Уроки 129–130. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»




Уроки 129–130. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с классиками зарубежной литературы; познакомить с творчеством американского писателя Марка Твена; расширять кругозор детей; прививать интерес к литературе; способствовать совершенствованию навыка чтения (беглости, осознанности, выразительности); создать условия для развития интереса к творчеству писателя, для формирования умений свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; способствовать развитию творческих способностей детей; содействовать воспитанию культурного, образованного и высоконравственного человека
Планируемые результаты
Предметные: Познакомятся: с литературоведческими понятиями «повесть», «литературный герой», «псевдоним», с произведением Марка Твена «Приключения Тома Сойера»; научатся: работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; составлять план работы по решению учебной задачи урока. Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Мечте русалочки не суждено было сбыться, принц женился на красавице принцессе. Но русалочка не превратилась в пену морскую. Почему? – Можно ли считать, что самая заветная мечта русалочки исполнилась, или нет? Объясните ваше мнение Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся представляют классу свои рисунки к сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» и зачитывают отрывок из произведения, соответствующий изображенному на рисунке. Из работ детей организуется выставка Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о каком мальчике идет речь и, соответственно, о каком произведении будет наша беседа. – Конечно, этот мальчик – Том Сойер, и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Конечно же, вам известны имена Тома Сойера и Гекльберри Финна. А знаете ли вы, кто «отец» этих мальчиков? Кто рассказал об этих интересных, непоседливых мальчишках? – Имя этого человека – Марк Твен – известно далеко за пределами Америки Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Читают эпиграф урока: «Даже самый серьезный, самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют» (И. Ильф и Е. Петров). – Цель нашего урока – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Марка Твена Рассказывает о творчестве Марка Твена, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве Осуществлять анализ объектов, выделять последовательность событий
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.   – К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»? Что такое повесть? Какими по тематике бывают повести? Какими же особенностями отличается приключенческая повесть? – А для начала давайте проведем маленькую разминку – викторину для самых внимательных. – В каком городе жил Том Сойер?   – Какого цвета была краска, которой белили забор? – Кто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера? – Сколько костюмов было у Тома Сойера? – Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? – Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло? – Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? – За сколько желтых билетиков давали Библию? – Что изменилось в жизни Гека после нахождения клада? – Сегодня мы прочитаем лишь небольшой отрывок из «Приключений Тома Сойера», но я думаю, что тем из вас, кто еще не знаком с мальчиком по имени Том Сойер, захочется после этого побольше узнать о нем. Учитель и учащиеся читают отрывок из произведения, помещенный в учебнике. – Каким вы представили себе Тома? Что в нем привлекло вас? – Когда вам было весело, а когда грустно? Почему? Работают с толковым словарем. Бойко – быстро, шустро. Восседать – торжественно гордо сидеть. Любопытство(в данном случае) – любознательность. Поразительный – вызывающий удивление. Бедовый – шустрый, смелый.     Отвечают на вопросы викторины.   – Том Сойер жил в Санкт-Петербурге (Сен-Питсбург). Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж. – Краска белого цвета. – Сид Сойер.   – Два костюма: повседневный и нарядный. – Выводить бородавки. – Болеутолитель – кот.   – Том выдумал гангрену.   – За десять желтых билетиков давали Библию. – Гека усыновила вдова Дуглас.   Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – О чем произведение Марка Твена? – Как можно озаглавить этот отрывок? – От чьего лица ведется рассказ? – Какие детали убеждают вас в том, что действие происходило много лет назад и в другой стране? – Что вас удивило, заинтересовало? – Что вы узнали о Томе? – Как можете охарактеризовать его? – Что вы думаете о Бекки? Почему? – Какими изобразил детей художник на иллюстрации в учебнике? – Совпало ли ваше представление с представлением иллюстратора? – Как вы думаете, бывает ли любовь в таком возрасте? Знакомо ли вам это чувство? – Какая атмосфера царила в классе? – Каким образом перед девочкой появился персик? – Почему она его не сразу взяла? – Как оценила девочка рисунок Тома? – Своими словами опишите Бекки Тэтчер. – Какие уловки придумывал Том, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер? – Что произошло с Томом на уроках географии? грамматики? – Чем раньше награждали успешных и грамотных учеников? – Почему медаль перешла к другому ученику? – Работая по таблице, определите, что лишнее, чего не достает в списке, а чего вообще не было в данном отрывке из произведения «Приключения Тома Сойера»?
БУМАГА ШИШКА ПЕРСИК РОМАШКА МЕДАЛЬ ДЫМ ШТОПОРОМ ТРОН ГРИФЕЛЬНАЯ ДОСКА КУСОК МЕЛА КЛЮЧ УЧИТЕЛЬ

– Том, как сотни других детей, как и многие из вас, живой, веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик. Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего, – Марка Твена.

Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом.

Проводит игру «Кто быстрее?».

– Проверим ваши знания текста.

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Заранее подготовленные обучающиеся читают стихотворение русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой «Книги в красном переплете». Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тотчас же к вам, бывало. – Уж поздно! – Мама, десять строк! – Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет… В воздухе свежо… Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры… Кладбище… Вещий крик совы… (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком – корона… Вдруг – нищий! Боже! Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник, Британии печальны судьбы… – О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!   Выполняют задания игры «Кто быстрее?». На стене прикреплены вырезанные из бумаги штакетины – как модель забора, который должен был выкрасить Том. Учащиеся разбирают забор по «досточкам» с обратной стороны которых записано начало предложения из произведения «Приключения Тома Сойера». Это предложение нужно найти в тексте и прочитать Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
VI. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Перечитать отрывок из «приключений Тома Сойера», данный в учебнике; по возможности взять в библиотеке произведение Марка Твена «приключения Тома Сойера» и прочитать одну из глав. Прочитать фрагмент повести, когда тетя Полли заставила Тома побелить забор. Подсчитать размер забора Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
Длина = 30 ярдов. Высота = 9 футов Длина =? метров. Высота =? метров

Ярд – чуть меньше 1 метра.

3 фута = 1 ярд.

1 фут = 1/3 ярда

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Каким же был Том Сойер? Как автор относится к нему и другим своим героям? Какими средствами, приемами автор привлекал наше внимание к книге и ее главному герою – Тому Сойеру? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: