Методические рекомендации для участников проекта
«Герои народа – герои страны»
Г.Ижевск, 2018 г.
К ПРОЕКТУ
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении Республиканского конкурса обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Удмуртской Республики
«Герои народа – герои страны»
Цель - вовлечение детей и молодёжи республики в деятельность, направленную на преодоление ксенофобских и экстремистских настроений через изучение военной истории страны и формирование научных знаний о вкладе народов многонациональной России в историческую победу над нацизмом и фашизмом в ходе Великой Отечественной войны.
Партнерами и организаторами конкурса являются Министерство национальной политики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Управление образования Администрации города Ижевска, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов», общественный еврейский благотворительный фонд «Хэсэд–Ариэль» Удмуртской Республики.
К участию приглашаются обучающиеся 7-11 классов, активисты школьных музеев.
В конкурсе участвуют работы по трем номинациям:
• Первая номинация – «Эссе на тему «Герои народа – герои страны».
• Вторая номинация – «Эссе на тему «Письма с фронта».
• Третья номинация – «Исследовательский проект на темы «Герои народа – герои страны», «Письма с фронта».
Конкурс проводится в три этапа:
Первый этап – школьный.
Второй этап – муниципальный. Локальный конкурс в каждом районе Удмуртской Республики проводится самостоятельно. Выбираются три победителя, которые направляются на участие в республиканском этапе.
Третий этап – республиканский. На республиканский этап принимаются работы участников в электронном и письменном варианте, также необходимо предоставить итоговые протоколы школьного и муниципального этапов. Документы в срок до 8 апреля 2019 г. необходимо отправить в БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования детей» в электронном виде по адресу kraeved.rcdod.ur@gmail.com с пометкой на конкурс «Герои народа - герои страны», а также в напечатанном виде по адресу: БОУДО УР РЦДОД, 426063, г.Ижевск, ул.Орджоникидзе, д.39, отдел туризма и краеведения.
Конкурсная комиссия отбирает по три лучшие работы в каждой номинации Конкурса. Награждение победителей состоится в мае 2019 г. Все участники конкурса награждаются сертификатами, победители и призеры награждаются дипломами и ценными призами от организаторов.
Общие требования к структуре конкурсной работы:
- информативная часть (информация о героях России, воинах разных народов СССР, формулирование проблемы для дискуссии с читателем, общее представление об исторических событиях периода Великой Отечественной войны);
- аналитическая часть (авторская позиция исследователя проблемы, собственное отношение к изучаемым вопросам темы);
- описательная часть (логичное и грамотное описание боевых и трудовых подвигов, технических достижений и научных открытий, обеспечивших победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и укрепивших могущество страны).
Материалами для подготовки конкурсной работы могут стать исторические факты о подвигах героев на фронте, на военных заводах республики, на строительстве железнодорожной ветки Ижевск — Балезино, в колхозах, на предприятиях, больницах, госпиталях, школах и др. Полезно будет рассмотреть воспоминания, мемуары, фронтовые письма участников Великой Отечественной войны и их родственников. Наиболее предпочтительными станут те работы, где имеет место изучение истории Героев Советского Союза, представителей разных народов нашей страны, среди которых: русские, украинцы, белорусы, удмурты и татары, армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки, грузины, евреи, другие народы нашей многонациональной России.
Контакты организаторов Конкурса.
Лекомцева Юлия Алексеевна, методист БУ УР ДДН
ddnproekt@bk.ru, 8-3412-63-10-75
Рустам Нуруллович Касимов,
к.и.н., доцент;
Старший научный сотрудник УИИЯЛ Удм ФИЦ УрО РАН;
Директор центра этнокультурного образования Института развития образования.
Об особенностях написания эссе по темам истории
Великой Отечественной войны
Методические рекомендации по написанию эссе
Показателем овладения содержания обществоведческого и исторического образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения.
К заданиям высокого уровня сложности относится умение писать краткое письменное прозаическое сочинение. Краткое письменное прозаическое сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме – эссе (мини-сочинение).
Данное задание позволяет:
1. проверить овладение содержанием курса социально-гуманитарных дисциплин;
2. овладение сложными интеллектуальными умениями (логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях, делать аргументированные выводы).
Обратимся сначала к самому термину "эссе". По мнению большинства специалистов эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема, трактующее узкую тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления с нею связанные. Такой темой может быть тема о фронтовых письмах времен Великой Отечественной войны.
Жанровые особенности эссе:
1. наличие конкретной темы;
2. личностный характер восприятия проблемы;
3. небольшой объем;
4. многоплановый взгляд на явление;
5. логичность и научность изложения (внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений);
6. открытость (эссе не претендует на полный законченный анализ проблемы).
Успешно написать эссе смогут те, кто:
1. способны корректно применять исторические и обществоведческие знания,
2. имеют собственную позицию по ключевой проблеме, рассматриваемой в тексте,
3. умеют логично и убедительно излагать, и отстаивать собственное мнение, с опорой на исторические знания по теме.
Черновик эссе. Очень важно на первоначальном этапе обратить внимание на правильную работу с черновиком при написании эссе. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми, на широкие поля вносятся исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста, а также цитаты, примеры.
Исходя из важности работы с черновиком, при написании эссе выделяется несколько этапов:
1. написание эссе в черновом варианте;
2. анализ содержания текста;
3. проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;
4. внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Структура эссе.
Вступление. В нем должна присутствовать собственная позиция к выбранной теме и должна быть выделена ключевая идея (проблема) эссе. Начинать нужно с ясного и четкого определения авторского мнения, то есть, собственного отношения к раскрываемой теме. Далее уместно сформулировать понимание сюжета, ставшего темой эссе. Здесь важно выделить основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет дальнейшее содержание и сущность текста.
Основная часть. Тезисы и аргументы. Абзацы должны быть четко структурированы и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости проблемы, избранного плана, логики развития мысли. Текст должен быть достаточно научным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не должен перегружать изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность.
Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы по проблеме.