Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:
1. Конструирование;
2. Подготовка;
3. Проведение мероприятия;
4. Анализ.
Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.
Конструирование мероприятия
Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.
После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1) Четко поставить цели и задачи;
2) Определить тематику мероприятия;
3) Определить форму проведения и содержание массового мероприятия.
4) Придумать мероприятию яркое название;
5) Разработать правила и условия проведения мероприятия:
- определение участников (команды или индивидуальные участники), их количество;
- продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;
- порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);
- последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
- возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;
- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;
- время на подготовку задания;
- критерии оценки;
- определение победителя.
6) Определение места и времени проведения мероприятия;
7) Тщательный подбор заданий для участников и возможно болельщиков;
8) Разработка положения о мероприятии
(Положение включает в себя следующие разделы: цели и задачи, организаторы, участники, условия проведения, время и место проведения, критерии оценки, финансирование, подведение итогов. К положению прикладываются смета расходов и заявка на участие).
|
Подготовка массового мероприятия
На этом этапе работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) Познакомить участников с «Положением» о мероприятии.
Разработать и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты, приглашения и т. п.;
2) Подготовить и оформить согласно тематике место проведения мероприятия:
- подготовить атрибуты, декорации;
- подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего;
- заготовить материалы и инструменты, необходимые для проведения заданий;
3) Подготовить музыкальное оформление (музыка, позывные, фанфары);
4) Подготовить световое и техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, видеопроектор, видеокамеру и т.п.).
5). Заготовить реквизиты (карточки, жетоны, фишки);
6). Подобрать ведущего. Ведущий должен владеть ораторским искусством. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты.
9) Подготовить грамоты, дипломы, призы. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический. Также не нужно забывать и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.
10) Подготовить программу мероприятия и написать сценарий. Можно использовать более открытую для импровизации форму описания хода мероприятия.
11) Проведение репетиции (при необходимости).
Порядок проведение массового мероприятия
|
При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:
1.Организационный момент (5-7 минут).
Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.
Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.
2. Вводная часть (10-15 минут).
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.
Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.
4. Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.
Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.
Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. Д.
4.Заключительная часть (10 -15 минут).
Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).
Цель: систематизация детьми полученного опыта.
Приглашенные гости должные быть не только зрителями, а еще и участниками мероприятия, разумно включать средства идейно – эмоционального воздействия (музыку, художественное и техническое оснащение, костюмы, песни, танец и т. д.), они должны быть подчинены идее праздника.
Чередовать различные виды деятельности: опыты, соревнование, игру, свободное общение.
|
Анализ мероприятия
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.
В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.
Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:
1.Цель.
2.Кто присутствовал.
3.Кто принимал участие, количество участников.
4.Соответствие мероприятия уровню развития участников.
5.Активность:
- в подготовительный период
- во время проведения мероприятия
6.Какие функции выполняло мероприятия: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно – управляющую.
7.Поставленные задачи выполнены или не выполнены.
8.Что удалось, а что следует улучшить?
Массовое мероприятие играет большую роль в жизни, если оно интересно задумано и удачно проведено.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения массового мероприятия, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения мероприятия зависит не только от освоения организатором технологии его подготовки и проведения, но и от того, насколько развиты его организаторские и творческие способности.
Основные требования к написанию и оформлению сценария мероприятия
Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: концерта, конкурса, фестиваля и т.п. Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, стихи, тексты песен. В ремарках даются сценические указания:
• художественное оформление;
• световая и видео партитура;
• движение участников праздника на сцене и т.д.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия, а именно:
• церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).
• театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
• возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
• атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».
Примерная схема сценария:
• название (например, сценарий «Новогодние забавы»);
• адресат - для кого предназначено дело;
• цель, воспитательные задачи дела;
• участники, реализующие сценарий, действующие лица;
• полный текст выбранного сценария;
• использованная литература;
• автор сценария, год.
Мероприятие – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. Но, самое главное, мероприятие способствует развитию творческих способностей.