятельности.
Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник.
Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника:
|
- торжественное обновление жизни;
- коммуникативную и регулятивную функции,
- компенсаторную;
-эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.
Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.
Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.
Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Русская народная музыка - особая самостоятельная область народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы.
Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.
"Ряженье" сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными чертами, присущими театральному действу.
Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья.
Содержание, цели и мотивы культурно-досуговой деятельности.
|
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:
1. первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные -в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
2. социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
3. культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
|
Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
- осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
- его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые.
1. Активный контакт с окружающей средой.
2. Поддержание на должном уровне духовно- эмоционального состояния
3. Творческое совершенствование.
4. Всестороннее гармоничное развитие.
Основные задачи:
1. Обеспечение доступности культурных ценностей.
2. Воспитание средствами культурно-досуговой деятельности.
3. Удовлетворение духовных потребностей.
4. Обеспечение полноценного индивидуального и коллективного досуга.
Главное в досуге - характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.
Рассмотрим основные черты культурно-досуговой деятельности:
1) осуществляется в свободное время на основе добровольности и активности различных групп;
2) опирается на региональные традиции и национально-эстетические особенности;
3) имеет многообразие видов деятельности среди разновозрастных групп населения;
4) имеет разнообразные формы как организованные, так неорганизованные;
5) в основе имеет коммуникативную направленность и развивается на основе интересов и потребностей личности;
6) может протекать в индивидуальных и групповых формах;
7) имеет определенную целенаправленность, которая затем приводит человека к деятельности.
8) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, так как в основе своей культурно-досуговой деятельность имеет культурные цели.
Таким образом, культурно-досуговой деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.