Уроки 129–130. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с классиками зарубежной литературы; познакомить с творчеством американского писателя Марка Твена; расширять кругозор детей; прививать интерес к литературе; способствовать совершенствованию навыка чтения (беглости, осознанности, выразительности); создать условия для развития интереса к творчеству писателя, для формирования умений свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; способствовать развитию творческих способностей детей; содействовать воспитанию культурного, образованного и высоконравственного человека | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Познакомятся: с литературоведческими понятиями «повесть», «литературный герой», «псевдоним», с произведением Марка Твена «Приключения Тома Сойера»; научатся: работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; составлять план работы по решению учебной задачи урока. Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Мечте русалочки не суждено было сбыться, принц женился на красавице принцессе. Но русалочка не превратилась в пену морскую. Почему? – Можно ли считать, что самая заветная мечта русалочки исполнилась, или нет? Объясните ваше мнение | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся представляют классу свои рисунки к сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» и зачитывают отрывок из произведения, соответствующий изображенному на рисунке. Из работ детей организуется выставка | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | |||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о каком мальчике идет речь и, соответственно, о каком произведении будет наша беседа. – Конечно, этот мальчик – Том Сойер, и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Конечно же, вам известны имена Тома Сойера и Гекльберри Финна. А знаете ли вы, кто «отец» этих мальчиков? Кто рассказал об этих интересных, непоседливых мальчишках? – Имя этого человека – Марк Твен – известно далеко за пределами Америки | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Читают эпиграф урока: «Даже самый серьезный, самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют» (И. Ильф и Е. Петров). – Цель нашего урока – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Марка Твена | Рассказывает о творчестве Марка Твена, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов, выделять последовательность событий | |||
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»? Что такое повесть? Какими по тематике бывают повести? Какими же особенностями отличается приключенческая повесть? – А для начала давайте проведем маленькую разминку – викторину для самых внимательных. – В каком городе жил Том Сойер? – Какого цвета была краска, которой белили забор? – Кто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера? – Сколько костюмов было у Тома Сойера? – Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? – Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло? – Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? – За сколько желтых билетиков давали Библию? – Что изменилось в жизни Гека после нахождения клада? – Сегодня мы прочитаем лишь небольшой отрывок из «Приключений Тома Сойера», но я думаю, что тем из вас, кто еще не знаком с мальчиком по имени Том Сойер, захочется после этого побольше узнать о нем. Учитель и учащиеся читают отрывок из произведения, помещенный в учебнике. – Каким вы представили себе Тома? Что в нем привлекло вас? – Когда вам было весело, а когда грустно? Почему? | Работают с толковым словарем. Бойко – быстро, шустро. Восседать – торжественно гордо сидеть. Любопытство(в данном случае) – любознательность. Поразительный – вызывающий удивление. Бедовый – шустрый, смелый. Отвечают на вопросы викторины. – Том Сойер жил в Санкт-Петербурге (Сен-Питсбург). Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж. – Краска белого цвета. – Сид Сойер. – Два костюма: повседневный и нарядный. – Выводить бородавки. – Болеутолитель – кот. – Том выдумал гангрену. – За десять желтых билетиков давали Библию. – Гека усыновила вдова Дуглас. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату | |||
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– О чем произведение Марка Твена?
– Как можно озаглавить этот отрывок?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Какие детали убеждают вас в том, что действие происходило много лет назад и в другой стране?
– Что вас удивило, заинтересовало?
– Что вы узнали о Томе?
– Как можете охарактеризовать его?
– Что вы думаете о Бекки? Почему?
– Какими изобразил детей художник на иллюстрации в учебнике?
– Совпало ли ваше представление с представлением иллюстратора?
– Как вы думаете, бывает ли любовь в таком возрасте? Знакомо ли вам это чувство?
– Какая атмосфера царила в классе?
– Каким образом перед девочкой появился персик?
– Почему она его не сразу взяла?
– Как оценила девочка рисунок Тома?
– Своими словами опишите Бекки Тэтчер.
– Какие уловки придумывал Том, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?
– Что произошло с Томом на уроках географии? грамматики?
– Чем раньше награждали успешных и грамотных учеников?
– Почему медаль перешла к другому ученику?
– Работая по таблице, определите, что лишнее, чего не достает в списке, а чего вообще не было в данном отрывке из произведения «Приключения Тома Сойера»?
– Том, как сотни других детей, как и многие из вас, живой, веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик. Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.
Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего, – Марка Твена. Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс. Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. Проводит игру «Кто быстрее?». – Проверим ваши знания текста. | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Заранее подготовленные обучающиеся читают стихотворение русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой «Книги в красном переплете». Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тотчас же к вам, бывало. – Уж поздно! – Мама, десять строк! – Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет… В воздухе свежо… Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры… Кладбище… Вещий крик совы… (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком – корона… Вдруг – нищий! Боже! Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник, Британии печальны судьбы… – О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! Выполняют задания игры «Кто быстрее?». На стене прикреплены вырезанные из бумаги штакетины – как модель забора, который должен был выкрасить Том. Учащиеся разбирают забор по «досточкам» с обратной стороны которых записано начало предложения из произведения «Приключения Тома Сойера». Это предложение нужно найти в тексте и прочитать | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||
VI. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Перечитать отрывок из «приключений Тома Сойера», данный в учебнике; по возможности взять в библиотеке произведение Марка Твена «приключения Тома Сойера» и прочитать одну из глав. Прочитать фрагмент повести, когда тетя Полли заставила Тома побелить забор. Подсчитать размер забора | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
Ярд – чуть меньше 1 метра. 3 фута = 1 ярд. 1 фут = 1/3 ярда | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Каким же был Том Сойер? Как автор относится к нему и другим своим героям? Какими средствами, приемами автор привлекал наше внимание к книге и ее главному герою – Тому Сойеру? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |